GOROD.cn.ua

Тихий омут Чернобыля

25 Апреля 2012 13:39   Просмотров: 2201
Метки: Чаэс, объект "укрытие", конфаймент
Нравится Рейтинг поста: + 2

Вместо предисловия

Какие новости можно отметить в контексте приближения к очередной годовщине такой трагической и печальной даты, как 26 апреля 1986 года?

Государственная Дума России, наконец, «раздуплилась», приняв 23 марта сего года закон, в соответствии с которым установила в России  новую памятную дату: «26 апреля -- День участников ликвидации последствий радиоактивных аварий».

По сообщению ТСН город Припять закрыли для посещения.
Что, конечно, весьма грустно, ибо посещение города именно в поминальные дни – многолетняя традиция бывших припятчан.

И, наконец, по сообщению МЧС : «26 квітня в Чорнобильській зоні відбудуться заходи, приурочені до 26-ї річниці аварії на ЧАЕС. В рамках заходів передбачено початок монтажу арки Нового безпечного конфайнменту над четвертим енергоблоком Чорнобильської атомної електростанції»

Виктор Янукович планирует лично дать отмашку началу героической эпопеи по сооружению НБК. И именно на этой незаурядной теме я и планирую акцентировать внимание читателей в цикле материалов под названием «Тихий омут Чернобыля».
Олег Федоренко, 25 апреля 2012 г.

Часть 1. Почем «закрыть» АЭС?

15 декабря 2000 года был заглушен последний реактор ЧАЭС, и мировая общественность вздохнула с явным облегчением – дескать, в деле Чернобыля поставлена, наконец, точка. Но на самом деле это было скорее многоточие. Причем с многочисленными вопросами, ответы на которые до сих пор не озвучены…

 
Всем спасибо, все свободны?

Атомная станция – это вам не примитивная механическая конструкция типа автомобиля. Который можно по осени загнать в гараж, заглушить двигатель, слить воду, снять аккумулятор, повесить замок на входные ворота и забыть о нем до весны. А потому заглушив ядерный реактор, нельзя просто так уволить персонал на хрен, а входные ворота предприятия тупо «запереть на клюшку».

Процесс снятия ядерной установки с эксплуатации делится на этапы  окончательного закрытия, консервации, выдержки и демонтажа. И если ознакомиться с законом Украины под названием «Про Загальнодержавну програму зняття з експлуатації Чорнобильської АЕС та перетворення об'єкта "Укриття" на екологічно безпечну систему», то можно узнать и конкретные сроки реализации каждого из этапов:

1) «Прекращение эксплуатации» -- не раньше 2013 года;
2) «Окончательное закрытие и консервация ядерных установок» -- ориентировочно до 2022 года;
3) «Выдержка реакторных установок» -- ориентировочно до 2045 года;
4) «Демонтаж реакторных установок» -- ориентировочно до 2065 года;

Прикольно, что данный закон принят 15 января 2009 года. Как говорится, не прошло и десяти лет с того дня, как ЧАЭС перестала генерировать электроэнергию! А еще прикольней то, что несмотря на свежесть Программы (с момента её утверждения прошло всего три года), срок выполнения даже первого этапа был уже сдвинут на год (с 2012 на 2013 год). Но все равно уже имеет лаг в два года. То есть будет выполнен не ранее 2015 года. И я бы предусмотрительно добавил эпитет «возможно»…

 
Приоритетность конкретного результата или процесса?

Понятно, что решение о досрочном выводе Чернобыльской атомной станции их эксплуатации было сугубо политическим, а не техническим и экономическим. Однако будь украинские политики ответственными людьми, то они должны были бы понимать, что сказав «А», следует говорить «Б» -- и дальше по алфавиту. Заглушив ядерный блок, Украина априори обречена доводить начатое до логического конца, ибо тупить в данном вопросе – себе дороже. По той простой причине, что затраты на обеспечение процесса вывода эксплуатации ложатся не только на сторону, инициировавшую «останов» чернобыльских реакторов, но и на украинскую сторону.

И эти затраты весьма значительны. Скажем, за 2010 год только фонд зарплаты персонала ЧАЭС составил ни много ни мало, а 332 миллиона гривен. А на сегодняшний день с момента, когда станция перестав генерировать электроэнергию, повисла ярмом на шее государственного бюджета Украины, прошло 11 лет. Вот и посчитайте -- во сколько обходится налогоплательщикам содержание «режима вывода из эксплуатации»…

Лично мне, как станционнику, по фигу чем заниматься -- лишь бы зарплату платили. Как говорится, могу копать, а могу и не копать. Причем второй вариант даже более привлекателен, потому как менее энергозатратный. Но, как гражданину Украины – мне далеко не всё равно, чем я занимаюсь на промлощадке ЧАЭС и на что именно тратятся народные средства.
 
***
 
Ильич, «родив» в работе "Государство и революция" (1917 год) свой знаменитый тезис: «Социализм – это контроль и учет» -- не был оригинален, ибо планирование затрат и строгий учет расходов – являются альфой и омегой любой хозяйственной деятельности.

В свете ключевым аспектом контроля за ходом работа является регулярный аудит средств, затраченных не на процесс, а на адекватность конкретно достигнутого результата в процессе снятия ЧАЭС с эксплуатации.

Вот скажем, по сообщению газеты «Сегодня» от 30 Сентября 2008 года общая сумма финансирования работ в соответствии с программой составляет свыше 5 миллиардов гривен. Особо отмечу, что подразумевается финансирование конкретных программ на четырехлетний период с 2009 по 2012 годы.

Ну, и? В смысле, где отчет о том, что конкретно сделано и сколько на это потрачено средств?

По вышеуказанному закону 886-VI , контролем хода работ должен заниматься Кабмин. И ежеквартально информировать Верховную Раду об объемах финансирования и графиках выполненных работ.

Во-первых, Кабмин – понятие растяжимое. Кто конкретно «пришивал пуговицу» -- контролирует ход работ на промплощадке ЧАЭС?

Во-вторых, кто, как и где должен отчитываться общественности о выполнении данной программы?
 
***

Не знаю -- у кого как, но лично у меня давно и небезосновательно сложилось впечатление, что и запад, и украинская сторона превратили Чернобыльскую АЭС в прачечную для отмывки бабла и сей шкурный процесс их интересует гораздо больше, чем реально достигнутый результат…

(продолжение следует)
Добавить в: