Завуч за мелкую провинность хотела выгнать ученика из школы
Школа №27
Из письма в редакцию:
– К кому можно обратиться в Чернигове? В школе №27 на замене в 3-м классе у моего ребенка произошли такие вещи: одноклассник моего сына обкакался, непонятно по какой-то причине, прямо на уроке. Заменяла учителя, завуч по внеклассной работе. Она опозорила ребенка перед всем классом. Сказала: я тут работаю не для того чтоб нюхать ваши испражнения. Запретила ребенку ходить в школу, якобы он не здоров. Мама его отвезла в село, потому что завуч запугала ее лишением родительских прав – после того как родительница хотела привести ребенка назад в школу, на следующее утро заявились к маме домой исполнительные органы…
Мне просто, как постороннему человеку очень жаль ребенка. Неужели за то, что он обкакался нужно выгонять из школы?? И лишать материнских прав???? Подскажите, что делать и куда можно пожаловаться.
За время замены завуч также прогуливала уроки – их в это время вели старшеклассники. Директор школы прикрывает ее, как впрочем, и завучи. Все бояться, как всегда. Я остаться в стороне не могу... Боюсь, что сегодня это произошла с одним ребенком, а завтра – с моим...– сообщала редакции сайта одна из читательниц. В тексте письма были указаны имя и фамилия, а также координаты для связи. Не доверять автору письма у нас просто не было оснований…
Идем в школу
В кабинете директора находилась сама директор школы Елена Пиун и молодая женщина. Как выяснилось, это и была завуч по воспитательной работе – Галина Сачивец. Такое впечатление, что они просто ждали журналистов к себе в гости.
– Я не буду ничего рассказывать, потому что вы, как всегда исказите информацию. Вы ничего хорошего о школе не пишите. Надо меньше в Интернете жалобы выискивать, – пошла «в атаку» Елена Пиун. Тем не менее, мы убедили директора в том, что комментарий давать придется – вопрос довольно серьезный. В свою очередь мы не можем проигнорировать обращение граждан, и просто обязаны разобраться в случившемся.
По словам завуча, она более трех недель подменяла классного руководителя 3-го класса, которая сначала болела, а потом была на курсах повышения квалификации. Что же касается ребенка, то он – из социально сложной семьи. Ребенок от первого брака. Сейчас еще в семье девочка до трех лет. Мама находится в декретном отпуске, папа – нигде не работает. Оба родителя – выпивают. А отец бьёт мальчика и маму.
Завуч была уверена, что именно это и стало причиной того, что мальчик сходил в штаны. Это был уже второй такой случай с этим ребенком.
– Мы позвонили маме и сказали, что ее сын сходил в штаны «по большому». Она пришла в школу, но даже не взяла трусиков или штанишек, чтобы переодеть мальчика! Потом мама забрала ребенка из школы и отправила в село. Причём, посадила на автобус, и он поехал самостоятельно! Я просто вынуждена была сообщить в социальные службы, чтобы они приняли меры к этим родителям. Все, что я делала, я делала для ребенка… – объясняла завуч школы.
Может быть, нас и удовлетворил бы такой ответ, если бы не ряд «но»:
1. Маме звонили на мобильный, поэтому она просто могла прийти не из дома;
2. Неужели мама, написавшая в редакцию, не заметила, что семья мальчика – социально неблагополучная?
Тем не менее, завуч по воспитательной работе, принимая такие серьезные меры, не посетила семью, не ознакомилась с условиями жизни мальчика. Что же касается «прогулов» уроков, то, по мнению завуча, случаи, когда занятия вели старшеклассники, были, но при этом завуч находилась в классе.
Мнение классного руководителя
Во время перемены нам удалось поговорить с классным руководителем мальчика. Учитель была просто в шоке от того, что произошло. Когда она вернулась с курсов повышения квалификации и узнала о случившемся, то хотела самостоятельно разобраться в вопросе. В это время мальчик уже в школу не ходил – завуч категорически запретила классному руководителю его принимать.
Когда классный руководитель позвонила маме, у нее уже побывали социальные службы в сопровождении милиции. Мама ребенка была напугана и заявила, что жить под таким давлением со стороны школы не может, и готова покончить с собой. Тут уже испугалась классный руководитель. Она переживала, что в «случае чего» могут сказать, что именно она звонила маме ребенка. Поэтому все обстоятельства разговора с мамой и свою позицию к действиям завуча она изложила в докладной на имя директора.
– Когда я через несколько дней перезвонила этой маме, она уже успокоилась, и сказала, что забирает сына из школы. Она планирует отправить его в село к бабушке. Он там будет ходить в школу. Но вы бы знали, что это за школа! Там в одном классе – 1-й, 2-й и 3-й классы учатся. Всего пять человек. Этот мальчик пришел к нам во втором классе. До этого он учился в этой сельской школе. Он с трудом мог писать и читать! Букву «А», например, он писал не как все дети, слева направо, а наоборот! Сколько труда мне стоило подтянуть мальчика! Хотя в целом, парень не плохой. И в классе с детьми дружит. А маму, как мне кажется, попросту запугали… – поделилась своим мнением классный руководитель мальчика.
Мы понимали, что ситуация – действительно сложная, поскольку связана с детьми, отношениями в семье и школе. Но, честно говоря, один момент в общении с директором школы нас поразил.
Когда мы рассказали, что в той школе, куда хотят отправить ребенка, по мнению классного руководителя знаний ребенок не получит, директор школы начала говорить о педагогической этике. Мол, негоже одному педагогу критиковать методы работы другого (это про мнение «классной» о сельской школе), якобы «у нас так непринято» – корпоративная этика, дескать, не позволяет…
Вот так «корпоративная этика» врачей не позволяет дать заключение о реальных причинах смерти человека, которого просто «залечили». Вот так преступления, совершенные правоохранителями, замалчиваются их коллегами, которым поручено вести следствие. Вот так, «с благословления коллектива», педагоги ломают детские души. Все это мы сказали директору школы. Но, похоже, она нас не услышала…
Тем не менее, директор школы косвенно подтвердила то, что ребенок пришел к ним в школу с подготовкой, гораздо ниже уровня 2-го класса: по словам директора, мальчика не хотели брать ни в одну школу. А их школа приняла его, «и вот теперь им за это – такое»…
Идем в семью
Мы уже собирались покидать школу, но узнали, что пришла мама ребенка. Оказывается, она уже подала заявление о переводе ребенка в сельскую школу и его по-быстрому удовлетворили. Женщине прямо при нас отдали все документы ребенка.
– На меня давят, требуют забрать ребенка из школы. Если не заберу – обещают лишить родительских прав. К нам, по жалобе завуча, уже приходили и из социальных служб и из милиции смотреть, как мы живем. В квартиру пришло четыре социальных работника да еще милиционер. Было около девяти утра. Мы еще спали и дочка испугалась. Да и я не хочу, чтобы все это продолжалось. Я решила перевести сына в сельскую школу к бабушке, – заявила мама. – Здесь ребенку не дают учиться, а там ему будет лучше. Сын был в селе, и говорит, что ему там нравится…
Как мы узнали, «масла в огонь» подливала еще и бабушка мальчика со стороны матери. Она настаивала, чтобы ребёнка отдали ей на воспитание и, похоже, не без ее инициативы была поднята тема о лишении дочери родительских прав. Мама мальчика не скрывает, что отношения с бабушкой – довольно не простые, но все равно уверена, что в том, что случилось с ее ребенком, в большей степени виноват завуч. Каких-то проблем со здоровьем у своего сына она не замечала. Да и в семье у них, все более-менее нормально…
Пока мы разговаривали с мамой, мальчик находился в классе, под присмотром учителя. В школу он пришел попрощаться со своими одноклассниками. Естественно, мы поговорили и с ним. Какой-то запуганности или страха в глазах ребенка мы не увидели. Обыкновенный пацан лет восьми…
– На уроке английского я попросился в туалет, но меня туда не пустили. Второй раз я проситься побоялся. Вот так и получилось. В другой раз, когда урок вела завуч, я хотел попроситься выйти, но побоялся, – объяснил происшедшее мальчуган.
Пока мама ходила в школу забирать документы, папа сидел дома с младшей дочерью. Но ему нужно было идти на работу, так что мама торопилась домой, чтобы «подменить» мужа. Мы напросились в гости к «проблемной», по словам завуча, семье, чтобы посмотреть на все своими глазами и поговорить с обоими родителями.
Четыре человека: родители и двое детей, живут в однокомнатной квартире, которую оставили родители мужа, уехавшие жить в село после получения там наследства. Назвать условия проживания семьи в одной комнате панельного дома комфортными было, конечно, нельзя. Но так в Чернигове живут сотни, а то и тысячи семей. Отсутствие «квадратных метров» – это большая проблема для многих.
Сделать выводы о том, что в семье пьют, мы не могли. Ни пустых бутылок, ни алкогольного угара. Даже запаха сигарет мы не услышали. Трехлетняя девочка шустро бегала по квартире. Ни она, ни ее старший брат не испытывали какого-то страха перед отцом. В общем, семья была совершенно не похожа на «запойную», как нам ее описывали в школе. Как завуч школы могла характеризовать семью, даже не изучив ситуацию?
– Сейчас собираюсь на работу. Я работаю с 12 дня до трех часов утра, так что пить некогда. После работы иногда могу себе позволить бутылку пива, но дети этого не видят, – комментирует ситуацию глава семейства. – По выходным нужно в село к родителям ехать помогать. Когда я дома, мальчик постоянно около меня крутится, на улицу не выгонишь – хочет помогать, когда я что-то делаю…
По словам мамы ребенка, социальные службы, которые посещали семью, обязали родителей провести консультацию ребенка у психолога, а после этого прийти к ним на прием для принятия решения. Мы постарались убедить родителей в том, что ребенок должен жить в семье. Если у родителей реально нет проблем с алкоголем, то и бояться им нечего. Социальные службы разберутся в этом вопросе. А мы, в сою очередь, постараемся держать ситуацию на контроле.
После сказанного
В четверг, 20 декабря мы посетили службу по делам детей Деснянского районного совета. В этот день мама вместе с мальчиком и дочерью пришла на прием к специалисту службы. Психолог, к которому водили мальчика накануне, каких-либо отклонений не обнаружил, так что по медицинской части там все было нормально. Мнение специалистов социальных служб совпадало с нашим: семья не является социально неблагополучной.
Ознакомили нас и с заявлением завуча. В нем говорилось, что семья – крайне неблагополучная. Родители – постоянно пьют. Мама в декретном отпуске, а муж – нигде не работает. Он постоянно бьёт жену и детей. По словам завуча на этой почве у мальчика развился энурез (хотя, энурез – это феномен характеризующийся недержанием мочи). Завуч писала, что «по заявлениям родителей детей, и отца и мать видели в школе в нетрезвом состоянии»…
Могли ли социальные службы не отреагировать на такое заявление? Конечно же, нет! После проведённой проверки социальные работники считают, что информация в заявлении не соответствует действительности. Начальник отдела службы по делам детей Деснянского районного совета Екатерина Науменко попросила маму, если у нее есть претензии к школе, изложить их в письменном виде и принести в службу, чтобы уже служба передала жалобу в управление образования городского совета.
В управлении образования нам тоже пообещали побеседовать с директором и завучем школы. Только поможет ли? Ведь сегодня действительно социально-неблагополучных семей становится все больше. И от учителей также требуют соответствующей реакции. Ну а то, что один раз «перегнули палку», так с кем не бывает?..
Родители мальчика прислушались к нашим доводам, и написали заявление о приеме в школу №27. Заявление у мамы приняли, но сказали, что ребенок обязан пройти медкомиссию: без заключения врачей мальчика в школу не возьмут. Якобы, мама должна была представить эту справку еще 1 сентября. Но, возникает вопрос: а почему тогда полгода, пока мальчик ходил в школу, о справке молчали?
Опасается за свою судьбу и классный руководитель мальчика, которая выступила против методов воспитания, применяемых руководством школы. Но мы все же надеемся, что директор школы сделает правильные выводы из ситуации…
Комментарий специалиста
Екатерина Науменко, начальник отдела службы по делам детей Деснянского районного совета:
– К сожалению, обращения учителей в службу по делам детей – не редкость. Только служба Деснянского райсвета проводит по таким заявлениям до трех проверок в неделю. И, к сожалению, в большинстве случаев заявления о плохом обращении с детьми в семье, подтверждаются. Если в школе знают, что в семье не все благополучно, то в обязательном порядке должны сообщить об этом в службу по делам детей. Задача педагогов – учить детей, а уже наша – разбираться в сложных семейных отношениях. Даже соседи анонимно могут обращаться к нам, и мы проверяем эту информацию. Если такие серьезные заявления, как это, поступают утром, то после обеда мы идем в проблемную семью. А если сообщают вечером, то приходим на следующий день с утра. В любом случае, реакция на заявления – не позже трех дней.
По Деснянскому району под опекой сегодня пребывает 55 детей-сирот, родители которых умерли и 200 – это дети, лишенные родительской опеки. Дети находятся у бабушек-дедушек, в интернатах. Но то, что дети, лишены родительской опеки, не всегда означает, что родители лишены своих прав. В большей части случаев родители, причем оба, находятся в местах лишения свободы за преступления, связанные с кражами, грабежами, мошенничеством, наркотиками, убийствами.
Но, я не зря спросила у мамы ребенка об ее отношениях с бабушкой. Возможно, источник проблемы кроется не в завуче, а в бабушке ребенка. Может быть, после всего, что случилось, мама ребенка поймет, какие отношения у нее с ее мамой.
Сейчас не редки случаи, когда бабушки и дедушки хотят лишить своих детей прав на ребенка и оформить на них опеку. И здесь вопрос не столько в заботе о детях, сколько в деньгах. При оформлении опеки государство сразу же платит опекуну 2200 грн. на каждого ребенка. Кроме того, на ребенка распространяются все льготы, предусмотренные законом. К сожалению, желание «заработать» на детях есть, и мы стараемся выявить такую ситуацию на начальном этапе оформления.
По конкретному случаю мы передадим информацию в управление образования Черниговского городского совета и попросим их обратить внимание на воспитательный процесс в данной школе.
Дмитрий Глебов
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.