Нынешний пост начну с фотофакта: ни милиции, ни МРЭО не существует с прошлого года, а знак в Славутиче до сих пор висит:
В связи с чем возникает вопрос: как и где славутчанам оформлять куплю-продажу и перерегистрацию автомобиля?
Хорошая новость состоит в том, что узаконить установку ГБО или осуществить перерегистрацию автомобиля
можно в любом из существующих сервисных центров. Обратная сторона медали заключается в том, что жителям маленьких городков, в которых МРЭО попали «под сокращение», теперь приходится переться «к черту на кулички» -- в областной центр. А сам процесс, как был томным до неприличия, таким, увы, и остался…
Дабы разделить «практические зерна от эмоциональных плевел», специально разбил пост на две части: в первой поделюсь субъективными впечатлениями о промежуточных итогах трансформирования старых МРЭО Госавтоинспекции в сервисные центры МВД, во второй -- поведаю читателям «что почем» ныне стоит. А уж что читать, а что пропустить – читатель волен решать сам…
Часть 1. Эмоционально-философская: Нет повести печальнее на свете или реформы
по-украински
Реформа МРЭО: прелюдия
По словам
Эки Згуладзе (
сказанными ею в апреле 2015 года), на финансирование украинских МРЭО, которых в Украине насчитывалось 228 штук, выделялось 400 млн. грн. в год, тогда как «взад» (то бишь, в бюджет) от МРЭО поступало порядка 300 миллионов. То есть МРЭО выступали не донорами бюджета, а наоборот –
якобы оставляли в государственной смете дыру в сто миллионов.
Решение задачи по «оптимизации расходов» реформаторы видели в том, чтобы сократить количество МРЭО в 3,5 раза и создать новую систему сервисов, которые принесут в бюджет как минимум 1 млрд. грн.
Свой скепсис, выраженный в слове
«якобы», поясню тем, что государственная контора, которая занимается исключительно тем, что берет с населения деньги, но при этом является убыточной, подобна организации по «стрижке овец», которая не дает стране шерсть, а наоборот – её потребляет.
Поскольку даже самая худая овца один хрен способна дать клок шерсти, то ясен перец, что проблема не овцах, а, так сказать, в человеческом факторе – в самих стригалях (специалистах по стрижке овец). Читай, в системе управления хозяйством…
Как ни крути, но автовладельцы являются самой налогооблагаемой категорией населения. «Овцами, с которых стригут шерсть» все кому не лень: гаишники, налоговики, нотариусы, банкиры, страховщики, дорожники, ремонтники, торговцы топливом, машинами и запчастями, и т.д.
Поскольку за счет автовладельцев все остальные категории «стригалей» буквально озолотились, то все имеющиеся вопросы по эффективности экономической деятельности МРЭО по-любому следовало бы адресовать не к гаишникам, а к самим государственным мужам…
Реформа МРЭО: презентация и реальность
Чтобы граждане заранее «не напрягали булки», реформаторы клятвенно обещали, что угрюмые толпы в МРЭО уйдут в прошлое, время ожидания в очереди сократится до 15 минут, а вся процедура, скажем, по смене владельца транспортного средства и замене техпаспорта будет занимать не более часа.
Спустя год после трансформации МРЭО в сервисные центы МВД, приходится сухо констатировать, что государственная гора в очередной раз родила мышь, а обещания и реальность – разошлись, как журавль в небе и крот в своей норке…
О конфликте слов «реформа» и «сервис»
Понятия «
реформы по-украински» и «
сервис» сочетаются приблизительно так же, как словосочетания «горячий лед» или «вершина пропасти». Ибо под понятием «развитие сервиса» подразумевается процесс оптимизации обслуживания клиентов (населения) в различных сферах повседневной жизни. Тогда как понятие «реформы по-украински» большей частью выражается не в заботе о потребителях (простых украинцах), а в «оптимизации государственных расходов». Что в переводе на человеческий язык означается решение имеющейся проблемы за счет тех же простых граждан.
Судите сами: если количество отделений местных отделений МРЭО уменьшилось с 228 до 64-х, то этот шаг чисто автоматически создает предпосылки для ухудшения логистики процесса регистрации автотранспорта сразу по нескольким компонентам. Самыми очевидными из которых является удар по доходам бюджетов населенных пунктов, в которых вообще ликвидировали МРЭО, а также увеличение материальных и временных затрат «осчастливленного реформами населения» на доступ к «сервису».
Сокращения времени облуживания клиентов не произошло даже для жителей самого областного центра. А уж для автовладельцев из города Белого Ангела – тем более. Если раньше в МРЭО Славутича автовладелец тратил три часа в очереди из трех человек из-за нерасторопности мудака, занимавшегося регистрацией автотранспорта, то в Чернигове приходится напрочь «убивать» на банальную процедуру целый рабочий день…
В итоге к нашим горе-реформаторам возникает вопрос: где и в чем в данном нововведении проявляется, собственно, сервис?
Коротко об эмоциях: «Шекспир отдыхает!»
Ну что я, как простой украинец, могу сказать об известных всем словах из драмы Шекспира «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»? Лично мне с этих слов просто смЕшно, ибо Шекспир в сравнении с нашими реформаторами – не трагик, а комик. А настоящая эпическая драма – это реформы по-украински: бессмысленные и беспощадные.
В этой спектакле нам выпала роль не зрителей, жующих попкорн, а самых непосредственных участников. Причем в крайне непривлекательном амплуа актеров, которых имеют режиссеры реформ…
P.S. Впрочем, общий эмоциональный настрой автор еще не свидетельствует, что всё настолько плохо, что хуже некуда. Определенные положительные новшества таки есть. И о них речь пойдет во второй части поста, в которой мы рассмотрим практическую сторону оформления купли-продажи и перерегистрации авто…
Часть 2. Оформление купли-продажи и перерегистрации автомобиля в ТСЦ МВД
Переходя от описания эмоций к практической части вопрос, отмечу, что определенные положительные изменения таки есть. В частности, если раньше сделку купли-продажи транспортного средства было необходимо проводить либо через составление у нотариуса договора купли-продажи, либо методом выписки справки-счета, то сейчас всего этого не требуется. Плюс с продавца автомобиля не берется налог с продажи, который ранее составлял от одного (если это была первая в году продажа легкового автомобиля) до пяти процентов. Даже с регистрации новенького авто из салона приходилось отстегивать 3% в пенсионный фонд. Не говоря уже об автоматической оплате покупателем нового автомобиля 20%- процентного налога в виде НДС.
Так что сейчас неплохое время, чтобы совершить куплю-продажу авто. Так сказать, пока в голову наших реформаторов не пришли свежие мысли.
Бланк Договора купли-продажи (в трех экземплярах) можно получить в сервисном центре бесплатно и так же бесплатно представитель сервисного центра этот договор заверит.
Впрочем, обо всем по порядку.
Где находится сервисный центр МВД?
Черниговский ТСЦ-7411 (территориальный сервисный центр МВД) находится по адресу: улица Шевченко, 162а.
Режим работы:
• вторник, среда, четверг, пятница - с 9.00 до 18.00;
• суббота - с 9.00 до 16.45;
• обеденный перерыв - с 13.00 до 13.45;
• Выходные дни - воскресенье, понедельник (+ праздничные дни);
Приезжим найти сервисный центр не так-то и просто, ибо дорожные указатели, направляющие к Центру практически напрочь отсутствуют (лично я по дороге заметил только один указатель в километре от самого объекта). Так что на дорожные указатели даже не надейтесь. Как говорится, язык вам в помощь! А уж как узреете на своем пути грустного вида ворота с надписью «Техогляд СТО» -- то, считай, вы на месте!
***
Отдельный респект черниговским дорожникам за старания в сохранении, так сказать, «исторической аутентичности покрытия». Ибо проезжая по улицам областного центра (!) все автовладельцы, точнее сказать, подвески их машин, соприкасаются с прошлым в буквальном смысле этого слова. Другой вопрос, что все эти слова матерные…
Необходимые документы
Кроме автомобиля, вам необходимо с собою иметь:
1. Права
2. Техпаспорт на автомобиль (и его ксерокопия)
3. Паспорта и идентификационные коды Продавца и Покупателя (плюс ксерокопии) Если ксерокопий с собой нет, то снять копии можно прямо на месте.
Смета расходов
1. Исследование транспортного средства иностранного производства: 196,98 грн
2. Вывод экспертного исследования: 84,42 грн
3. Оформление нового техпаспорта на ТС: 400 грн
Общая сумма расходов с учетом банковской комиссии за провод платежей (2%) составила 694,76 грн. Что радует, ибо в прежние времена только за оформление справки-счета приходилось отстегивать от 500 до двух тысяч гривен.
Затраченное время и способы его сэкономить
На практике весь процесс «по месту» у нас занял шесть часов пятнадцать минут (!). Плюс два часа на дорогу от Славутича до Чернигова и обратно.
Если кому-то кажется, что автор сам тупил или ему сильно не повезло, то ничего подобного. С одной стороны, я действительно не напрягался, а на оформление мы подъехали не самого ранья, чтобы занять первыми очередь, а в половине двенадцатого.
Но с другой стороны, не думаю, что выигрыш времени был бы существенным. Ибо тут же встретил знакомого, который установил на авто ГБО и у которого процесс оформления занял 2 (два!) рабочих дня.
Ходят слухи, что за мзду в 200 гривен процесс оформления можно ускорить. И действительно, если мы со своими бумагами тыкались от окна к окну сами, то бумаги некоторых клиентов таскали работники Центра.
Но ничего более существенного сказать не могу, ибо подробнее в данный процесс не вникал…
Одну могу сказать совершенно уверенно: наличие любой очереди создает прекраснейшие условия для коррупции…
Мелкие детали
Туалет в здании сервисного центра исключительно для персонала. Так что посетители вынуждены выкручиваться сами. На въезде на территорию есть туалет типа «сортир», который выглядит стремно даже внешне. Но внешне он выглядит гораздо, гораздо (!) лучше, чем внутри. Если, конечно, вы не относитесь к извращенцам, которые тащатся от ароматов режущих не только обоняние, но и зрение…
Отмечу наличие кондиционеров, присутствие которых ощущается на первом этаже, тогда как на втором мощностей одной потолочной системы явно не хватало – в зале было «немножечко дохуя» душновато. При этом моя попытка сунуть рыло в окно, чтобы глотнуть свежего воздуха, решительно пресеклась фурией, пардон представительницей местного сервиса: дескать, мы тут для вас, уродов, кондиционер специально установили, а вы тут окна открываете!
Помимо наличия по месту услуг ксерокопирования отмечу присутствие буфета. И буфетчицы, с которой можно поточить лясы и помылить глаз о её формы…
Отдельный респект выражу представителям СТО возле входа в сервисный центр. Перед продажей авто нужно было поставить новый замок капота (металлическая планка с пластиковой фигнюшкой). Но на фирменном СТО «Рено», куда мы заехали по дороге, очередь была аж на несколько дней. На местном СТО, благодаря мастеру по имени Андрей, замена замка капота, которая на фирменной станции стоила бы гривен двести, обошлась всего в двадцать гривен и пять минут времени…
Алгоритм действий:
1. По прибытии в ТРЦ поднимаетесь на второй этаж и обращаетесь в первое окошко с надписью «Експерта служба». Там вам выдают бланк заявления «на проведення комплексного дослідження транспортного засобу і документів, що його супроводжують», а также бумажку с расчетным счетом и необходимыми суммами платежей.
2. Оплачиваете счета в отделении банка (в Центре на втором этаже присутсвуют две точки «Поликомбанка»). Кстати, в этом месте возникает вопрос к государственным долбодятлам, которые жаловались на убыточность МРЭО: почему деятельность государственных институтов «крышуют» частные финансовые конторы?
3. Затем рулите на улицу к своему «железному коню», открываете зевало капота и читаете про себя молитву, которая по вашим понятиям способна привлечь внимание эксперта, который проводит осмотр транспортных средств.
В тот день, когда оформлялись мы, экспертов было два. Какой-то логической последовательности в порядке осмотра машин лично мне обнаружить не удалось, ибо перемещения экспертов напоминали ходы шахматных коней. То есть они перемещались по площадке задумчивыми зигзагами.
В конце концов, траектория эксперта совпала с нахождением сразу двух машин (нашей и соседской) и я услышал благосклонный вопрос эксперта: «Кто первый?». Пока блондинка у соседней «Ауди» думала над вопросом, я успел отреагировать раньше, приглашая эксперта к капоту. Так что проказнице не помогло ни провокационное мини, ни грудь минимум третьего размера…
4. После того, как эксперт, обнюхав шо та ищейка коврики в салоне и моторный отсек, поставит заветную закорючку на вашей Заяве (смотри пункт 1), поднимаетесь с ней на второй этаж и снова становитесь в очередь к тому же окну, с которого начинали.
Подойдя к окошку, хвастаетесь сидящей там суровой тетке, что вы молодец, которому удалось получить у эксперта благословение. «Ой не факт!» -- отвечает тетка, но забирает подписанную Заяву и отпускает вас ждать окончательного вердикта эксперта.
5. Получив из того же окошка на руки Вывод экспертного исследования, в котором расписаны все немыслимые регалии эксперта, вы понимаете, что проверку прошли! И фигачете шо тот камикадзе к следующей «амбразуре дота» в лице окна, к котрому вас направят. И занимаете очередь там.
Кстати, со стороны большинство посетителей Центра напоминают персонажей мульфильма «Ежик в тумане». Это я к тому, что заняв очередь к следующему окошку, вы не четко и ясно представляете – что именно сейчас будут делать работники Центра и какие именно бумаги с вас потребуют? -- а лишь только смутно догадываетесь, что же ждет вас за «следующим поворотом».
Не сильно уповайте на то, что сможете засунуть вне очереди свое рыло к окошку, чтобы «просто спросить». Эти попытки людьми, проведшими в очереди полдня, категорически не приветствуются. А когда подойдет ваша очередь, то может запросто оказаться, что у вас не хватает какой-либо копии (скажем, идентификационного кода или страницы паспорта с пропиской), после чего вы отправитесь вновь в конец очереди.
Так что проявляйте бдительность при заполнении и подготовке бумаг заранее! Скажем, Договор купли-продажи я заранее подготовил еще дома в двух экземплярах (для продавца и покупателя). Но по месту обнаружил, что образец предлагаемого в Центре Договора-купли продажи несколько отличается (буквально двумя строчками). Дабы не испытывать судьбу (не факт, что заранее подготовленный Договор купли-продажи был бы принят) заполнил местный образец Договора. Причем в 3-х экземплярах (третий – остается в самом Центре). Кстати, подписи на Договоре купли-продажи заранее не проставляйте: это нужно делать непосредственно на глазах Представителя Сервисного центра.
6. Короче говоря, три подхода к одному окошку, три подхода к другому и считай, вы выходите на финишную прямую – к заветному окошку, из которого прозвучит ваша фамилия и вы получите на руки техпаспорт на нового хозяина авто.
Хуже всего того, что хрен знаешь – сколько по времени занимает та или иная процедура? – а потому приходится постоянно торчать в зале в ожидании вызова.
Хорошо, что ты не один участвуешь в этом унылом процессе, поэтому пока один «дежурит» в зале, представитель второй стороны может перекурить в буквальном или переносном смысле данного выражения…
Когда до окончания рабочего дня оставалось полчаса, наступил кульминационный момент с зависанием компьютерной программы. И тут я понял, что возраст свое берет, ибо нервишки начинают пошаливать.
Напряг снял какой-то интеллигент, видимо прочитавший в инете легенду «О письме брата из Торонто», который получил номера, зайдя в свой канадский МРЭО за двадцать минут до закрытия.
Когда наш герой, пользуясь тем, что очередь осталась только к последнему окну, поинтересовался у свободного окошка на предмет своих действий, которые он в состоянии сегодня предпринять, то в ожидании ответа на интеллигенте сконцентрировались взоры всех присутствующих. Барышня в окошке проявила чувство юмора, заверив клиента, что за оставшиеся полчаса он вполне может рассчитывать на хвост от селедки в буфете.
От смеха в зале снялся даже «завис» в программе и, о чудо -- за пятнадцать минут до окончания рабочего дня наша миссия была выполнена!
***
Когда ты, наконец, выходишь из сервисного центра, то чувствуешь себя не каким-то обывателем, совершившим банальную процедуру, а минимум астронавтом, которому не только удалось прогуляться по Луне, но и вернуться живым и невредимым на грешную землю…
Ну и, как говорится, всем автовладельцам «ни гвоздя, ни жезла»!