«Ревизор» в Чернигове: стыдно, когда видно…
Доставка бульона в баночке из под соуса стоит ни много ни мало 30 гривен!
Было бы не так обидно, если бы накануне не прокатился по черниговскому Интернету другой скандал. Незадолго до «Ревизора» шороху наделал другой гость нашего города — российский автостопщик Александр Лапшин. Оказавшись проездом в ночном Чернигове, он объехал все городские гостиницы — и ни в одной не смог снять номер. Пришлось, по совету таксиста, за 150 гривен арендовать квартиру (добавил бы еще 300 — к квартире прилагалась бы девушка, уверяет Лапшин). Квартира попалась а-ля бомжатник: «Душ принимал, стоя в пляжных тапочках, их "чистыми" полотенцами не пользовался, руками старался ничего не касаться. Провел ночь словно в зоне бактериологического поражения. ...Не спрашивайте, как я пользовался туалетом — поза орла отдыхает».
Лапшину не поверили: есть у нас приличные квартиры для аренды, да и вообще, не может такого быть, чтобы в гостиницах не было мест.
—Лох! — виртуально гневались черниговцы. — Сам виноват, нечего было останавливаться в дешевом клоповнике! В Чернигове прекрасные гостиницы, а ты наврал про наш город на весь Интернет!
Ну и вот. «Прекрасные» черниговские гостиницы засветили на ТВ. Путешественник Лапшин торжествует, а уязвленным горожанам остается только отмалчиваться.
Что же увидели в Чернигове заезжие ревизоры?
«Брянск»: бедненько, но чистенько
Директор «Брянска» Сергей Михайлович Дмитренко в гостинице работает «не так уж много» — 23 года... Он искренне признает: бедненькая гостиница, что скрывать. Но обидно было услышать мнение ведущей о ее внешнем виде:
— Отделка аккуратная, смотрится симпатично. Голубой цвет символизирует Десну. А Ольге показалось, что от фасада впечатление гнетущее...
Но это дело вкуса. Важнее другое. Очень уж она придиралась! Взяла матрас, новый, в наматраснике — и высмотрела на нем, как она сказала, три капли крови. Мы потом разобрались: это не кровь, а какое-то масло... Капли размером с горошину — а показали с увеличением, крупным планом. Полотенца ей показались застиранными... Ну что я могу сказать: они чистенькие, аккуратненькие. Главное, она и сама признала, что в гостинице у нас чисто.
Вела себя съемочная группа вежливо, хотя, конечно, пришли без спроса — а можно было бы и предупредить: мол, мы у вас с такой-то целью, давайте вместе посмотрим номера. Почему не при нас, что тут такого? Раз вы «ревизоры» — берите нашего представителя, может, он что-то пояснит... Я бы на их месте так поступал. А подпольно — это не совсем правильно. Такие «налеты» — это из каких-то нетеперешних времен.
В целом они о нас отозвались хорошо. Небогатая наша гостиница, но аккуратная. Она же 1978 года постройки, изначально предназначалась для рядовых туристов, такое направление мы и сейчас выдерживаем. Хотя есть у нас и люксы (правда, «ревизоры» их не видели). Живем за свой счет, сами зарабатываем, что можем — вкладываем. За время кризиса ни одного человека не сократили, не урезали заработную плату, удерживаем свои две звезды — хотели было тянуться к третьей, но пришли к выводу, что пока это лишнее. Тем более что номера наши для трех звезд маловаты — буквально полметра не хватает до норм.
— А что-то полезное, справедливое «ревизорша» вам указала? Вы какие-то выводы будете делать?
— Полезное понятно: надо присмотреться к гостинице более пристально и придирчиво. Может быть, так, как делала она, — заглядывая в самые укромные уголки. И конечно, критика всегда хоть отчасти, да справедлива, — добродушно признает Сергей Михайлович.
И действительно, расстались они с Ольгой Фреймут друг на друга не обидевшись. Строгая «ревизорша» признала: «Ви дуже хороший...»
Одноместный номер в «Брянске» Ольга Фреймут сняла за 250 гривен. В номере — телефон, маленький телевизор, зеркало, мини-холодильник, кровать, журнальный столик и два стула. Балкон с решеткой, сделан скромный ремонт, пожарная безопасность соблюдена: есть датчики дыма. Белье старенькое, но чистое. Но в санузле нет ни ванны, ни душевой кабины: душ и сток в полу. На антресолях в шкафу — пыль. А на тюлевой занавеске Ольга обнаружила... клопа.
О доставке пиццы скажем кратко. Не часто черниговцы пользуются этой услугой, и вряд ли после увиденного интерес возрастёт. Доставка занимает от сорока минут до часа с лишним, стоит около 30 гривен. Проще и дешевле съездить самому. Ну а причудливую тару для бульона, которую используют в кафе «Неаполитано», запомнили все и на долго:)
«Придеснянский»: просто не тот этаж!
Директор гостиницы Любовь Васильевна Акинчиц ситуацию комментирует возмущенно:
— Я смотрела эту передачу. Знаете, сказать, что в номере стоит запах борща, — это, вы меня извините. По телевизору не передаются запахи, а сказать можно что угодно!
Она перерыла весь номер, полностью. Пододеяльники смотрела на просвет! Наматрасник сняла, подушки повыворачивала! С перчаткой лазила под диванами, под кроватями, вокруг унитаза и под ванной. Даже открыла дверцу, за которой пожарный кран скрыт. И ничего не обнаружила, ничего не сказала! И в холле они все осмотрели, видели, как там красиво. Замечаний не было!
В тот день, когда приезжала Фреймут, у нас были заняты все номера, кроме одного: в гостинице поселились участники трех конференций. Полностью было все забито. У меня и на сегодня весь второй этаж занят, потому что людей устраивает цена. Место в двухместном номере — 165 гривен, включая завтрак. Да, это экономвариант. Конечно, номер без ремонта. Радио? А что же, я сниму радио — провода останутся. На сентябрь 2012 года у нас запланирован ремонт второго этажа: как раз того, на котором она останавливалась. Сейчас доделываем два номера на третьем, дай бог, успеем к Новому году. А вообще ремонт у нас идет поэтажно сверху вниз.
— Так Фреймут не смотрела другие номера? У вас же есть красивые, для вип-гостей, для молодоженов...
— Ничего она не смотрела. Вообще как вышло: поселилась девочка, потом ведущая программы пришла к ней «в гости». А запросили они стандартный номер, не люкс. О том, что номер без ремонта, администратор предупредила.
Мы — коммунальное предприятие, не ООО и не ЗАО. Что заработали, вкладываем в развитие. Я, конечно, возмущена показанным: потому что персонал старается, делаем что можем. У нас везде ковровые покрытия натуральные, живые цветы, мы поменяли окна на первом этаже, отремонтировали козырек и тамбур, номера на верхних этажах. А со следующей осени будем ремонтировать второй этаж.
— С осени, не с весны?
— Конечно, ведь летом Евро-2012! У нас подписан договор с компанией Poland-Ukraine, которая занимается расселением участников и гостей чемпионата. Приезжали их представители, человек семь, осматривали номера, конференц-зал, банкетные залы. Их устроили и цена, и качество обслуживания, и то, как оборудован номерной фонд.
А так прийти, извините, не найти ни мошки ни паутинки — ну к чему придраться? Мы стараемся, но мы не можем все сразу. Кстати, ситуацию прокомментировала администратор — но этого не показали.
Номер без ремонта в отеле «Придеснянский» стоит 210 гривен (завтрак включен). По мнению Ольги Фреймут, ванна в номере «больна ветрянкой», в помещении курили, а в унитаз «выливали борщ». На занавеске в ванной — черная плесень. А вот вид из окна — великолепный.
«Градецкий»: no comments
Честно говоря, тут хотелось бы просто промолчать — потому что комментировать обнаруженное Ольгой Фреймут должна санстанция. Мебель в пятнах, использованный презерватив под матрасом, дохлые мухи, плесень, насадка от шприца под ванной. Вывод «Ревизора» — откровенно страшно!
Рабочий день директора гостиницы, по словам администратора, с девяти до трех. Дозвониться ему ни до трех, ни после не удалось в течение двух дней. Может, так оно и лучше: без комментариев.
Одноместный номер в «Градецком» стоит 141 гривну. После увиденного в передаче хочется добавить: поселение на ваш страх и риск.
Гостиницы в Чернигове и чешском Градец-Кралове строили одновременно, по сходным проектам. Что-то подсказывает, что уровень чешского отеля «Чернигов» повыше, чем у украинского побратима...
Чешский отель «Чернигов»
«Украина»: интрига сохранилась
«Украина» на сегодня — единственная в городе гостиница, официально прошедшая сертификацию на категорию «три звезды». Но съемочной группе «Нового канала», не смотря на всю напористость, не удалось попасть вовнутрь. Почему?
Администратор Оксана Морская, стойко защищавшая отель от вторжения, сегодня в «Украине» уже не работает. Новая администратор работает всего четвертый день, на вопросы отвечает: «Без комментариев». Так что говорим с директором.
— Со съемкой передачи увольнение администратора никак не связано, — поясняет директор «Украины» Олег Матюшенко. — Это давно запланированный уход, мы знали, что она собирается увольняться — по личным причинам.
— Олег Викторович, но все-таки: почему съемочная группа не попала в гостиницу?
— Они хотели двухместный номер, у нас их всего семь. Одни из них были заняты, другие — забронированы. Так что мы им номер предоставить не могли.
— Так предложили бы другой номер посмотреть, нашли бы какой-то компромисс...
— А что смотреть? Честно говоря, у нас не было желания участвовать в съемках. У нас частное предприятие, и думаю, мы вправе решать, участвовать нам в передаче или нет. Запретить съемку — это было наше решение. Мы не хотели, чтобы они снимали даже в вестибюле: наших администраторов и охранников.
— Но ведь «Украина» — единственная на сегодняшний день гостиница в Чернигове, которая официально сертифицирована на «три звезды». Вам же есть что показать, видимо!
— Это так. Но я смотрел предыдущие выпуски передачи «Ревизор»: манера подачи информации мне не нравится. Все субъективно, во многом надуманно и некомпетентно.
Кроме того, я не уверен, что наши гости хотели бы, чтобы в гостинице велась съемка, чтобы они даже случайно попали в кадр. У нас ведь даже видеонаблюдения нет — чтобы не нарушалась приватность!
— Но в итоге-то все равно вышло, что гостиницу показали, и не в лучшем свете...
— Интрига сохранилась. Нас показали: что есть трехзвездочная гостиница в центре Чернигова.
Одноместный однокомнатный «стандарт» в гостинице «Украина» стоит 310 грн. в сутки; в номере есть цветной телевизор с кабельным телевидением, кондиционер, холодильник, телефон, вай-фай. Двухкомнатные двухместные номера с отдельными кроватями — 245 грн. за место в сутки.
Чернигов — город контрастов
«Ужас-ужас-ужас...» — покатилось по городу эхом. Мы-то тут считаем, что у нас все в порядке. Выбираем: клубок или буква Ч? Обучаем милиционеров английскому языку.
А оказывается — у нас в гостиницах остановиться страшно!
Вопрос Борису Атрощенко, начальнику управления стратегического развития города и туризма:
— Борис Федорович, а вы смотрели последнюю программу «Ревизор»? Какие у вас остались впечатления?
— Смотрел. Мы ее всем управлением смотрели. Скажу так: такие факты, на мой взгляд, можно найти в любом городе — принимая во внимание общую ситуацию с развитием нашего отельного и ресторанного бизнеса. Палитра предоставляемых услуг очень неоднородна. Есть сетевые отели, загруженные максимально, которые имеют пять звезд, соответствующий уровень инфраструктуры... И есть отели, которые показали в программе, неплохие — но со своими недочетами. Я прекрасно знаю условия «Придеснянского», палитру апартаментов: там есть и люксы, и полулюксы... и есть действительно еще не отремонтированный второй этаж.
Да, это стыдно. И есть принципиальные моменты, над которыми необходимо работать: не должно быть антисанитарии, грязи, грибка, плесени! Вещей недопустимых. Их не должно быть, точно так же, как не может быть в двадцать первом веке номеров без ванны, с одним только сливом в полу — что мы видели в отеле «Брянск». Хотя вообще этот отель для своей ценовой категории неплохой.
Нужно приводить гостиницы в порядок, вкладывать в них средства, приводить в соответствие с современными требованиями. Этот процесс идет — постепенно. Одномоментно инвестировать столько денег в коммунальное предприятие мы не можем.
...Думаю, эта передача заставит задуматься многих собственников гостиниц — в отношении мелких недостатков. Что же касается серьезных нарушений санитарно-гигиенических норм — это уже вопрос к контролирующим органам: санэпид станции, пожарным. Ну не может открытая розетка находиться в ванной комнате!
Произошедшее — наука для всего черниговского отельно-ресторанного бизнеса. Мелочей в «индустрии гостеприимства» быть не может. У нас прекрасный город, прекрасное местоположение, прекрасная история. Но если говорить о доходах от туризма, то исследования, которые проводятся маркетологами Всемирной туристической организации, говорят: более 80% — это как раз средства, которые туристы оставляют в отелях, ресторанах, транспорте. И только 15-20% — это экскурсии, посещение достопримечательностей и т. д. Так что нам есть о чем задуматься.
— А скажите, где сейчас останавливаются важные гости, которые приезжают в Чернигов?
— В «Придеснянском», в «Украине», порой — в профсоюзной гостинице...
Гостиницы надо лечить
Итак, что у нас получается: слово против видео. Руководителей гостиниц понять можно: они стараются поддержать репутацию своих предприятий. Но надо уже, похоже, спасать лицо города.
Наверное, нам не повезло. Не вовремя и не туда обратился путешественник Лапшин. Не те номера заказывала Ольга Фреймут. И вообще — наши «белые и пушистые» гостиницы просто болеют. Но ведь так будет и дальше: люди, приезжающие в Чернигов, точно так же будут тыкаться наугад, попадать в неудачное время, на неудачные этажи.
Не закрываться от камер и упреков надо, не дуться и не обижаться. А принимать критику и работать. Чтобы доказать, что Чернигов — не «город контрастов», а город нормальных людей. А то глядь — и впрямь повалят летом туристы. То-то слава про нас пойдет. На всю Европу.
Неделей бы позже...
И возможно, репутация черниговского гостиничного сервиса была бы спасена: 16 декабря по адресу Шевченко, 103а (рядом с «Брянском», «Придеснянским» и гостиницей профсоюзов), открылся бизнес-отель «Чернигов» — претендующий на категорию «три звезды» и ориентированный на требовательных «деловых» клиентов. Стильные интерьеры, два конференц-зала, ресторан, лобби-бар, парковка... Сейфы в номерах и машинка для чистки обуви у входа. И персонал, прошедший специальные тренинги и знающий иностранные языки. «Пока одни говорят о развитии туризма, другие предпринимают реальные шаги», — прозвучала на посвященной открытию отеля пресс-конференции чистосердечная фраза. Ну, дай бог. Управляющая компания у отеля «Чернигов» — из Киева. Может, покажут нашим пример.
«Велюров»: "Ревизор" рекомендует!
«Велюров» - единственное из — проинспектированных заведений, получившее престижную табличку. «Я полюбила вас с первого блюда!» — призналась Ольга Фреймут.
К счастью, хоть с ресторанами вышло иначе. «Душевный» ресторан «Велюров» Ольгу Фреймут не разочаровал.
Директор «Велюрова» Лилия Каращук рассказывает:
— Приехали они к нам в шесть часов вечера, из машины вышли несколько человек — сама Ольга Фреймут, оператор, режиссер, гример. Все пошли внутрь, а Ольга задержалась возле меню у входа. Ей понравилось, что посетитель может узнать, что сколько стоит, не заходя в ресторан, и оценить свои финансовые возможности.
Столик Ольга выбрала у камина (сказала, что очень замерзла) и сразу заказала самбуку. Оказывается, ей нас отрекомендовали как самый дорогой ресторан Чернигова — и она решила проверить, держим ли мы марку. Попросила приготовить ролл с авокадо, жюльен с курицей и грибами, оладушки с клубничным соусом и сметаной. И кофе.
С кофе интересно вышло: Ольга сделала заказ, а сама надела чепчик и перчатки и отправилась осматривать кухню. Думаю, это была дополнительная проверка на внимание к гостю: подадим ли мы кофе в ее отсутствие и ей придется пить остывший — или дождемся возвращения? Ну, конечно, мы кофе подали, когда она вернулась к столу, — горячий.
Она осмотрела все: холодильники, раздевалки, проверяла чистоту плиты, читала развешанные на стене стихи, которые наши ребята пишут друг другу. Очень ей понравился наш стенд с фотографиями готовых блюд — перед подачей новички могут свериться, правильно ли блюдо оформлено. Там же указано время приготовления. И еще есть отдельный список блюд, которые готовятся за пять минут, — на случай, если гость очень торопится.
Замечание по кухне сделала одно: очень маленькая. Это так и есть, это не секрет. Но Ольга правильно сказала, чем меньше кухня, тем легче в ней поддерживать чистоту.
— А в отношении других помещений замечания были?
— В зале над часами и на камине она нашла легкую пыль. Но без этого никак: утром вытрешь пыль, но люди ходят, работают вытяжки — и пыль поднимается вверх. Еще — есть у наших людей привычка жвачки под столом лепить. Мы их отчищаем, но на след от жевательной резинки Ольга обратила внимание. (Поразительно, люди, которые ходят обедать в хороший и недешевый ресторан, позволяют себе такие вещи! Стыдно! — Авт.) В туалете ей понравились краны «под старину» и дополнительные мелочи: в женском — принадлежности «на всякий пожарный случай», в мужском — терочки для чистки обуви...
— А ужином «проверяющая» осталась довольна?
— В целом да, только ей показалось, что в оладушки чуть перебавили соды. Может быть, не могу сказать — мне не удалось их попробовать, потому что ее же ребята их и доели! Сама Ольга ела мало, просто всего понемножку попробовала. А ребята выпили чаю-кофе, гример заказал «Цезарь» с рыбным соусом — сказал, непривычно, но вкусно!
— Вели себя вежливо? Говорят, Ольга — девушка напористая...
— Абсолютно вежливо. Мне кажется, она «настраивается на волну», принимает изначальный тон — как ее встречают, так и она себя потом и ведет.. Вообще она мне очень понравилась. Кстати, Ольга спросила, какой ресторан я посоветовала бы им посетить. Я порекомендовала «Колыбу» — хорошее заведение с интересной кухней.
При всем богатстве выбора...
И на форуме «Нового канала» в разделе «Ревизор в Чернигове» приглашений достаточно: посетители сайта рекомендуют проверить «Сенатор», «Колыбу», «Чардаш», «Шенонсо», только что реконструированный «Градецкий», «Абажур», «Кубу», «Вареникс» и «Шарлотку». Действительно было бы интересно увидеть черниговскую ресторанную кухню — во всех пониманиях. Но почему-то «ревизоры» после «Велюрова» отправились в не особенно известный в городе «Штрудель». Искали контраст? Искренне жаль, что «ресторанная» часть передачи оказалась такой короткой. Вы не помните, обещала ли Фреймут вернуться?
«Ревизор» действительно приезжает без предупреждения – это подтвердили все.
Правда, бдительные черниговцы, увидев на улице машину с логотипом «Нового канала»,догадались позвонить знакомым, работающим в гостиничном и ресторанном бизнесе: «На сто процентов не уверены, но вы на всякий случай подготовьтесь!» В результате на дверях некоторых заведений появились таблички, сообщающии о внеплановом «санитарном дне»…
Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», №51 (528)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.