Металопластиковый капкан

 
На Черниговщине появился еще один подвид мошенников. Это так называемые продавцы металлопластиковых окон и «мастера» по их установке. Только в Чернигове состоянием на 8 февраля открыто 16 уголовных производств по фактам обмана граждан, которые заключили договоры с такими «мастерами», отдали деньги, а новеньких окон так к и не дождались.

В свое время «Гарт» писал о «деятельности» некоторых частных землеустроителей, которые, заключив с крестьянами договоры на изготовление документации, необходимой для приватизации земли, брали предоплату и испарялись с горизонта на веки вечные. В поисках правды крестьяне обращались в милицию и прокуратуру, но... Закон есть закон. Пока не доказан факт, так сказать, злого умысла» со стороны исполнителя работ, отношения между ним и его клиентурой законодательством трактуются как «гражданско-правовые», которыми должен заниматься исключительно суд. А как можно доказать «злой умысел», если частник, на котором пробы негде ставить, клянется-божится, что он спит и видит, как бы наилучшим образом выполнить свою работу,да только вот беда - нужные бланки у него закончились, то чернила высохли, то зуб заболел, то над штатом Калифорния промчался торнадо, от чего у него началась острая депрессия. И даже в Госкомземе, где, собственно,и выдавали лицензии этим прохиндеям, ничего не могли поделать и только разводили руками. Дескать, более внимательными нужно быть, граждане...

Именно такуюсхему похоже, взял на вооружение еще один подвид мошенников, расплодившийся на Черниговщине, будто тля на капусте. Это так называемые продавцы металлопластиковых окон и «мастера» по их установке. Только в Чернигове состоянием на 8 февраля открыто 16 уголовных производств по фактам обмана граждан, которые заключили договоры с такими "мастерами", отдали деньги, а новеньких окон так и не дождались. А 30 января с коллективной жалобой на такие мошеннические действия нечистых на руку «бизнесменов» в Куликовский райотдел милиции обратилась группа жителей поселка Куликовка и села Жуковка этого же района.

Один из пострадавших, мастер Куликовского частного предприятия «Северхлеб» Михаил Сова, и сам не может понять, как это он дал такого маху. «За шестьдесят лет жизни ни разу со мной такого не было, — говорит Михаил Иванович. — А тут будто сглазил кто. Правда, 30 октября прошлого года, когда к нам этот молодой человек Константин пришел, меня не было дома». «В квартире были я и внучка, — продолжила рассказ Михаила Совы его жена Ольга Ивановна. — Этот парень предложил нам сделать весь балкон. Я отказалась, сказала, что нам если и надо, то только блок—окно и дверь. Думала, он посмотрит, запишет да и уйдет. А он прицепился как репейник! Как начал тарахтеть: мы вам и дешево сделаем, и быстро, и качественно. И в кредит можем, и заем вам в банке оформим, и то, и се. Первый месяц, говорит, вообще никаких взносов не будете делать, а на остальные разбросаем так, чтобы вам удобно было. Ну я и позвонила мужу, он быстро пришел...»

Михаил Иванович признается, что больше всего его поразила «мощная» визитка гостя: с одной стороны название фирмы, с другой — телефоны, все как положено. «Я еще немного сомневался, — вспоминает он, — пока тот Константин не сказал, что такие окна у них уже заказала наша соседка. Ну, думаю, раз так, то почему бы и нет? Кстати, соседку они тоже обманули».

Для начала оформили «Соглашение на покупку (установку) металлопластиковых окон, дверей, ролетных систем». Указав на бумаге срок выполнения работ — 21 день (для гарантии, дескать) и на словах пообещав все сделать за 10 дней, гость взял «за оформление» 100 гривен и ушел. «Что характерно, — вспоминает Михаил Иванович, — сначала позвонил на фирму и сказал что-то о "двадцать третьем". Я так и не понял, это он "двадцать третьего лоха имел в виду?"

Вернулся «продавец металлопластикового счастья» вечером — уже с «мастером». Тот все измерил и даже нарисовал карандашом чертеж на обратной стороне договора. Тут появилось и третье действующее лицо — «кредитный специалист» Татьяна с ноутбуком и принтером. «Давайте, говорят, сразу и банковский кредит оформим, — продолжает Михаил Сова. — Ну не буду же я отказываться. Распечатали с десяток страниц «Договора на предоставление потребительского кредита», дают мне — почитайте, мол. А как его читал, если там буквы мельче макового зернышка? Это моя первая ошибка! Надо было предложить им прийти на следующий день, когда с документом ознакомлюсь. Возможно, больше бы я их и не увидел.

К договору приложили график погашения кредита. Все культурно расписали, 25 числа каждого месяца платить, телефоны свои оставили. Банк, говорят, киевский — ПАО «ОТП Банк». Ну, думаю, наверное, солидный банк. Это меня тоже подкупило. Банк ведь не станет работать абы с какой фирмой».

За все про все насчитали Михаилу Сове больше шести с гаком тысяч гривен. Тысячу попросили вперед, однако хозяин дома категорически отказался платить такие деньги. Сошлись на «минимальной» сумме — 780 гривен. С сотней за «оформление» отдал Михаил Иванович аферистам 880 гривен. «На велосипед», — шутит.

Даже к гадалке не ходи — ни за 10 дней, ни за «гарантированный» 21 день окна с дверью супругам никто так и не поставил. А от товарищей по работе, живущих в соседний Жуковке, Михаил Сова узнал, что 12 ноября эта же самая «бригада», вооруженная складным метром, ноутбуком и принтером, объявилась и в их селе. Как рассказала корреспондентам «Гарта» жительница Жуковки Вера Сидоренко, своими жертвами махинаторы выбирали преимущественно пенсионеров, обещая им 25-процентную скидку. Одна 75-лет-нЯя женщина, чтобы не брать банковскую ссуду, отдала им все свои сбережения — 3 тысячи гривен, которые собирала «на смерть». Когда обман раскрылся, у нее случился инсульт.

Не дождавшись обещанного, Михаил Иванович написал заявление в милицию и стал звонить по всем номерам, оставленным ему «фирмачами». Сначала ему вешали на уши ту же самую «волшебную» лапшу, с помощью которой мошенники всевозможных сортов надеются избежать уголовной ответственности, переводя все в плоскость «гражданско-правовых» отношений: «Мы бы и рады выполнить ваш заказ, но завод-производитель приостановил поставки продукции. Ждите, как только, так сразу...» Однако дать номер телефона этого завода отказались. А затем вообще перестали отвечать на звонки.

Визит сына Михаила Совы в Чернигов, где по улице Коцюбинского, 30/3 была «прописана» фирма «Окна, балконы, двери», тоже не дал результатов. Встретил он там лишь какую-то женщину, по такому же делу обивавшую порог этой «лавочки» уже три месяца.

«Одним словом, «нагрели» меня на 880 гривен, — вздыхает Михаил Иванович. — Нуда бог с ними, только ведь после 25 ноября начались звонки из банка: почему, дескать, не платите? Каждый день по три-четыре звонка! Я им говорю: извините, такая вот ситуация, идут следственные действия. «Ничего не знаем, — кричат, — вы договор подписали, мы деньги перечислили, платите, а то мы сами на вас в суд подадим, начислим такую пеню, что мало не покажется!» Пугали только так! Кстати, следователь, когда изучил все документы, обратил внимание на следующее: на договоре о выполнении работ указана Фамилия исполнителя — физическое лицо-предприниматель Ирина Гончарова. А в кредитном договоре — уже Ирина Гончаренко. Там же в банке грамотные юристы работают! Как они могли выдать деньги по документам с такими расхождениями?»


3а комментарием мы обратились к начальнику Куликовского райотдела милиции Дмитрию Лосю. Дмитрий Александрович сказал: «Фирма, заключившая договоры на установку металлопластиковых окон, на сегодня прекратила свою деятельность. По имеющимся фактам нами открыт 11 уголовных производств по статье 190 часть 2 Уголовного кодекса Украины (мошенничество). В ходе проверки установлено, что с частным предпринимателем Ириной Гончаровой по устной договоренности работали четыре человека. Трое из них уже допрошены, один выехал за пределы области. Сейчас проводятся мероприятия по его задержанию.

Принцип их деятельности - финансовая пирамида. Сам состав преступления непосредственно граничит с гражданско-правовыми отношениями невыполнением договорных обязательств, что не позволяет милиции своевременно вмешаться. Но на этот раз они взяли деньги и скрылись. Подозреваемые свидетельствуют, что денег нет и куда они делись — никто из них не знает. Окон на заводе никто не заказывал, что дает нам основание классифицировать их действия как мошенничество. Общий убыток, причиненный ими по Куликовскому району, —почти 54 тысячи гривен. ПО Чернигову — также свыше 50 тысяч гривен. Это деньги, которые подозреваемые получили как задаток от граждан и кредиты из банка.

Заверяю вас, чю следствие ведется на надлежащем уровне. На будущее рекомендовал бы гражданам внимательнее читать бумаги, которые они подписывают, не давать никаких задатков, а еще лучше — предварительно узнавать как можно больше о деятельности той организации, договор с которой они намерены заключить».

Чернигов — Куликовка — Жуковка —Чернигов.

Олег Яновский, еженедельник "ГАРТ" №7 (2604) от 14.02.13

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: мошенники, окна, Олег Яновский, еженедельник "ГАРТ"

Добавить в: