3 Сентября 2010 09:01
Просмотров: 3596
Метки:
хроника года реформ
Сентябрь. Страна входит в осень. А тогда, в феврале, казалось, что впереди — только весна. И предпосылки для таких надежд имелись: восстановление дееспособности власти, исчезновение из эфиров многовекторности лебедя, рака и щуки. В парках и на улицах перестали распивать спиртное, власти всерьез заговорили о системных реформах. Мое сердце устало от неверия в потенциал элит, поэтому я стал ждать перемен.
Весной на местах были созданы комитеты экономических реформ, которые должны были в качестве обратной связи направлять предложения в центр. Это меня обнадежило. Но один чиновник приличного ранга, который состоял в этом комитете, в ответ на мой вопрос о реальности реформ с улыбкой продекламировал пошлый стишок: «Як на гірській полонині заєць є...в сойку — там не стільки того сексу, скільки було зойку». Скажу честно, я искал факты, поэтому лирика меня особо не впечатлила.
А демонстрация фактов началась летом. Сначала опубликовали проект налоговых реформ, ознакомившись с которым моя двоюродная сестра — частный предприниматель с пятнадцатилетним стажем, — в порыве негодования собралась продать всю свою недвижимость и съехать из страны. Потом появился проект судебной реформы, о котором специалисты высказывались как минимум с легким недоумением.
Чуть позже для ожидавшего реформ населения были на половину подняты тарифы на газ — тот самый, большую скидку на который удалось получить ценой таких уступок. И не только на газ. Есть основания предполагать, что в ближайшее время грядут серьезные повышения цен в продуктовом сегменте — в стране неурожай.
Нет, временные трудности меня не пугают — при правильно выбранном пути они даже радостны. Огорчает, что на публику говорится о реформах, а реально, например, сумма отката за «услуги» чиновников выросла с двадцати до сорока-пятидесяти процентов. Что решение небольшого вопроса в ГАИ, стоившего ранее две бутылки коньяка, обойдется сегодня в четыреста долларов. Что предпринимателей все чаще приглашают на «собеседование» в госорганы и просят в качестве «спонсорской» помощи все большие суммы. Что ранее бесплатные плевые таможенные услуги при экспортно-импортных операциях теперь стоят конкретных денег. И деньги эти идут не в казну.
На днях киевский «гаишник», остановивший машину моего товарища произнес замечательную фразу. Сказана она была в ответ на попытку товарища защититься одним публичным обещанием министра внутренних дел: «По телевизору говорят одно, а нам тут приказывают совсем другое».
Сентябрь. Страна входит в осень. Но сердце мое, уставшее от разочарований, хочет, что бы это была осень золотых листьев, отражающейся в лужах бескрайней синевы и чистых горизонтов. А не осень депрессий от неверия в завтрашний день…
Газета ВЗГЛЯД