Сколько фолком ни корми…
25 Августа 2011 14:35
Просмотров: 1630
Метки:
Нравится
Рейтинг поста: + 3
Фолк – музыка на основе народного творчества – пожалуй, наиболее популярная в мире. Регги, кантри, фламенко, кумбия, балкан, клезмер, сальса – все это, в той или иной степени, фолк.
Для меня было очень странным обнаружить, что ирландская музыка столь похожа на украинскую, что украинские козацкие марши пропитаны турецкими мотивами, что музыка южноамериканских индейцев тоже похожа на привычные нам мелодии и, в то же время, на монгольские напевы. Как-то, послушав испанцев «Mau Mau» у Димы Куровского, я сказал: «Какая-то еврейская музыка», на что Дима снисходительно посмотрел на меня и посоветовал послушать побольше фолка. Не то, чтобы та музыка не напоминала еврейскую, нет, дело в другом. Музыка, несущая в себе народные мотивы, похожа на все песни сразу и, в то же время, настолько самобытна, что глупо пытаться приклеить на нее какой-то ярлык, обозначающий принадлежность.
В принципе, чем больше слушаешь разную музыку, тем отчетливее понимаешь, что все эти стили, направления – не более, чем рубрикатор для того, чтобы проще было искать в каталоге нужные диски. Или для того, чтобы примерно описать словами человеку, который не слышал музыки, являющейся предметом разговора. И все равно, рассказывать о музыке – то же, что плясать об архитектуре, как сказал великий Фрэнк Заппа.
Но перейдем, собственно, к тому, что подвигло меня на эти размышления и воспоминания. В канун Дня Независимости в известном арт-пабе играл и пел «Пушкин клезмер бенд», усиленный Марией Кудрявцевой («Солнцеклеш», «Куку Шанель»). В очередной паузе между номерами к сцене подошел крепкий парень и агрессивно сообщил, что вечерина проходит по поводу Дня Независимости Украины и «собственно, какого хрена?» Конфликт утих, не успев разгореться, благодаря, и острому языку кларнетиста Мити Герасимова, и профессионализму охраны, но осадочек остался.
Нет, не подумайте, не тот осадочек, как в известном анекдоте о пропавших ложечках, а осадочек осознания невежественности агрессивного молодого чемодана. Мне стало жутко интересно, сколько бы он пропраздновал под аутентичную украинскую музыку. Я, лично, вознамерившись ознакомиться с подобной музыкой, выдержал четыре песни. Это были так называемые «троїсті музики» скрипка-дудка-барабан. Камрады, это жуткое ощущение, не знаю как наши предки под это гульбанили, но думаю, что очень сурово. Музыка не для слабонервных. Как чистый спирт. Хватанешь рюмку-две, а потом уже как-то хочется меньшего экстрима. Так и с музыкой. На чистом народном творчестве мало кто выдержит, а вот фолк – совсем другое дело.
Сидел я, слушал Митю сотоварищи, и размышлял о том, что как все же хорошо, что Господь сподобился закинуть в наши палестины евреев и цыган – народы, обладающие уникальной способностью впитывать и преломлять через свою вековую мудрость музыкальную культуру. Однозначно, украинская музыка была бы другой без влияния евреев и цыган. Сегодня это трудно отследить, потому что все стало уже очень органичным сплавом (фьюжн! не забыли?), но сделать выводы не сложно, послушав клезмер, балкан, музыку наших ромов и современный украинский фолк.
Кстати, буквально вчера, протискиваясь среди красивых черниговчан в горсаду, увидел там волынщика, и задумался, а смог бы я определить, что это украинец, укрась он свою фигуру не вышиванкой, а к примеру, килтом и пледом.
То ж набуваймоси та попускаймоси. И будет нам счастье.
Такие вот заметки.