Детали грядущей люстрации: как и кто пройдет проверку
Изучат декларации родни чиновников и силовиков, вплоть до прабабушек
«Говорили, балакали, сели и заплакали!». Наверняка бы так охарактеризовал «желание» нынешних власть имущих провести обещанную люстрацию первый президент независимой Украины Леонид Кравчук. На камеры депутаты, чиновники и политики чуть ли не каждый день говорят о необходимости полной перезагрузки власти и очищении силовых структур от предателей. «За это стоял Майдан и гибнут наши герои в Донбассе», — хором повторяют нардепы. Но от слов к делу перейти оказалось куда сложнее. Да и мало кто до конца понимает, что такое та самая «люстрация», как ее проводить, как вычислить и кем заменить коррумпированных и провинившихся перед украинцами нардепов, силовиков, правоохранителей и чиновников. «Сегодня» проанализировала все законопроекты, зарегистрированные в Раде, предложения Кабмина и президента и спросила, что о люстрации думают сами судьи, милиционеры, прокуроры и депутаты.
НЕ ГОЛОСУЮТ. Последние пленарные дни показали, что слуги народа проводить люстрацию не спешат. Во вторник законопроект авторства сразу 15 нардепов из рядов бывшей коалиции и активистов Люстрационного комитета (его создали сразу после бегства Виктора Януковича. — Авт.) об очищении власти даже не включили в повестку дня — не хватило голосов. Вместо него, в шутку, согласились рассмотреть в первом чтении 338 голосами документ регионала Сергея Матвиенкова, который запрещает баллотироваться на будущих выборах в Раду нардепам 1—7 созывов. «Турчинову грандиозный респект! Депутаты просто простебались. Понятно, что на принятие в целом голосов у этого документа нет. Но Турчинов «прицепил» к нему все остальные люстрационные законы, как альтернативные. Браво!» — написал на своей страничке в Facebook депутат от «Батькивщины» Леонид Емец. В четверг, на втором на этой неделе пленарном заседании спикер Александр Турчинов пригрозил: «Депутаты не разойдутся, пока не будет принят закон о люстрации». Видимо, нардепы действительно испугались своего начальника — на вечернем заседании они отклонили шуточный проект Матвиенкова, и приняли в первом чтении обещанный закон «об очищении власти». Наверняка Рада вернется к рассмотрению этого вопроса на следующей осенней сессии в сентябре. Но не факт, что и через две недели у парламентариев появится политическая воля на принятие закона о чистке в своих рядах во втором чтении.
В ПЛАНАХ. Шутки шутками, но принять закон об очищении власти нардепам стоило бы. «Он даст нам возможность действительно обновить персональный состав госаппарата», — сказал нам министр юстиции Павел Петренко. В принципе, так называемое очищение власти министерства, ведомства да и сама Рада могут провести самостоятельно. Но по мнению членов Кабмина, если бы их действия были подкреплены законом, удалось бы избежать юридических неурядиц.
РАДА: нардеп сможет отказать в проверке
Принятый вчера в первом чтении закон об очищении власти предусматривает проверку нардепов и министров, работников аппарата Рады и Кабмина (даже уборщиц), военных и судей, силовиков, а также тех, кто планирует попытать свои силы в этих структурах. Кроме документов и личных данных, проверяемый должен подать свою декларацию и декларацию о доходах близких ему людей: мужа, жены, отца, матери, отчима, мачехи, сына, дочери, пасынка, падчерицы, родного брата, родной сестры, деда, бабы, прадеда, прабабушки, внука, внучки, правнука, правнучки, а также лиц, с которыми он живет в гражданском браке.
РАДА. Такую же проверку должны пройти и нардепы, если закон примут во втором чтении и его подпишет президент. Если данные, поданные человеком будут правдивыми, по закону — люстрацию он прошел. Но и в этом пункте есть свои тонкости: чиновник, нардеп или претендент на работу в госсапарате может проходить проверку только по добровольному письменному согласию. В случае отказа его могут не взять на работу или даже уволить. Но это касается только силовиков и чиновников, судей и прокуроров (последних — по решению суда). Но нет пункта, что делать с нардепом, который отказался проходить люстрацию: ведь просто уволить его не могут (Рада должна проголосовать за лишение мандата. — Авт.). В профильном комитете Рады надеются предложить такие правки к документу ко второму чтению.
ВЫБОРЫ. По словам Петра Порошенко, лучшей люстрацией для Рады станут осенние перевыборы. Но и в этом вопросе есть проблема. Судя по последним событиям под куполом, на «люстрацию» по президентскому сценарию нардепы пойдут по старой, смешанной системе, ведь за пропорциональную систему с открытыми списками не дают голоса мажоритарщики (которых в Раду сегодняшнего созыва на выборах в 2012-м прошло 225 человек. — Авт.). Активно лоббируется также идея снижения проходного барьера, в особенности — коммунистами, регионалами и некоторыми внефракционными, чьи рейтинги сейчас падают. Но такой вариант всячески отвергают в рядах бывшей коалиции. «Если мы начнем снижать проходной барьер, то участие в выборах сможет взять большое количество партий, которые финансируются РФ», — считает глава фракции «УДАР» Виталий Ковальчук. Впрочем, как рассказали «Сегодня» источники в окружении президента, Порошенко уже отказался от возможности снижения барьера. «Раньше эта возможность лоббировалась некоторыми регионалами и свободовцами в обмен на возвращение на политическую арену блоков», — сказал нам источник.
СУДЬИ: «А воз и ныне там»
Но если с люстрацией парламента более или менее понятно, то в ситуации с силовиками, прокурорами и судьями пока все туманно. Главный камень преткновения, по словам министра юстиции, — низкая зарплата. «Взять юриста, работающего в частном секторе. Минимальная зарплата выпускника вуза, пришедшего на работу в юридический отдел частной компании, — $500. У нас такой зарплаты нет даже у руководителя Госисполнительной службы целой области, а ведь у него в подчинении до тысячи человек. Мы сами себя обманываем. Зарплату госслужащих нужно увеличить минимум раза в два», — сказал нам Петренко, еще раз требуя от Рады принять проект о люстрации.
СУДЫ. С ним соглашаются и работники судебной системы, с которыми пообщалась «Сегодня». Экс-председатель Печерского суда Киева Николай Замковенко говорит, что вина в затягивании вопроса очищения власти полность лежит на нардепах, которых самих надо люстрировать: «Надо действовать как в Грузии: быстро, решительно и бескомпромиссно. У нас, как и там, немало молодых, перспективных кадров, неиспорченных, не желающих работать по-старому, — когда все дерибанят, пользуясь покровительством правоохранительных органов и судей!».
Удалось пообщаться «Сегодня» и с проштрафившимся в свое время экс-главой Апелляционного суда Львовской области Игорем Зварычем (осужден на 10 лет за взятку в $100 тыс. — Авт.), который продолжает отбывать наказание в Менской колонии. По его мнению, люстрацию нужно начинать с тех, кто еще при Союзе сотрудничал с коммунистическим режимом, был членом КПСС, занимал руководящие посты в компартии и комсомоле. «Коммунизм и фашизм одинаково преступные режимы. Не может быть судьей секретный сотрудник КГБ, НКВД, МГБ, МВД, СБУ — нынешний или бывший. Ни тот, ни другой не могут быть независимыми, объективными при вынесении приговоров и решений», — считает судья-«колядник». Также, по мнению Зварыча, обязательным должен стать контроль доходов и расходов не только самого судьи, но и членов его семьи. «Да и судей должны назначать не президент или Рада, а выбирать народ», — подытожил Зварыч.
ПРОКУРАТУРА. А вот прокуроры, с которыми нам удалось пообщаться, были не столь многословны. Старший помощник генпрокурора Владимир Стретович как раз и занимается реформированием органов прокуратуры. «Свое представление у меня есть и остается таким, каким было на протяжении нескольких последних лет, пока был политиком: люстрация нужна. Но сейчас занимаюсь тем, что выуживаю из интернета всю информацию, которая там появляется о работе прокуроров и работников прокуратуры (о взятках и неправомерных действиях прокуроров. — Авт.)», — ответил нам Стретович. О результатах такого мониторинга, и о возможном наказании, которое понесли провинившиеся, он нам не поведал. Чего не скажешь о начальнике одного из отделов ГПУ Василии Кравченко: он возмущен новыми кадровыми назначениями в прокуратуре. «Вряд ли кто-то будет спорить о необходимости люстрации в ГПУ. С приходом нового руководства в ГПУ получили назначения те, которых мы когда-то проверяли и к кому были вопросы у нашего управления внутренней безопасности. Речь идет о некоторых прокурорах областей, их заместителях, начальниках управлений и отделов. Есть люди, которые по нескольку лет вообще не работали в органах прокуратуры, а потом вернулись — и теперь их представляют уже как люстрированных, кристально чистых специалистов! Не люстрация, а издевательство. У меня даже стихи на эту тему есть, когда-нибудь предложу, если согласятся напечатать...» — сказал нам Кравченко.
МВД: проверят даже уборщиц
Независимо от того, будет ли принят закон о люстрации, в МВД уже заявили, что проведут ее собственными силами. По словам советника главы МВД Антона Геращенко, в ведомстве собираются серьезно почистить ряды милиционеров по всей стране, но основной упор, безусловно, сделают на правоохранителях Востока. «Для того, чтобы провести люстрацию милиции на Донбассе, его сначала нужно освободить. У нас есть агентурные данные о людях, которые «неровно дышали» по отношению к ДНР и ЛНР. Также мы намерены рассмотреть заявления граждан, пострадавших от действий милиционеров, — сообщил нам Геращенко. — Еще мы проверим сотрудников на детекторе лжи. Среди вопросов будет такой: чем занимался во время прихода террористов на Донбасс».
По словам Геращенко, во время процесса люстрации будет также «взвешен» вред, который нанесли и сотрудники при погонах, и те, кто работает в милиции по вольному найму — например, сантехники или уборщицы райотделов. «Эти работники приносили присягу, поэтому будут просто уволены — как лица, не дорожившие своим местом работы», — рассказали нам в МВД. Уволят также милиционеров, которые изменили присяге, но не совершили серьезных преступлений — а те, кто совершили, будут отвечать по всей строгости закона, обещают в МВД.
На днях Геращенко опубликовал список из 150 фамилий милиционеров Донбасса — все они, по его словам, от уборщиц до замначальников, подлежат люстрации. «Эти списки попали ко мне благодаря честным сотрудникам милиции, которые нашли способ изъять эти документы и передать в МВД», — сообщил Геращенко.
ЛЮСТРАЦИЯ СИЛОВИКОВ НАЧНЕТСЯ С ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ПОЛИЦИИ
Для люстрации силовых структур одного лишь принятия проекта «об очищении власти» недостаточно. По словам Петра Порошенко, люстрация в правоохранительных органах начнется с принятия нового закона о полиции (не милиции. — Авт.). «К примеру, 90% руководства правоохранительных органов Донецкой области отказались проходить проверку на детекторе лжи и подали рапорты об отставке», — говорил президент. В такой ситуации действительно нужен новый закон о правоохранителях: по словам нардепов, в документе пропишут новую систему аттестации силовиков — над этим трудится Кабмин. А принятием нового закона о полиции, по словам Порошенко, займется уже новоизбранный состав парламента — ведь сегодняшний даже закон о выборах изменить не может.
ДЕТЕКТОРЫ. Кстати, проверка силовиков на полиграфе, о которой говорил президент, — дело добровольное. Да и некоторые юристы считают этот метод, во-первых, недостаточно объективным (мол, и этот прибор можно при большом желании обмануть), а во-вторых — неправомерным, поскольку его применение не регламентировано никаким законодательством. Мы попросили высказаться на сей счет полиграфолога-эксперта Валерия Волкова. «Для руководства следственных и правоохранительных органов полиграф опасен, поскольку мешает скрывать истину в вопросах благонадежности и профпригодности, — говорит эксперт. — Отсюда и негативная реакция большинства руководителей на его применение. Некоторые полиграфологи сами раньше работали в правоохранительной системе, и когда человек приходит на проверку, они уже видят в нем виновного, поэтому они не могут быть ответственны за проведение люстрации. Сам полиграф, как инструмент замера определенных параметров организма, в принципе ничем не отличается от обычного термометра или кардиометра — он показывает только правдивые данные на данный момент времени. Все зависит от применяемой методики детекции лжи, и главное — опыта специалиста, проводящего опрос. Человек, конечно, вправе отказаться от тестирования. Но в этом случае он должен признать и право работодателя отказать ему в приеме на пороховой завод».
СБУ. В понимании силовиков люстрация — это не только увольнение старых, неугодных кадров. «Это готовность изменить свое мышление для работы в настоящем и будущем. Чтобы люди были готовы ответить перед обществом, за какие заслуги они получили квартиру или обрели какие-то материальные блага. Очень важно, чтобы те, кто приходит в Службу, понимали: через года, два, три их могут спросить, за счет чего они приобрели престижное жилье. И они должны честно ответить», — поделился с «Сегодня» своим видением директор Отраслевого госархива СБУ Игорь Кулик.
Другие силовики рассказали нам, что «местечковая» люстрация в рядах Службы происходит каждый раз, когда меняется председатель. «Приходит новый руководитель и приводит свою команду, а старая оказывается не у дел. То же самое — и в облуправлениях. Назначается новый начальник, который подтягивает тех, с кем где-то пересекался, учился, работал. И возникает не очень приятная картина. Лейтенант, старший лейтенант понимает, что ему никогда не вырасти ни до подполковника, ни до полковника, потому что эти звания получат другие. Лейтенант понимает: чтобы продвигаться по служебной лестнице, нужно быть пронырой — крутиться, наводить мосты с нужными людьми, прогибаться. Говоря о люстрации в органах безопасности, нужно иметь в виду и общественный контроль за их деятельностью. А он может быть только при гражданском обществе. Но у нас только разговоры об этом идут, хотя и первый Майдан, и второй — это шаги в направлении такого общества. Очень не хочется, чтобы люстрацию заболтали, а грядущее сокращение управленческого аппарата под предлогом оптимизации привело затем к... его разрастанию, что уже неоднократно происходило и в СБУ, и в других ведомствах», — сказал нам экс-зампред СБУ Анатолий Беляев.
«ВР люстрируют к 9-му созыву»
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий
Идеальная модель люстрации Рады — пропорциональная система с открытыми списками и прозрачное финансирование избирательной кампании из госбюджета. А все эти законы о люстраци — искусственные критерии и способ расправиться со своими политоппонентами, чтобы нарастить рейтинг. Дело даже не в старой системе, по которой пройдут осенние выборы. Как обеспечить честность выборов, если фаворитов гонки продолжают финансировать крупные бизнесмены? Новый парламент будет переходным — он должен принять проект о выборах на пропорциональной основе с открытыми списками. По этой системе будут выбирать Раду 9-го созыва, которая уже пройдет обещанное очищение.
Алексей Гарань, профессор кафедры политологии НаУКМА
Что касается, к примеру тех, кто голосовал за скандальные законы 16 февраля (к примеру, вводящие уголовную ответственность за клевету в СМИ. — Авт.)... Считаю, что части из них можно простить их поступок — в критический момент они подставили плечо и вошли в состав коалиции. Если сохранят 5% проходной барьер, есть вероятность, что коммунисты в новый парламент не попадут. Не пройдут и бывшие регионалы, которые сейчас сплотились в «Партии развития Украины». А вот по мажоритарке некоторые попасть в Раду могут — например, представители Радикальной партии Олега Ляшка. А чтобы у нардепов нового созыва было меньше соблазнов, нужно лишить их льгот.
Источник: "Сегодня"
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.