Сей микроликбез вовсе не для того, чтоб показать, кто тут умный, а кто нет.
Просто, частенько посещая концерты в той же филармонии ( и не только в оной), сталкиваешься с ... некоторым непониманием и, скажем так, неподготовленностью зрителя. Мне в своё время подсказали как себя вести, теперь я это вообще знать должен вследствие профессии. Вдруг кому пригодится. Особенно вашим деткам - мало ли!
Итак.
В нашем городе - просто замечательный оркестр "Филармония" , хор им. Бортнянского, сольные сполнители ( тот же О. Бойко). Есть на кого сходить! Чернигов может дать фору ряду иных областных центров по насыщенности музыкальной жизни.
Поэтому, если вы оказались на концерте, следует помнить:
1. Человек, к-му дирижёр пожимает на сцене руку - не дружбан. Это - "первая скрипка". Важная роль в оркестре. Хотя не факт, что играет лучше всех. Иногда первых скрипок может быть две.
2. Очень важно понимать, когда хлопать! Не вдаваясь в подробности, напишу, что, если вы не в муз.теме, то хлопаем ТОЛЬКО тогда, когда музыкант встал и поклонился. Или дирижёр развернулся лицом к зрителям и поклонился (иногда может улыбнуться). НЕ ХЛОПАЕМ между частями симфонии, сонаты и т.д. Ждём теперь уже знаем какого сигнала.
3. Оперы в Чернигове практически отсутствуют, но балет заезжает. Вот там можно хлопать и между номерами. Допустимо хлопать после удачной танцевальной композиции (или известной арии - в той же опере).
4. Не спешите на балет, если не знаете содержания. Не получите и половины впечатлений! Почитайте
либретто (содержание). Его можно купить перед началом, но проще скачать в инете))
5. "Почему я не понимаю, о чём там поют?" А потому что культура оперного (или хорового) пения ставит перед собой цель достичь благозвучия, а не донести текстовое содержание. К-е можно почерпнуть из того же либретто. И гласные-согласные звуки распеваются не так, как мы их произносим в обычной жизни. Этому учат много лет, к слову.
6. "Мне тошно на симфоническом концерте". Вполне вероятно. Сходите с подготовленным человеком и на относительно популярное произведение (признаться, есть бывают и тошнотворные вещи). Если не понравится после 2-3 раз - ну и не ходите!
7. "Оно страшно длинное, я там усну". Ничего подобного! Симфонии редко длятся более 40-45 минут. Балеты - 1,5-2 часа (есть перерыв!). Вот оперы - тем бывают длинные. Признаться, это умирающий жанр (как мне ни печально это признать). Поставить оперу достойно - много денег надо, необходим закалённый подготовленный слушатель ( 3 часа в среднем! а бывает и по 10 часов. Исполняются за несколько дней).
Есть, конечно, оперы на народно-комедийные сюжеты (Грицько, Пан Возный и т.д.) - но это... скорее, компиляция песен и оркестровых вставок. Они и полегче в восприятии. Как и
оперетта.
8. Оденьтесь красиво! Никогда не рассуждайте типа "мне в свитере удобно и все так ходят". Можно я тут не стану пояснять, почему костюм и платье будут у спутников на концерте академической музыки наиболее уместной одеждой?
9. Буфет в перерыве. Насколько я знаю, в Чернигове это дело не очень налажено пока что. И это даже хорошо. Потерпите без шуршащей фольги хоть пару часов. Вас слышат все! Особенно дирижёр. А он, как правило, суровый мужик)) хоть и воспитанный. Вы ему мешаете. И музыкантам.
10. Ну, и о главном!!! Вырубайте ваши мобильные телефоны НАХРЕН!!! Именно так!!! Пишу грубо, дабы доступно!!! Никаких "вибро". Если ждёте звонка, где вам сообщат , что ваш миллион долларов уже упакован, то лучше не идите на концерт. Но вам же никогда не позвонят по этой причине. А из-за всякой фигни, разве не так?
И небольшой постскриптум:
- нет никаких доказательств, что Чайковский был особой ориентации или что Сальери убил Моцарта.
И P.P.S. - Концерты и спектакли в Чернигове (ежели не заезжих звёзд) начинаются практически вовремя, максимум с 7-10 минутным опозданием. Не стоит опаздывать)).
Фото авторское. "Скушный концерт". Ваш концерт будем иным!!