GOROD.cn.ua

Корабли иллюзий и рифы реалий

30 Октября 2023 08:13   Просмотров: 1174
Метки:
Нравится Рейтинг поста: 0

Оптимизм на трясине. Часть 2

На календаре понедельник 30 ноября и 614-й день войны. Минувшая неделя как, впрочем, и все предыдущие, была полна разных показательно-знаковых событий. Увы, далеко не все на эти знаки обращают внимание, анализируют действия и события, извлекая уроки на будущее.

Вот, к примеру, с субботы на воскресенье страна перешла на зимнее время, как бы намекая на скорое изменение агрегатного состояния природы и неизбежности перехода на зимние рельсы. В Мордоре, кстати, на зимнее время не перешли, зато перешли к классическим еврейским погромам.

К слову, когда у кого появилось отопление? У нас в Славутиче батареи потеплели в пятницу вечером и в квартире сразу стало повеселее. Чего не скажешь о ребятах на фронте, где и в окопах холодно, сыро и грязно, и морально-психологическая обстановка оставляет желать лучшего на фоне провалившегося контрнаступления ВСУ на юге и масштабного штурма Ордой наших позиций под Авдеевкой.

Увы, но данным постом автор не утешит читателей поводами для оптимизма, а, пожалуй, лишь усилит  меланхолию, обусловленную осенней погодой и тревожными новостями…

 

"Кино, вино и домино"

Дата "30 ноября" примечательна тем, что сегодня в Киеве согласно оптимистичному плану должна была завершиться реконструкция Дягтяревского путепровода на пересечении улиц Дягтеревской (бывшей Пархоменко) и Александра Довженко. Однако, как говорится, не так сталося, як гадалося: ровно месяц назад --  30 сентября, в столице состоялся образцово-показательный перформанс с наглядной демонстрацией "принципа домино".

Подробности, полагаю, многим известны, однако, про всяк выпадок, напомню сюжет кЫно на улице имени украинского режиссера: в рамках реконструкции Дегтяровского путепровода по заказу УК "Киевавтодор" компания RDS выполняла работы установке балок пролетной части, о чем вел репортаж инфраструктурный обозреватель Павел Авдокушин. Кстати, пользуясь случаем, выражу свой респект за его замечательные фото- видео- отчеты с различных объектов строительства по всей Украине, в том числе и с Чернигова, где 15 октября завершился процесс бетонирования самого длинного в Украине мостового монотолитного прогона с предварительно напряженной арматурой...

Однако вернемся к нашему трагикомическому сюжету: при выполнении монтажа 7-й балки та, при постановке на место и ослаблении тросов крана, неожиданно спружинила, после чего, шо тот шар в кегельбане, снесла балки, установленные ранее. Все шесть. Напрочь. В хлам.

Строительные конструкции общим весом в 253 тонны и стоимостью в "до фига" миллионов "выбросили в пропасть" в прямом смысле данного выражения…

Какие выводы сделаны властью за истекший месяц и какие выводы в целом напрашиваются?

 

Факап на Дегтяревском путепроводе как performance review всей системы

Начнем с вопроса, напрашивающегося с ходу: насколько острой была необходимость дорогостоящего ремонта отнюдь не стратегического путепровода во время войны?

Вопрос большей частью является риторическим, как бы столичные власти не пытались нас убедить якобы в глубоко аварийном состоянии путепровода. На самом деле необходимость реконструкции, возможно, была вызвана желанием увеличить ширину проезжей части с 28 до 40 метров…

[caption id="attachment_117459" align="alignnone" width="600"] Дегтяровский путепровод – один из старейших в Киеве (построен в 1963 году). Архивное фото[/caption]

А вот в действительно аварийном состоянии находился автомобильный мост через речку Тересва на трассе Мукачево-Рогатин, пролет которого грохнулся 24 июня под тяжестью песковоза весом в 45 тонн. При том, что нагрузка на мост, сооруженный еще в 1957 году и находящийся в стадии крайней деградации, была ограничена 7-ю тоннами…

Это я к тому, что случаи, конечно, бывают разные, однако если на Закарпатье был случай, требующий срочного оперативного вмешательства, то путепровод в столице был явно не "тревожный кабанчик". И это, так сказать, видимая часть айсберга проблемы под названием "рациональный выбор приоритетов".

Как ни крути, а нет логического объяснения тому факту, что на дроны для фронта средства собирают "с мира по нитке", а дорогостоящее строительство производят за бюджетный счет…

 

Столкновение иллюзий с законом Гука

При первичном визуальном обзоре места аварии сразу же возникают вопросы, как качеству монтажных работ, проводимых группой RDS, так и качеству самих мостовых балок, которые изготовила небезызвестная столичная строительная компания «Ковальская», выигравшая тендер на изготовление 36-метровых балок по заказу "Росдорстрой".

Генеральный директор группы "Ковальская" Сергей Пилипенко заявил, что они готовы к любым проверкам, а мостовые балки БМ-36 изготовлены в соответствии с проектной документацией и имеют соответствующие сертификаты качества, однако, полагаю, никто не питает иллюзий по поводу уровня современного инжиниринга в Украине и коррупционных реалий контролирующих институций…

Начнем с того, что мостовые балки длиной 36 метров – это далеко нестандартная продукция и соответствующего опыта у группы Ковальская не было – это был, так сказать, "первый блин". А выпуск мостовых балок длиной от 12 до 21 метра компания начала только с 2021 года.

Вообще-то основы мостостроения просты, как угол дома и сводятся к инженерной реализации закона Гука, согласно которому деформация, возникающая в упругом теле (пружине, стержне, консоли, балке и т. д.), прямо пропорциональна силе упругости, возникающей в этом теле. . Поэтому главной задачей является обеспечение передачи нагрузки с середины балочного пролета на основание мостовых опор, что хорошо заметно на вантовых мостах, но не совсем понятно в нашем случае, когда мостовая балка визуально прямая. На самом деле в бруске бетона скрывается конструкция, подобная стрелковому луку, в котором есть тетива, натягивающая дугу, которая, собственно, и передает нагрузки с середины пролета на основания опор. В нашем случае роль тетивы играют стальные канаты, которые натягивают "сову на глобус".

 

При этом зачастую мостовая балка при монтаже имеет визуально видимый прогиб, чего мы не видим в случае с балками, изготовленными столичной компанией…

Так же бросается в глаза, что ширина подошвы и верхней планки балок подозрительно малы, что явно снижает силы противодействия боковым нагрузкам на балку. Что, собственно и "аукнулось" при монтаже, когда балка спружинила в горизонтальной плоскости…

Для сравнения, посмотрите на профиль точно таких же 36-ти метровых мостовых балок, изготовленных "Мостконструкцией", использованных при восстановлении взорванного моста через реку Здвиж в Бородянке.

 

***

Со стороны монтажников также прослеживались, казалось бы, мелкие недочеты, которые в сумме и привели к "эффекту домино": на видеоотчете видно, что:

- угол между стропами составлял 90 градусов, что уже не есть хорошо, но порою и больше, что вообще-то прямо запрещено (!) делать при подъеме длинномерных грузов,

- гак стропа цеплялся за арматуру верней полки,

- ранее установленные балки для "фиксации на месте" прутком арматуры прихватывались сваркой. Способна ли эта прихватка выдержать сдвиг балки весом в 36 тонн? – вопрос опять-таки риторический…

 

Страна незакрытых гештальтов

Инженерные просчеты – далеко не редкость и на практике случались факапы и помасштабнее, чем в Киеве. Достаточно вспомнить известные кадры разрушения центрального пролета моста Tacoma Narrows Bridge в США просто из-за сильного ветра.

https://www.youtube.com/watch?v=B9jBxlpfdB0

Но то, как говорится, история давних дней, однако факапы случаются и сейчас: к примеру, 28 января прошлого года обрушился 50-летний мост в Питтсбурге (Пенсильвания, США). Причем за несколько часов до запланированного приезда президента Джо Байдена, который должен был обсуждать инфраструктурные проекты…

 ***

Как говорится, не столько важен масштаб и цена ошибки, сколько реакция на неё системы.

Мои ожидания были негативными, ибо в Украине ошибки принято тупо замалчивать, то бишь, упрямо игнорировать.

И, в общем-то, пока эти ожидания оправдываются: результатов расследования, а тем паче их публичного обсуждения – нет до сих пор.

Полагаю, что у расследователей язык не повернется признать мостовые балки от Ковальской – фуфлом, ибо это автоматически будет означать необходимость привлечения к уголовной ответственности всю цепочку ответственных лиц от проектировочных до контролирующих инстанций.

Помните скандальное строительство ТРЦ в центре столице под Олимпийским стадионом? Чем завершилось расследование и кто понес наказание? Да никто! Как говорится, "были демоны -- мы этого не отрицаем – но они самоликвидировались! – так что прошу эту панику прекратить!".

 ***

На выходных монтажный процесс возобновился: 28 октября, несмотря на неблагоприятный погодный прогноз, установили все 14 мостовых балок. И, что примечательно! – мостовые балки не от Ковальской, а от "Мостиндустрии". И при монтаже балки фиксировали от случайных толчков уже не одним прутком арматуры, а сразу тремя. А еще на снимках мы видим плиты несъёмной опалубки, проложенные между балками. Так что, с одной стороны, определенные рациональные выводы из зашкварного случая явно сделаны.

Но с другой стороны, когда виновники не названы и не наказаны, гештальт считается незакрытым. И можете даже не сомневаться в том, что уже завтра очередные корабли наших иллюзий будут заведомо обречены разбиться о рифы реалий…

 

 

© Олег Федоренко, 30.10.2023

Добавить в: