Венесуэла оказалась в шаге от революции
Пятница, 23 Января 2015 09:25 | Просмотров: 1223
Оппоненты властей Венесуэлы считают, что правительство вскоре сведет страну в могилу, чему крайне желательно помешать, пока не поздно
Падение нефтяных цен расшатало авторитарный режим, построенный на подкупе и оболванивании люмпена
На прошлой неделе президент Венесуэлы Николас Мадуро вернулся на родину из двухнедельного турне по нефтедобывающим странам мира. Из аэропорта его кортеж возвращался в Каракас с большой помпой, при большом стечении народа. К полному восторгу собравшихся на улицах сторонников президента, он ехал во главе кортежа за рулем обычного автобуса, напомнив всем о своей прежней профессии водителя. Таким образом Мадуро, очевидно, хотел показать, что он – простой человек, ставший главой государства лишь благодаря Уго Чавесу, пересадившему его из-за баранки автобуса в кресло вице-президента, да народу страны, поддержавшему его программу “взять и поделить” на внеочередных выборах после смерти предшественника.
Шоу получилось знатное, но вот об итогах поездки Мадуро этого не скажешь: ни в одной из стран, где он побывал, сокращать объемы добычи нефти, чтобы поднять ее цену, не захотели. Для Венесуэлы, которую и при ста долларах за баррель лихорадило от самой высокой в мире инфляции, быстрого падения ВВП и дефицита самых необходимых товаров, это, в общем, приговор.
Николас Мадуро на радость публике вспомнил навыки своей прошлой профессии
Контракт общества и власти базировался на простом принципе: люмпен в обмен на подачки от государства (бесплатное жилье, медицину, продуктовые наборы и т.п.) “правильно” голосует, а при необходимости – выходит на улицы, чтобы бить и запугивать оппозиционеров. Активная часть общества получает возможность вести кое-какой бизнес и государственную защиту от мечтающего о раскулачиваниях люмпена, за что возмущается тихо и в ограниченных масштабах. Власть же спокойно себе царствует и ворует, но не забывает подкидывать нефтяных денег народу.
До определенного этапа при высоких ценах на нефть эта схема худо-бедно работала. Однако избранная Мадуро экономическая система, при которой и бизнес должен был делиться доходами с люмпеном, продавая товары по “справедливым”, назначенным государством, ценам, привела к массовому исходу капитала и деловых людей из страны. Работать себе в убыток никто особенно не желал. Кстати, в аэропорту, куда прилетел Мадуро из своего турне, он был едва ли не единственным пассажиром: авиакомпании (особенно иностранные), также отказываются продавать билеты по смехотворным государственным ценам, поэтому самолеты в Каракас почти не летают.
Власти до некоторых пор даже радовались исходу беспокойного “креативного класса”, полагая, что без самостоятельных и вечно недовольных людей режим будет только стабильнее. Зачем нужен производительный средний класс, если все необходимое можно купить за нефтедоллары за границей? Однако падение цен на нефть быстро расставило все по своим местам. Экономика, не производящая вообще ничего, кроме нефти и коррупции, оказалась парализована.
Голос венесуэльской оппозиции в правительстве считают окриком из Вашингтона
Доллар стремительно пошел вверх – при официальном курсе в шесть боливаров на черном рынке за него дают почти 200. Это полностью обвалило импорт, ведь “справедливые” цены в магазинах базируются именно на официальном курсе. Закупки прекратились, прилавки опустели. Если до этого в стране были перебои с продуктами и товарами, то сейчас венесуэльские магазины напоминают советские образца конца 1980-х годов – там нет буквально ничего.
Когда в гастрономах все же появляется какая-то еда, к ним тут же выстраиваются километровые очереди из людей, которые могут отовариваться только в конкретные дни недели. Продукты отпускаются нормировано, а для фиксации того, что покупка сделана, применяют устройство для считывания отпечатков пальцев. Чтобы в очередях не было драк за места, их охраняют вооруженные полицейские и солдаты, а всех ожидающих снабжают особыми номерками. Впрочем, это не гарантирует того, что еда не закончится еще до подхода хвоста очереди к входу в магазин. Но и схитрить, заняв очередь еще засветло, до открытия гастронома, нельзя: власти запретили людям собираться у магазинов ночью.
Что особенно неприятно для правительства, никакого расцвета местного производства с прекращением импорта не наблюдается. Во-первых, вести, а тем более – начинать бизнес в современных условиях смысла никакого нет, а во-вторых, выяснилось, что немногочисленные местные производства не могут работать автономно, в отрыве от внешнего мира.
Половина магазинов страны закрыта, а в те немногие, где есть товары, выстраиваются огромные очереди
Даже производство картошки, которое, вроде как не зависит от курса доллара и цены на нефть, оказалось перед угрозой полного свертывания. Дело в том, что удобрения, запчасти для тракторов и ирригационных систем, семена и прочие расходные материалы – все это импорт, в одночасье ставший недоступным. Венесуэльское сельское хозяйство в течение года вернулось к технологиям XIX века.
Николас Мадуро, вернувшись из своей поездки, пообещал народу многомиллиардные инвестиции из Китая и неизбежный рост цен на нефть, однако в реальности и то, и другое – под большим вопросом. Никаких гарантий скорого улучшения ситуации в экономике нет, зато есть вполне реальный прогноз МВФ, предсказывающий обвал ВВП страны на семь процентов в 2015 году.
Президент и его соратники предсказуемо обвиняют в происходящем, США, а также “пятую колонну”, которые-де вместе хотят осуществить в Венесуэле “экономический переворот”, искусственно устраивают дефицит всего самого необходимого, а также баламутят народ с целью свержения социализма. Но никаких мер по экономии бюджетных средств или либерализации рынков правительство не планирует. Даже субсидии на почти бесплатный бензин отменены не будут, хотя Мадуро и назвал их “элементом нестабильности”. Хуже того, в попытке задобрить полностью зависящий от бюджета люмпен, президент объявил о скором повышении государственных зарплат и пенсий на 15%. В нынешних условиях это не даст ничего, кроме очередного скачка инфляции и падения курса боливара, но президенту надо хоть что-то делать, поскольку ситуация становится все опаснее для него.
Президент маленькой нефтяной Венесуэлы столкнулся с теми же проблемами, что и лидер большой нефтяной России
В западном городе Сан-Кристобаль, расположенном в предгорьях Анд, уже появились первые признаки нарастающего недовольства. Местные студенты, поднявшие довольно серьезные антиправительственные беспорядки в прошлом году, снова начинают перегораживать улицы баррикадами и жечь покрышки. Аналогичные ситуации происходят время от времени в Каракасе.
Пока эти проявления недовольства носят ограниченный характер, не выливаясь в единое, большое движение. Однако, по мнению протестующих, ждать этого осталось недолго. В интервью Reuters один из участников протестов сказал, что страх перед полицией сокращается вместе с количеством еды в магазинах. “Мы ждем социального взрыва”, – добавил он.
Сан-Кристобаль, известный своей протестной активностью, в прошлом году вспыхнул массовыми беспорядками после попытки изнасилования местной девушки. Тогда ситуация в стране была куда менее напряженной, поэтому сейчас может найтись и менее значительный повод. Настроение у жителей города очень “боевое”, и с удлинением очередей жители добрее не становятся.
В 2014 году в Венесуэле едва не начался свой Майдан, в этом году местные жители собираются повторить попытку
Даже бывшие сторонники Чавеса все больше разочаровываются в нынешней власти и предрекают ей печальную судьбу, если в стране не начнутся радикальные реформы. Это чувство подогревается тем, что у прежнего президента, при всех его недостатках, была известная харизма, он умел увлечь и повести за собой народ даже к столь экзотическим целям, как построение боливарианского петросоциализма. Мадуро же может похвастать только умением управлять автобусом, и это у него получается намного лучше, чем общение с людьми и управление страной.
В любом случае, ему сейчас не позавидуешь. Перебои с едой, гигантские очереди и поголовное обнищание населения скорее рано, чем поздно обернутся социальным взрывом и революцией. Однако рыночные реформы, способные наполнить магазины продуктами, означали бы отказ от субсидий и искусственного занижения цен для основы его режима – люмпена, готового смести каждого, кто откажет ему в халяве.
Оба варианта для Мадуро никуда не годятся, оба ведут к его насильственному отстранению от власти. Но винить в этом бывший водитель должен только себя и свою политику построения нефтяного социализма.
Источник: "Новое время"
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.