«Хватит смешных поездок на автомобиле»
Велодень-2012 в Чернигове
Именно так называется ежегодный забавный конкурс по бесполезному использованию автомобиля, который проходит в шведском городе Мальме. По площади и по количеству населения он является почти таким же, как и Чернигов. Еще одно сходство состоит в том, что в Чернигове, как и в Мальме, несмотря на то, что основные автомобильные городские маршруты не превышают 5 км., которые на велосипеде можно преодолеть за 15-20 минут, трафик на дорогах слишком насыщенный.
Главный приз конкурса - велосипед, и прошлогодний победитель получил его за то, что каждый день проезжал 200 м. от дома до работы и столько же накручивал на спидометре, отправляясь на обед.
В странах Европы не только устраивают подобные конкурсы с целью пересадить закоренелых автомобилистов на велосипеды, там вся государственная машина работает для велосипедистов в ущерб автомобилистам. Наверное, потому что европейские чиновники, политики и депутаты уже давно просчитали самые главные и наиценнейшие выгоды и плюсы велодвижения - это сбереженные человеческие жизни, здоровье людей и здоровье будущих поколений.
В отличие от наших чиновников, они не столько говорят, сколько делают и в большинстве своем добираются в министерства и в парламенты на велосипедах.
Велодвижение в Чернигове
Но такие глобальные проблемы пока мало волнуют как жителей нашего города, так и большинство жителей Украины.
По понятным причинам наше население более болезненно реагирует на повышение налогов, на дорогой проезд в общественном транспорте, автомобилистам не дают покоя растущие цены на бензин и качество наших дорог.
И вот уже третий год подряд в Чернигове будет проходить «ВЕЛОДЕНЬ», и третий год подряд велосипедисты будут просить о создании велодорожек и велопарковок, и, как полагается, третий год их никто не захочет слышать.
Поддержка велосипедистов черниговскими властями заключается в одной строчке на плакате «За підтримки міського голови».
А сам мэр, с высокой долей вероятности, будет присутствовать на про-ходящем по «случайному» стечению обстоятельств в тот же самый день «АВТОШОУ». Ведь с некоторыми автосалонами у него сложились очень теплые отношения.
Вот если бы наш мэр брал пример с мэров Лондона, Дублина, Копенгагена, Амстердама или Риги, которые, «глупенькие», не знают, как брать автомобили в ссуду за 1 евро, то, возможно, и дороги у нас в Чернигове стали бы лучше. Ведь «прочувствовать дорогу» на кожаном сиденьи авто и на велосипедном седле - два разных ощущения.
Не надо статистических наблюдений, чтобы увидеть, что количество велосипедистов на улицах Чернигова растет из года в год.
В выходные дни много семейных пар направляются через Горсад в сторону Десны на своих двухколесных байках, а за ними зачастую еще и маленькие ножки активно крутят педали, догоняя папу с мамой. Таких приятных картин было бы больше, но проблема в том, что велосипедистов в Чернигове по возрастающей не любят ни собаки, ни автомобилисты, ни чиновники.
В прошлом году программа по созданию велодорожек в Евпатории выиграла Всеукраинский конкурс проектов местного самоуправления и в этом году должна получить из госбюджета полмиллиона гривен на ее запуск. Крымские чиновники уверяют, что за эти деньги вместе с немецкими специалистами они смогут разработать проект сети велодорожек и приступить к его реализации.
А вот черниговские власти в прошлом году потратили из госбюджета сумму в 14 раз большую на реконструкцию 100-метрового (!) участка дороги по ул. Проектной. Интересно, ощутил ли кто-нибудь из водителей 7-миллионное улучшение езды на этом отрезке?
Объезжая возвышающиеся над дорожным покрытием канализационные люки, создается впечатление, что наши власти в прошлом году выиграли не конкурс, а сорвали джек-пот!
Места падения «космических» тел
В целом езда на велосипеде по черниговским дорогам рождает много мыслей вслух, среди которых, к сожалению, положительных нет, кроме мысли о своем отменном здоровье (тьфу, тьфу, тьфу!..)
Двигаясь по дорогам, приходится быть очень маневренным, так как метровая зона от обочины, отведенная велосипедистам ПДД, если не заставлена машинами, усыпана опасными ямами, которые после дождя приобретают опасность загадочную. Загадочность их в том, что велосипедист не знает, говоря словами БГ, что спрятано под темной водой.
Вот шотландец Дэнни МакАскилл - звезда велотриала, бьет все рекорды по просмотрам на YouTube. Когда просматриваешь его ролики, захватывает дух и кажется, он делает на велосипеде невозможное.
Коммунальные службы Чернигова, отвечающие за дорожное покрытие на улицах города, занимаясь своей обычной работой, то есть ничего не делая, могут сделать и из вас звезду велотриала, даже если вы и едете не на приспособленном для таких трюков велосипеде.
Как-то после короткого, но проливного дождя, подъезжая к одному крупному супермаркету, я вдруг принял положение, перпендикулярное земле, и простоял на переднем колесе, упершись взглядом в мокрый асфальт, как мне показалось, нереально долго.
На следующий день я вернулся с фотокамерой к месту, которое могло меня либо покалечить, либо сделать знаменитым, если бы я, конечно, запомнил, каким чудом я не вылетел из седла.
Как оказалось, неприметная на первый взгляд лужица скрывала «мини-кратер» около 40 см. в диаметре и глубиной в 12 см., причиной образования которого служило не столкновение с космическим телом, а столкновение с халатностью коммунальных служб.
Беда не только в том, что дороги Чернигова напоминают лунную поверхность практически везде, беда в том, что вместе с асфальтом «проваливаются» миллионы налогоплательщиков.
Эти миллионы можно было бы потратить на создание хотя бы намека на велосипедную инфраструктуру. И хотелось бы кого-нибудь поблагодарить за это, но на данный момент некого и не за что.
Если бы голландцы, у которых в Амстердаме есть трехэтажная велопарковка на 10 тысяч велосипедов, оценили бы расположение велостоянок в Чернигове, они пришли бы к выводу, что у нас на велосипеде ездят только за стройматериалами, а государственные и медицинские учреждения, торговые и офисные центры, продуктовые супермаркеты и рынки велосипедистов не интересуют (но зато мы, в отличие от голландцев, можем похвастаться разнообразием парковочных мест для велосипедов - это и перила, и фонарные столбы, скамейки и оградки, деревья и даже водосточные трубы).
Я уверен, что многие бы предпочли прокуренной «маршрутке», забитому троллейбусу или прожигающему семейный бюджет автомобилю велосипед при одном условии. Если бы на наших улицах велосипедистов пусть не уважали, так как их уважают в Дании или Голландии, где велосипедист - самый главный участник дорожного движения (приоритет велосипедиста перед автомобилистами закреплен законодательно почти во всех странах ЕС), но хотя бы замечали и считались с ними.
Не подрезали бы на поворотах и притормаживали, въезжая в лужу, если рядом едет велосипедист. Вот три простых правила, взятых из социальной рекламы, которую можно встретить на улицах Нью-Йорка.
«Чтобы быть более хорошим водителем, первое - соблюдаем достаточное расстояние до велосипедиста; второе - открывая дверь, смотрим - не помешает ли это велосипедисту; третье - даем дорогу велосипедисту. Чтобы быть более хорошим велосипедистом, нужно только одно - просто соблюдать правила дорожного движения!»
А главное - всем нам не забывать слова великого А. Эйнштейна, который очень любил крутить педали в свободное от научной работы время: «Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться».
«Главная черниговская газета», №15 (045), від 21.05.12
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.