3 июня на канале HBO вышел заключительный пятый эпизод мини-сериала
"Чернобыль".
Согласно оценке пользователей сайта
IMDb (International Movie Data Base), Chernobyl занял первую строчку в списке 250 лучших телесериалов в истории, и, таким образом, стал главной сенсацией нынешнего телесезона.
Даже не буду никому советовать его скачивать. Не хотите смотреть? – и не надо – почувствуйте себя лохом, который не смотрел сериал "Чернобыль"!
Вики-справка:
Chernobyl — исторический мини-сериал, созданный Крэйгом Мазином. Премьера сериала, созданного совместно американским каналом HBO с британской телесетью Sky, состоялась в США и Великобритании 6 мая 2019 года.
Эпизод №1: «1:23:45»
Эпизод №2: «Пожалуйста, сохраняйте спокойствие» / «Please Remain Calm»
Эпизод №3: «Откройся широко, о Земля!» / «Open Wide, O Earth»
Эпизод №4: «Счастье всего человечества» / «The Happiness of All Mankind»
Эпизод №5: «Вечная память» / «Vichnaya Pamyat»
Насколько хорош сериал "Чернобыль"?
Всего насчитывается больше двух десятков фильмов о чернобыльской катастрофе, но если отбросить документальные и научно-популярные, то я насчитал всего семь:
Распад, 1990
Аврора, 2006
В субботу, 2011
Запретная зона/Chernobyl Diaries, 2012
Мотыльки (мини-сериал), 2013
Припять. Оставленные позади, 2015 год
Чернобыль (мини-сериал), 2019
Самой оценки пользователей сайта IMDb более чем достаточно, чтобы "стулити пельку" всем критикам сериала. Как ни крути, а спустя тридцать три года после чернобыльской катастрофы – это лучший художественно-исторический фильм о ней.
Добавлю, что фильм не просто лучший, а самый мощный в плане показа реальных судеб, характеров и масштаба подвига ликвидаторов чернобыльской катастрофы.
Чем недовольны матерые ликвидаторы?
На самом деле критиковать сериал есть за что: начиная с бытовой мелочевки и заканчивая более серьезными моментами. Поэтому немало моих коллег -- которые разрушенный 4-й блок ЧАЭС видели не по телевизору, а изнутри, высказали немало колкостей в адрес создателей сериала, в частности, по недостаточно четкому соблюдению хронологии событий, демонизации Дятлова, преувеличению роли одних героев тех событий и умолчанию о существовании других. А главной претензией профессиональных атомщиков является попытка создателей фильма совместить документальное с художественным.
С одной стороны, конечно, можно согласиться с тем, что если не называть конкретных имен, то подобный подход полностью бы развязал руки создателям сериала и избавил их от малейшей ответственности за достоверность показываемых сюжетов и типажей главных героев.
Но с другой стороны, еще более смешно было бы называть Брюханова, Фомина и Дятлова: Пупкиным, Фоменко и Скворцовым.
Что тут сказать?
Ну, да, в руководстве ликвидацией последствий аварии участвовали не только Щербина с Легасовым.
Ну да, донецких шахтеров на ликвидации последствий аварии было больше чем тульских. Ну да шахтеры проходку под сооружение конструкции охлаждения подфундаментной плиты делали со стороны 3-го блока, а не как это показано в фильме.
Ну да, как гурмана меня могут раздражать пластиковые окна домов, которые сняты точно не в Припяти, а в одном из спальных районов Вильнюса.
Да, как профессионалу мне режет слух должность "главный инженер управления реактором", которая на самом деле называется "старший инженер управления реактором" (СИУР).
Ну да вертолет упал не в мае, а в октябре. Хотя на самом деле было даже не одно, а два падения вертолета. 2 октября 1986 года разбился МИ-8 (командир экипажа — летчик 1-го класса, 30-летний капитан Владимир Воробьев).
Памятник погибшим пилотам: Владимиру Воробьеву, Александру Юнгкинду, Леониду Христичу, Николаю Ганжуку, установлен рядом с вертолетной площадкой в г.Чернобыле.
А за 13 суток до окончания строительства саркофага опять зацепился винтом за трос крана вертолет МИ-26 под командованием
Ашурмата Атаджанова. Согласно одним публикациям выжил только один член экипажа, согласно другим – все. Но за точность
рассказа газеты "Шполяночка" лично я не ручаюсь.
Мы требуем правдивости от зарубежных кинематографистов в то время, когда наши журналисты распространили о Чернобыле столько настоящих и вымышленных историй, что порой за давностью времени невозможно разобраться где правда, а где тупо "художественный свист".
Причем, чтобы вы даже не сомневались в том, что чем дальше человек находился от развала 4-го блока – тем красочнее его рассказы…
Кстати, спустя 31 год -- 6 декабря 2017 года при демонтаже настила послеаварийной легкой кровли машинного зала блока №4 был обнаружена часть хвостового оперения с обломанными элементами рулевого винта вертолета Ми-8. И вот за правдивость этой истории я уже ручаюсь!
Как так получилось? Дело в том, что кровля машзала 4-го блока "двухслойная". Винт от рухнувшего вертолета валялась на доаварийной кровле, сверху которой установили новую кровлю…
***
Однако придираться к таким мелочам просто глупо, ибо речь идет о художественной реконструкции исторических событий, которая априори не может быть полностью идентичной.
То есть формальные основания для критики сериала конечно же есть, однако все имеющиеся замечания непосредственных свидетелей и участников тех событий, аж ни на секунду не умаляют художественной ценности сериала "Чернобыль".
Так что еще раз – зачет и респект создателям фильма!
Кстати, о достоверности
Я бы не рекомендовал излишне доверяться рассказам "непосредственных очевидцев". Вообще-то излишне разговорчивые ребята под видом правды рассказывают такие сказки, которые не имеют ничего общего с объективной реальностью.
Как ни странно, но некоторые современники почему-то свято уверены в том, что после взрыва 4-го реактора жителей Припяти не эвакуировали чуть ли неделю, хотя по факту всех жителей города эвакуировали на следующий день после аварии. А это на секундочку сразу вывезти 50 тысяч жителей! И не просто вывезти в чистое поле и сказать "всем спасибо, все свободны!", а куда-то пристроить на временное проживание…
***
Из уст одного ликвидатора довелось услышать возмущенную реплику, что де эпизод с "яйценоской" (самодельной защитой из свинца) – является выдумкой буржуазного кинематографа. Хотя как раз этот сюжет взят из реальной жизни.
Если в среде профессиональных атомщиков свинцовые трусы использовались для подъебки молодого пополнения, то среди военных, участвовавших в расчистке кровли машзала, свинцовые "яйценоски" не просто активно использовались, а за них чуть ли не драки устраивали…
***
Или послушать того же писателя Проханова, так он и на вертолете над реактором летал и штольню вместе с донецкими шахтерами копал – в общем, был героической личностью, шо тот барон Мюнхгаузен.
Цитата
"…Вместе с донбасскими шахтёрами мне удалось пробивать штольню под четвёртый блок. Было время, когда четвёртый блок, раскаляясь, прожигал бетонную подушку, и все ждали, что он коснётся грунтовых вод, и состоится чудовищной силы взрыв. Потом я летал над четвёртым блоком на вертолёте. Академик Велихов хотел узнать, куда направлена роза ветров, и приказал кинуть в этот блок дымовую шашку, чтобы пошёл дым, и мы увидели, как располагается движение воздушных потоков…"
Не хочу сказать, что Проханов врет шо сивый мерин – нет, он просто сильно преувеличивает свою значимость. Что особенно заметно на фоне скромного поведения "насоса" (НСС -- начальника смены станции) пятой смены Бориса Александровича Баранова и СИУБа (старшего инженера управления блоком) Валеры Беспалова, с которыми мне повезло вместе работать.
Признаться, когда прочитал в инете историю про "героических водолазов", которые своим подвигом спасли всю планету, а затем якобы мучительно умерли после выполнения важного правительственного задания, то подумал, что речь идет о каком-то неизвестном мне задании и точно не о моих коллегах по смене Баранове и Беспалове.
Благо таких случаев было немало: к примеру, среди моих коллег и друзей было сразу два Вовы Котовых – один работал на объекте "Укрытие", а второй – в турбинном цеху. Да и Борисов Барановых на станции работало несколько. Кроме того, материал сопровождался фотографиями якобы героев, среди которых знакомых мне лиц точно не было…
Но когда начал наводить справки о "героях-водолазах", то выяснил, что речь идет таки о моих коллегах, которых заочно похоронили околочернобыльские сказочники. Просто они были настоящими профессионалами и никогда не считали, что совершили подвиг…
***
Еще раз скажу, что очень повезло работать в пятой смене, рабочий дух которой задавал именно начальник смены станции Борис Александрович Баранов. Среди руководства станции нашу смену за глаза называли "пятая распиздяйская". Просто мы всегда были последними в таком показушном явлении, как соцсоревнования, зато всегда были первыми в разгребании чужих траблов.
Ребята, работающие в других сменах, всегда нам завидовали, потому что наш НСС, во-первых, всегда стоял горой за свой персонал, а во-вторых, никогда не заставлял делать дурную работу. Но уж если Александрович давал команду что-то срочно делать, то она выполнялась моментально.
Так вот, на то задание по опорожнению ББ (бассейн-барботеров), о котором шла речь в фильме, начальник смены станции конечно же мог не ходить, послав крутить арматуру кого-то из подчиненных. Тем более, что в нормальных условиях задача была элементарная: открыть две задвижки в ноль-ноль-первом коридоре на минус третьей отметке.
Но поскольку выполнить задание предстояло в полузатопленном помещении при полном отсутствии рабочего освещения, Баранов лично возглавил бригаду добровольцев.
Ну и теплых слов заслуживает Валера Беспалов, который также никогда ни кичился своим подвигом. Скромный, обаятельный, да еще и красавчик -- его внешность производила сильное впечатление на женщин. В общем, посылать таких молодцев в радиоактивную жопу – чистой воды преступление перед генофондом нации. Хотя в тех условиях радиация вовсе не являлась самым стремным фактором. Кто был на атомных станциях – знает, о чем идет речь: в помещениях станции новичок способен заблукать среди белого дня. А уж в полузатопленном помещении при отсутствии освещения -- неуютно даже профессионалам…
На фото: 3 апреля 2006 года.Киев, Лесное кладбище. Смена №5 пришла проведать своего НССа Бориса Александровича Баранова. Крайний слева Валерий Беспалов.
Синий костюм
Пока искал в Сети фото Валеры Беспалова на БЩУ, случайно наткнулся на свое фото, которого у меня не было. Узнал себя по синему костюму, которого больше не было ни у кого, потому что изначально нам выдали слегка голубые костюмы, а затем уже я его с помощью синьки довел до ультра-фиолетовой кондиции. Представители ЦРБ сходили с ума, когда видели меня в нем, ибо принимали рабочий костюм за "неуставной"…
По правде говоря, уже забыл этот случай, а увидел фото – так как будто это было вчера…
Кстати, именно за привлечение общественного внимания к подвигу ликвидаторов аварии на ЧАЭС и необходимо сказать спасибо создателям сериала. Интерес к посещению "Зоны" иностранными туристами возник после выхода игры "Сталкер".
А после премьеры мини-сериала от желающих посетить Припять и ЧАЭС, уверен – отбоя не будет!
Скандалы и хайпы
Тонких нюансов, которые можно разжевать на несколько постов – вагон и маленькая тележка. Однако в данном материале я упомяну только о двух предъявах создателям фильма:
Широко известный в узких кругах театральных гуманитариев
Павел Арье углядел в монологе бабушки-крестьянки в четвертой серии схожесть с героиней собственной пьесы "В начале и в конце времен", более того журналистка
Елена Ребрик на своей фейсбук-странице сообщила, что монолог героини сериала якобы абсолютно идентичен со словами из пьесы Арье
Вообще-то это больше не на предъяву, а на попытку пиара собственного творчества, ибо лично я в упор не увидел какого-либо совпадения слов. Что же касается самого сюжета, то он вовсе не уникален, а как раз типичен. Для сельских жителей процесс принудительного переселения был настолько драматичен, что большинство переселенцев так и не смогли с этим смириться. Хотя на новом месте их и обеспечивали и жильем, и землей…
Автор сценария и исполнительный продюсер "Чернобыля"
Крейг Мейзин, отвечая на вопрос журналиста
Ярослава Друзяка, сделал следующая запись в Twitter:
“Нет, я никогда не читал и не видел постановок Павла Арье, не слышал и про “Бабу Присю”. На эту сцену меня вдохновил момент, описанный в “Голосах Чернобыля”, в котором женщина продолжает доить корову, а солдат — выливать молоко. Впрочем, ее речь — исключительно моя”
“Голоса Чернобыля” – название, которое получила в переводе на английский книга белорусской писательницы и нобелевского лауреата Светланы Алексиевич “Чернобыльская молитва: хроника будущего”.
В конце концов, Павель Арье потихонечку стал "съезжать с темы":
Pavlo Arie 30 мая в 20:37
Дуже дивує преса своїми вигадками й домислами. Хайп заради хайпу? Добре, що так гучно звернули увагу на українську драматургію, але хотілося б, щоб це відбувалося за інших обставин.
1. Особисто я ще Нікого ні в чому НЕ звинувачував. Якщо пам'ять не підводить, я жодного разу не говорив слова "плагіат". Імовірні порушення авторських прав помітили мої глядачі і підписники, добре знайомі з конкретною п'єсою. Переглянувши, я дійшов висновку, що дійсно є привід для додаткових з’ясувань, про що й написав у ФБ. Кажу ще раз, що я наразі не знаю як назвати, побачене і почуте мною. Єдине що скажу - це справило на мене дуже сильне враження.
2. Перші пости зробив не я, а люди котрі знають мою п'єсу за виставами або по тексту. І вже після цього я подивився початок четвертої серії.
3. Я жива людина, маю право на власну думку, почуття і навіть емоції, і навіть час від часу висловлюватися про це у своїй стрічці на ФБ або просто на вулиці. Сподіваюся, офіційний коментар також буде, дамо пізніше. Ми провели консультації з адвокатами і отримали рекомендації щодо подальших дій. Наразі попросили утриматися від коментарів. Юристи працюють. Повторюся, просимо дочекатися офіційної заяви. Саме явище серіалу “Чорнобиль” вважаю неймовірним, прекрасним і дуже нам українцям і усім людям на Землі потрібним. Я чую і читаю відгуки людей що його дивляться — це прекрасно!!! Тема Чорнобиля, дорога і важлива мені особисто і я неймовірно вдячний всім і всім і всім тим хто створив це грандіозне мистецьке висловлювання про все що так нам болить.
***
1 июня в Twitter появился возмущенный пост английской писательницы, актрисы и радиоведущей
Карлы Мэри, которая выразила негодование расовой дискриминацией актеров в «Чернобыле».
«В нашей стране так много чернокожих актеров, которые бы отлично смотрелись в сериале «Чернобыль». Я крайне раздосадована очередным рейтинговым шоу, которое снято так, будто темнокожих людей не существует».
Все попытки возразить ей в комментариях Карла Мэри пресекла еще одним решительным твитом:
«Режиссер говорил, что самое главное для него — показать человеческие эмоции: панику, страх, волнение, беспокойство, грусть. Почему, спрашивается, темнокожие люди не могут передать эти эмоции так же эффективно?»
Однако это история получила неожиданное продолжение:
Евгений Спирин
Актриса Карла Мери 1 июня написала твит о том, что разочарована сериалом НВО «Чернобыль», потому что в нем нет темнокожих актеров. Над ней посмеялись, мол, иди историю учи, какие темнокожие в Чернобыле в 1986 году. Тетя обиделась и закрыла ленту, назвала всех расистами. Оказалось, что среди ликвидаторов есть темнокожий. Его зовут Игорь Хиряк. Он попал на ликвидацию 26 апреля 1986 года и строил мост через Припять, чтобы эвакуировать людей. У Хиряка есть грамота командира части 75110. Сейчас Хиряк живет в Череповце.Бывал в Крыму после аннексии. Я написал ему. Игорь ответил: «Я был в Чернобыле уже в первом часу 27 апреля 86 года».. Вот тут его история. https://baa.nu/GWMxeK
Чем цепляет фильм зрителей?
В чем секрет зрительского интереса к сериалу "Чернобыль"? Почему настолько высокими оказались оценки иностранцев, которым, как иностранцам, проблема Чернобыля, собственно, должна была быть глубоко по фигу?
Вот только не надо сейчас пытаться убеждать в том, что кого-то из обывателей так уж сильно взволновала не менее эпическая авария на японской АЭС Фукусима, которая случилась 11 марта 2011 года…
Что такого есть в этом фильме, чего не было в других фильмах о чернобыльской трагедии? Чем именно он буквально с первых кадров "берет зрителей за яйца"?
Забавно, но здесь имеет место быть точно такой же синергетический эффект, который привел к аварии 4-го реактора в апреле 1986 года: когда в одном месте в одно время сходятся уникально редкие факторы. Только в случае аварии речь идет о негативных факторах, а в случае успеха сериала – позитивных.
Что же это за факторы? Отличные сценарий, артисты, гримеры, операторы, консультанты. Динамичный сюжет, в котором события следуют непрерывным потоком без нагоняющего тоску жевания соплей. Целый букет уникально своеобразных характеров, каждый из которых достоин отдельного фильма. Героизм простых ликвидаторов последствий аварии и руководителей (Легасов, Щербина), готовность к самопожертованию ради всего человечества. Причем это все показывается без раздражающего пафоса, а как само собой разумеющееся…
Держите меня семеро, ибо самостоятельно не могу остановиться -- меня переполняют впечатления и эмоции.
Как говорится, матерый графоман, намереваясь в двух словах изложить рецензию на фильм, написал новый роман о Чернобыле…
***
Считаю ли лично я персонал ЧАЭС виновным в аварии? Безусловно!
Считаю ли я виновными создателей реактора РБМБК и его систем защиты? Не то слово!
Сделало ли политическое руководство Украины правильные выводы после аварии? Хер вы угадали!
Люто рекомендую сериал "Чернобыль" к просмотру!
© Олег Федоренко, г. Славутич, 5 июня 2019 г.