Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Украина и мир » Юлия Латынина разобрала причины падения Боинга в эфире Эха Москвы

Юлия Латынина разобрала причины падения Боинга в эфире Эха Москвы

Юлия Латынина
Ю.ЛАТЫНИНА: Добрый вечер. В эфире – Юлия Латынина. +7 985 970-45-45 – это смски. И, собственно, главная тема недели – второй Локерби, устроенный... Нами устроенный. Такой, чисто русский Локерби, потому что Каддафи, все-таки, сбивал английский Боинг по собственному решению. Даже южнокорейский Боинг Советский Союз сбил по принятому решению. А это произошло в результате такого русского авося. Это произошло потому, что маргиналам и люмпенам дали в руки ракетную дубинку. Хорошо, что не ядерную.

Произошло в первую очередь из-за кардинального несоответствия технических средств, которыми располагали люди на территории Донецкой республики, и их морального и нравственного состояния, и той картины мира, в которой жили эти люди, потому что, конечно, эти люди жили в картине мира, где ничего кроме России и Украины не было, и где украинские каратели уничтожали людей в поселке Счастье и распинали младенцев на рекламном щите для объявлений.

И, вот, собственно, ровно неделя прошла с момента этого замечательного репортажа Первого канала про фальшивого младенца, распятого на щите для объявлений, и я уже говорила, что, к сожалению, когда вот такие вещи происходят в пиаре, то потом они происходят всерьез.

Вот, через неделю после фальшивого младенца образовалось 80 настоящих, 80 трупов детей. Я прошу вас представить себе, что чувствовали эти дети в последние несколько секунд перед смертью. Что чувствовали 300, ну, 298 пассажиров этого Боинга последние несколько секунд перед смертью, когда они падали с высоты 10 тысяч метров. Там целых-то тел не осталось, там целых тел 30 с небольшим штук, эти тела как раз собрали террористы. Их теперь уже можно называть террористами, потому что люди, которые сбивают гражданские самолеты, являются террористами. Вот как раз эти целые тела сберегли террористы и увезли в Донецк. Не сложно себе представить, что они с ними будут делать и как они их будут передавать родственникам, какой легальный механизм произойдет.

А, вот, всё, что там по кусочкам валяется, это, видимо, будет собирать уже украинское МЧС, которое не очень допускают на место катастрофы.


В общем, когда вы показываете фальшивые трупы, вы сдачу получаете настоящими.

Я обращаю ваше внимание на мировые заголовки. «Daily Mail»: «Путин убил моего сына». «The Daily Mirror»: «Жертвы Путина», «Daily News»: «Война Путина». Газета «The Sun»: «Ракета Путина». Я боюсь, что в таких условиях не очень удастся спрятаться и отмотаться. В общем, во второй раз после аннексии Крыма мы попали во все мировые новости. Более того, мы одним махом сравнялись с Каддафи и Бен Ладеном. Я думаю, что на такой бенефис мы не рассчитывали, потому что, конечно, никто этот самолет сбивать не собирался. Собирались сбивать транспортник украинский, который как раз в это время должен был лететь. Как я понимаю, у нас там свои жучки были в украинском Генеральном штабе, вот они маршрут этого транспортника слили. А те ребята, которые нажимали на курок, они перепутали.

Ну, собственно, по порядку. В 17:20 по московскому времени исчезает индонезийский Боинг. В 17:37 в сводке от Стрелкова Игоря Ивановича, Стрелков Игорь Иванович, деникинский наш последний офицер публикует сообщение от ополчения (цитирую дословно): «В районе Тереза только что сбили самолет АН-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». АН-26, обратите внимание. То есть они знали, что должно лететь. «Валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же не летать в «нашем небе», а вот и видеоподтверждение очередного птичкопада. Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила, мирные люди не пострадали». Конец цитаты.

Я обращаю ваше внимание, что для того, чтобы видео, не просто текст, а видео с места происшествия уже было бы переправлено, естественно, Стрелков должен был получить это видео и этот рапорт от людей, непосредственно ему подчинявшимся, всего 17 минут, потому что, ну, согласитесь, Стрелков является министром обороны ДНР, и ему не мог позвонить человек с поля и сказать «Знаете, тут что-то подбили» и через 17 минут Стрелков говорит, что «Вот, я знаю, что это подбили АН-26, и я знаю, что это сделали мы». Очевидно, он должен был получить рапорт от тех людей, которые подбили этот самолет.

Ну вот, радость мстителей за распятого на Первом канале мальчика оказалась преждевременной. Выясняется уже через 10 минут после сообщения Стрелкова, что они сбивали не самолет украинских фашистов, а малазийский Боинг с 300-ми человеками, из которых 80 – дети.

Еще раз повторяю, в том, что самолет сбили именно сепаратисты, боюсь, нет никакого сомнения. Во-первых, как я уже сказала, господин Стрелков об этом гордо сообщил при обстоятельствах, исключающих то, что он узнал об этом от человека с улицы.

Во-вторых, есть перехват подчиненного господина Стрелкова, того же самого Безлера, который, собственно, является его заместителем, который опубликован украинцами, который уже прозвучал по CNN, по всем мировым новостям.

Напомню, что там происходит. Сначала Безлер говорит своему собеседнику, что только что сбили самолет группой минера, за Янакиево упал. Поехали искать и фотографировать сбитый самолет.

Обратите внимание на «группа минера». И он потом еще говорит, что «чернухинские сбили самолет».

Я думаю, что Безлер отдает себе отчет в том, что его могут слушать и, конечно, шифруется. Потому что «сбили самолет» - это правда, а что его сбили какие-то чернухинские казаки – это неправда. Скорее всего, чернухинскими казаками они как раз условились называть расчет «Бука».

Дальше несколько звонков и, короче, трам-тарарам, докладывает один из собеседников, стопудово гражданский борт. Народу много. Из вооружения что-нибудь есть? Вообще ничего. Гражданские вещи, медицинские ошметки. Это оказался пассажирский. Море трупов, тел. Вот это всё докладывают те люди, которые поехали смотреть сбитый ими самолет.

Один из собеседников, тот, которому докладывают, тот, которому рассказывают, это человек по имени Козицын – это атаман казацкий, чью замечательную биографию вы можете прочесть в «Новой газете» в этом последнем номере. Этот человек начинал вертухаем, по-моему, еще или в советское, или сразу в постсоветское время. Был в пьяном виде застукан патрулем за попытку отнятия сумочки у какой-то гражданки. Потом он стал одним из лидеров казаков. В качестве лидера казаков он заключил договор о совместной обороне (подчеркиваю, совместной обороне) с человеком по имени Джохар Дудаев, тогдашним лидером Ичкерийской республики. То есть казаки должны были войска на помощь Дудаеву посылать, если что.

Ну и вот этот человек потом совершенно пропал с радаров, и сейчас он возродился в качестве одного из российских патриотов, борющихся против украинских фашистов. Насколько адекватен этот человек и насколько адекватна его картина мира, вы можете судить по его последней реплике. Когда ему доложили, что борт был гражданский и что он делал на территории Украины, этот Козицын отвечает (по крайней мере, украинская сторона говорит, что это Козицын). Значит, реплика: «Значит, завозили шпионов».

Вот, представьте себе картину мира людей, которые... Самолет на 10 километров, 300 трупов – значит, завозили шпионов. Интересно, куда и как?

Есть радостные видео, на которых видно, как горит самолет, и народ, который записывает это видео, говорит «Ах, красота какая!» Народ радуется: «Не зря везли».

«Не зря везли» - это не зря везли «Бук», потому что он большой, всем было его видно, куда и как он ехал.

Накануне тоже на очень большой высоте был сбит украинский штурмовик Су-25. Еще также отмечу, ну, чисто такие, уже логические доводы, которые заключаются в том, что украинцам в зоне АТО попросту не к чему было использовать ПВО, потому что боевой авиации у сепаратистов пока еще нет.

Наоборот (я буду об этом позднее говорить), необходимость сбивать украинские самолеты, которые господствуют в воздухе, была просто одна из самых острых для сепаратистов, и, собственно, все сбитые самолеты и вертолеты за последние несколько недель – это исключительно украинские.

В-четвертых, малазийский самолет летел из Амстердама в Куала-Лумпур, то есть со стороны Украины. Его вели украинские диспетчеры, и украинская сторона прекрасно была осведомлена о наличии этого самолета в этом участке воздушного пространства.

Сепаратисты, как мы понимаем, мало о чем были осведомлены кроме как о распятом Первым каналом мальчике. Ну и, наконец, американцы зафиксировали пуск ракеты «Бука» именно с занятой сепаратистами территории.

Теперь очень много зависит от деталей, потому что с самого начала, уже после того, как это стало ясно, напрашивалось три варианта. Первый вариант самый плохой для России заключался бы в том, что самолет был сбит вообще с территории России. Второй, что это были завезены с территории России «Буки», которые сбили самолет. И третий вариант, что это были местные «Буки», которые сепаратисты взяли 29 июня в Донецке. И третий был бы наиболее безопасный для России вариант, потому что в этом случае огромная доля вины оказывалась бы на украинцах, потому что, ну, извините, ну, нельзя оставлять детям спички. Нельзя оставлять маргиналам «Буки». Если уж вы струсили и сдали базу, на которой находились суперсерьезные средства перехвата высотных целей, то, будьте добры, раскурочьте эти «Буки».

Судя по тому, что мы имеем, это был второй вариант, что для России очень плохо. Мы имеем, что этот «Бук» ровно в этот день заехал на территорию Украины. И, собственно, это следует из того, что украинская сторона опять опубликовала переговоры как раз о заезде этого «Бука», в которых собеседники сообщают, что заехала машинка. Сообщают «Никуда не надо ее прятать – она сейчас уйдет туда, она перешла через полоску. С экипажем перешла. Ты ее никуда не прятай. Сейчас я скажу, куда ей выдвигаться, она вместе с танками «Востока» пойдет». И еще там упоминается в этом тексте перехвата человек по имени Гюрза. Напомню, это тот из полевых командиров в Донецке, которого Орхан Джемаль, наш журналист назвал человеком, подставившим оператора Первого канала Анатолия Кляна под пули. Вот тогда ходили слухи, что Гюрзу и его начальников арестовали. И как я понимаю, с Гюрзой всё в порядке, вот он сопровождал этот «Бук».

Собственно, затем было снято, как он приехал в Снежное, где он был нужен, и снятое украинские власти тоже выложили в интернет, как он уезжал на территорию России. Он уехал в 4:50 утра 18 июня. Тягач с загруженным гусеничным ракетным комплексом. На видеозаписи видны расчехленные ракеты, одна из ракет не просматривается.

Конечно, еще поразительно, что донецкие сепаратисты хотели черные ящики самолета сбитого отправить в Россию. Насколько я понимаю, сейчас это под вопросом. Но, все-таки, кто-то умный им посоветовал, видимо, что поскольку самолет сбит над территорией Украины, а летел из Амстердама в Куала-Лумпур, то Россия с этого никаким боком не может быть причастна, если только она этот самолет не сбивала. То есть что отправка таких ящиков была бы просто признанием вины и, может быть, их кто-то остановил.

Наверное, тут вопросы какие-то будут сейчас по «Бук», может ли «Бук» в одиночку передвигаться, что это такое и почему именно им. Это очень важные технические вопросы, которые мы как раз накануне обсуждали с Марком Солониным, который в этом деле, конечно, больший специалист, чем я. И надо понимать прежде всего, что «Бук» - это не ПЗРК, который... Тут я цитирую замечательную фразу Солонина, которую он мне сказал. «Переносной комплекс, который делается в расчете на использование душманами, которые ничего кроме Корана не читали».

Это комплекс из нескольких боевых машин. Есть транспортно-заряжающая машина кроме самой пусковой установки, есть третья машина, которая обеспечивает радиолокационный обзор и совмещена она, как я понимаю, с командным пунктом.

Значит ли это (самый важный вопрос), что «Бук» может действовать, только когда эти машины вместе? Ответ: «Нет». Это самое важное. Вот, надо понимать: «Бук» разрабатывали как мобильный комплекс, который движется в составе танковой колонны и обеспечивает ее прикрытие.

Вот, видно на видео, что машина едет только одна. Почему одна? Потому что ее вполне достаточно. Транспортно-заряжающей было не надо (видимо, просто съездила бы туда-обратно). А радиолокационная установка – это вот что такое. «Бук» вполне способен действовать без радиолокационной установки, потому что если вы посмотрите на эту штуковину, вы увидите, что у нее спереди такой пятачок как у свиньи. И если вы внимательно присмотритесь, вы увидите, что он даже... Видно, что это не железо, а что он покрыт другим материалом.

Вот это как раз входящая в общую систему комплекса большая антенна, как раз входящая в саму машину антенна. У нее такая проблема, что она может не в круговую вести цель, не в 360 градусах, а только 120 градусов. Но этого вполне хватает. И сам вот этот свиной пятачок – это радиопрозрачный обтекатель для этой антенны.

То есть еще раз повторяю, самое главное достоинства «Бука» - это как раз то, что это маневренный комплекс, который способен сопровождать именно движущиеся объекты, в данном случае танковые колонны. Разрабатывался он, конечно, под наступление российской армии после ядерного взрыва именно в условиях войны, когда очень важно господство, вот эту танковую колонну уберечь от всего, что летает в воздухе.

И, собственно, понятно, в чем была проблема. Еще одна важная вещь. Там полуактивная система обнаружения. Что значит «полуактивная»? Сначала ведет оператор саму ракету (это занимает очень недолго времени), потом локатор захватывает цель. Луч локатора отражается от нее, и приемник на борту ракеты ловит этот отраженный сигнал и уже сам нацеливается.

Цель на высоте 10 километров для «Бука» просто идеальная, потому что 20 километров – это даже, может быть, слишком высоко, там тяжело маневрировать. Низколетящая цель – это тоже проблемы. Так что еще раз повторяю, «Бук» вполне способен действовать без самостоятельной вот этой большой радиолокационной установки, основное назначение которой – обнаружить цель как можно более заранее.

Еще самый главный момент. Почему не распознали, что это пассажирский самолет? Все эти детали имеют большое значение для последующих грустных выводов.

В общем, общий ответ заключается в том, что комплексы «Бук» не распознали потому, что комплексы «Бук» не предназначены для использования террористами. Потому что войсковая ПВО, то есть ближняя ПВО боя – она не читает транспондер гражданского борта. Она посылает только запрос «Ты кто?» Значит, она посылает запрос «Свой-чужой». Если борт отвечает ей «Свой», то всё в порядке. Если борт не отвечает ей на этот вопрос, он по умолчанию считается чужим и считается, что на поле боя, ну, не должно быть никого чужого, да? Если ты туда попал на поле боя, это твои проблемы.

А вы скажете «А как же? Почему же не сбивают на поле боя гражданские самолеты? Почему не сбивают, там, над странами гражданские самолеты?» Потому что стационарная обзорная радиолокационная станция разведки ПВО – она может читать транспондер самолета. Она может не просто ответить на вопрос «Свой-чужой?», она может ответить на вопрос, что это за штука, куда она летит. И вот те самые транспондеры, которые, как вы помните, были отключены с другого малайского Боинга теми, кто его захватил, видимо, террористами.

То есть грубо говоря, что произошло? Произошло так же, кстати, как и в московском метро (я об этом поговорю, если у меня будет время) чудовищное несоответствие технических средств с интеллектуальным и моральным уровнем того, кто их использует. Люмпену в руки дали ракету. Потому что ответственность дать такую дубинку без информации, без ограничителей, которые наложены на использование такого рода могущественных вещей, без стационарной РЛС, она чудовищна. Потому что люди, которые принимали решение, еще раз повторяю, весь их мир был сужен до того, что им внушает Первый канал. С их точки зрения всё вокруг были фашистские каратели.

Это были люди... Там сейчас ополченцы, попадающие в плен, отказываются есть, потому что считают, что их пустят на органы, думают, что их откармливают. Вот такого рода люди с таким уровнем интеллекта принимали решение о том, что раз летит, ну, значит, надо сбивать.

Собственно, что произошло дословно? Дословно произошло следующее, что действия российских, к сожалению... Действия России, насколько я понимаю, последние несколько месяцев и недель особенно заключались в том, что на территорию Украины завозилось оружие под маркой захваченного сепаратистами.

То есть захвачен, допустим, один БТР, а захватится 10. И говорят «О, это БТРы, которые отбиты мирным населением у украинской армии». Заводится танк... Так сказать, отбит танк, точно так же завозятся танки.

Почему, собственно, донецкие и луганские сепаратисты так штурмуют аэропорты и там, и там? Потому что они уже объявили, что у них есть истребитель. И как только они аэропорты займут, то можно быть уверенным, что этот истребитель поднимется в воздух и будет там летать 24 часа. И на все недоуменные вопросы «А как же это истребитель способен летать 24 часа в воздухе? И вообще как там у вас образовались команды, которые обслуживают этот истребитель?» будет ответ, что, вот, наш истребитель такой истребитель, что у нас и команда есть, вот он летает.

И, собственно, захватили в Донецке, действительно, несколько «Буков». Украинская сторона утверждает, что они были неработоспособны, что перед тем, как их захватили, они были раскурочены. Я думаю, что состояние украинской армии такое, что они могли вполне не работать без всяких дополнительных усилий со стороны украинской армии. Но так или иначе они, действительно, были неработоспособны. Но вот под это дело втянули «Бук» из России.

И когда господин Безлер говорит в этом радиоперехвате слова «казаки», конечно, на самом деле, это, боюсь, кадровые военные, потому что 4 человека работает на этом комплексе «Бук». Не пожалейте времени – найдите в YouTube ролик, который мне сосватал Солонин, 12-минутный про то, как «Бук» работает. Ну, понятно, что вот те 4 человека, которые жмут на кнопочки, их очень долго учили, как на эти кнопочки жать.

Значит, собственно, почему была такая необходимость в «Буке»? Тут я пересказываю примерно то, что говорят с украинской стороны. С украинской стороны объясняют это следующим образом. Я задавала этот вопрос нескольким людям.

Антитеррористическая операция, которую проводит Украина, собственно, весь план заключался в том, что... Я об этом уже говорила несколько раз. ..чтобы сначала отсечь анклав, Донецкую и Луганскую республики от границы с Россией, а потом рассечь его на несколько частей, кстати, что почти сейчас сделано, потому что Донецк и Луганск окружены, и, соответственно, подавить сопротивление.

Во время перемирия, несмотря на то, что это было перемирие, было подтянуто, действительно, очень много тяжелой артиллерии. И сразу после конца перемирия были нанесены очень существенные удары и кольцо почти замкнулось до Изварина, до ростовской дороги, которая там центральная в смысле снабжения со стороны России. Оставалось буквально 15-20 километров, то есть это был огневой контроль.

Что произошло дальше? Еще раз подчеркиваю, это то, что рассказывает украинская сторона, разные люди, но рассказывают они приблизительно одну и ту же историю.

В этот момент с территории России начинают в первый раз по украинской армии (именно с территории России), начинают наноситься удары «Градом». Получилось 19 трупов – это вот тот самый момент, когда группировка украинская потеряла 19 человек. Это был большой шум. И обратите внимание, какие это войска. Это войска, которые движутся вдоль российско-украинской границы в тылу Донецка и Луганска. То есть они очень сильно отрезаны от основной группировки. И вот эти войска – сначала «Градом», и это шок для украинских военных, поскольку они этого не ожидали, они не ожидали, что стрельба будет непосредственно с российской стороны. Ну, будем считать, что это стреляли, знаете, вот те же самые сепаратисты, которые каким-то образом, естественно, без ведома наших пограничников пробрались на российскую сторону. Град они как всегда купили где-то в Сельпо. Но тем не менее, это был шок.

Второй шок был тогда, когда уже частично отрезанные части этой группировки... Перерыв на новости.

НОВОСТИ

Ю.ЛАТЫНИНА: Добрый вечер. Юлия Латынина, и я говорила о причинах, по которым «Бук» оказался в Украине. И напоминаю, что фактически на границе сложилась очень сложная ситуация для обеих сторон – и для украинской, и для Донецкой республики – которая заключалась в том, что, с одной стороны, украинцы окружали Донецкую республику. Но в тот момент, когда по ним ударили, по словам украинских военных, «Грады» с территории России, естественно, эта группировка сама оказалась под угрозой расчленения и окружения.

Естественно, украинцы попытались воспользоваться тем преимуществом, которое у них имелось, а это было преимущество в воздухе, потому что у сепаратистов, как ни странно, еще нет своей авиации, еще нет своей ядерной бомбы.

Их самолеты стали сбивать. Их самолеты стали сбивать в том числе на высоте свыше 6 тысяч метров. Украинская сторона утверждает, что это делалось ракетами Воздух-Воздух непосредственно, опять же, российскими самолетами.

Понятно, что украинской стороне очень важно доказать, что это делалось ракетами Воздух-Воздух, а не «Буками» хотя бы и с территории, подвластной сепаратистам. Но факт – то, что эти самолеты сбивались. И понятно, почему это было надо. Потому что я уже говорила, что, ну, мега-план, который сейчас существует в Кремле, это дать ДНР дожить хотя бы до момента осенних украинских выборов.

Украинское наступление не оставляло ДНР и Луганску на это шанса, и поэтому пошел гигантский поток военной поддержки в самых разнообразных видах, в которых украинская армия не рассчитывала.

Собственно, ответом на этот поток поддержки были дополнительные санкции, которые, собственно, накануне появления этого «Бука» были наложены на Россию. И ровно на следующий день после этих санкций этот «Бук» въезжает на территорию Украины, потому что, еще раз повторяю, этот день буквально ключевой для военной операции: либо украинцы замкнут кольцо вокруг Донецка, в том числе снабжая своих военных с воздуха, либо господство украинцев в воздухе будет уничтожено.

И, собственно, видимо, именно поэтому «Бук» появился того 17-го числа. И обратите внимание, что он появился и мгновенно сбил самолет, и мгновенно уехал.

И это очень тяжелый вариант для России, потому что «Бук», как я уже сказала, это не ПЗРК. Нужны профессиональные военные для того, чтобы им управлять. Невозможно обучить тех ребят, ряженых казаков, которые там бегают с автоматами, и бывших маргиналов и уголовников, которые грабят церкви и сажают людей в подвалы. Вот, нужно как... Помните, как в корейской войне со стороны Китая воевал китайский летчик Ли Си Цин? Вот, летчик Ли Си Цин нужен.

Очень тяжело от такой истории будет отмотаться, потому что это означает, что профессиональные военные выполняли команды кого? Террористов. Психика, целеуказание, мироощущение было террористов, как я уже сказала, не очень вменяемых, а исполнение было профессиональных военных.

И, конечно, до сих пор мир относился к войне в Украине, скажем так, не так серьезно как к войне в Сирии. Ну, в общем, Запад, на самом деле, ни к чему сейчас серьезно не относится. Ну вот одним махом мы сравнялись с Каддафи и Бен Ладеном, потому что если есть какая стратегия Запада в отношении не очень стабильных стран, так это стратегия, чтобы террористам и маргиналам не доставалось в руки сверхсильное оружие. Отсюда все санкции на Ирак, отсюда всё давление на Северную Корею, у которой, правда, такое же оружие есть. И, вот так, раз по щелчку люди не очень вменяемые получили оружие, способное сбивать цели на высоте 10 километров.

Кстати, к вопросу о том, почему гражданский самолет летел над военной территорией. Совершенно неправомерный вопрос. Просто если вы посмотрите маршруты пассажирских лайнеров, они прекрасно пролегают над Афганистаном, они прекрасно пролегают над Пакистаном, даже над воюющей Сирией, потому что считается, что у местных обезьян нету возможности сбить лайнер на высоте 10 километров. И вдруг, значит, у людей, у маргиналов на территории Украины такая история появилась.

Еще несколько замечаний, почему для меня нет никаких сомнений, кто, собственно, сбил самолет. Меня спрашивают там, почему я верю, что переговоры, которые опубликовала украинская сторона, подлинная. Ну, просто потому что аудитория этих переговоров – это не та аудитория, на которую рассчитывает Первый канал. Вот, когда Первый канал говорит про распятого мальчика, он имеет в виду определенную аудиторию, которая не продолжается за пределы России.

Понимаете, если Украина опубликует эти переговоры, а потом, так сказать, американцам по секрету скажет «Вы знаете, мы перепутали, это вранье», то, мягко говоря, это будет немножко другая история для Украины.

Кроме того, есть еще такая вещь как реакция Владимира Владимировича Путина. Вот, Андрей Николаевич Илларионов замечательно заметил, что через несколько часов после сбития самолета Путин позвонил Обаме. И бывали ли еще в истории случаи, - спросил Андрей Николаевич, - когда бы о катастрофе над территорией иностранного государства самолета иностранной авиакомпании, на борту которого не было российских граждан, Путин проинформировал бы президента США? Кроме этого, Андрей Николаевич обратил внимание, что Путин призвал своих коллег по кремлевскому руководству почтить память погибших российских граждан.

То есть там, скажем, после катастрофы в московском метро там Путин выразил соболезнования родственникам погибших, однако, не информировал об этом ни президента США, ни российских граждан. А дальше, конечно, есть заявление Путина о том, что Украина несет ответственность за это, потому что лайнер сбит на ее территории.

Ну, во-первых, я рада, что Путин, наконец, признал Донецк и Луганск территорией Украины. То есть Путин признал, что Донецкая и Луганская республики не существуют. Но если они не существуют, зачем передавать им «Буки» или, там, принимать от них черные ящики?

Но я правильно понимаю, что согласно этой логики, в 1999 году в Москве взорвались дома – это Россия виновата, потому что это произошло на ее территории? Я правильно понимаю, что когда взорвались башни-близнецы, это американцы виноваты, потому что это произошло на их территории?

Вообще это, конечно, новое слово в мировой юриспруденции, что если Ивана Ивановича убили, вспороли живот и жену его изнасиловали и тоже убили, и это произошло в квартире Ивана Ивановича, то виноват Иван Иванович.

Честно говоря, я не припомню в мировой истории аналогов. Нечто похожее было в Средневековье европейское, когда город, на территории которого произошло убийство, считался ответственным, нес ответственность за это убийство в случае, если он не находил убийцу.

Но и то там не похоже, потому что в данном случае Украина как раз готова разыскивать виновных. Так что аналогия не подходит.

Вот, к сожалению, еще раз повторяю, в любом случае то, что случилось, это следствие того, что Шариковых вооружили серьезным оружием. Маргиналов и люмпенов, горизонт планирования которых равен нулю, фантазия которых раньше там не поднималась выше пьяной драки и посаженного в подвал заложника, им дали «Грады», им дали танки и БТРы, и сообщили им, что отныне они не мелкие гопники, а воины за великую Россию.

Им показали мальчика распятого на Первом канале, и они устроили в Донецке и Луганске день открытых убийств. Представьте себе, самые, скажем так, не далеко планирующие слои населения в вашем городе, которым дали в руки автоматы. Что произойдет в вашем городе?

Это та же самая история, что с инспекторами ОБСЕ: их захватили в Славянске в заложники, потому что честно приняли за шпионов.

И то, что произошло, это, конечно, следствие полной безнаказанности, которую ощущает люмпен в ходе пиар-войны. Это вот то же самое, почему сепаратисты ведут огонь из минометов и «Градов». А чего себя стеснять? Всё равно всякий снаряд, угодивший в мирный дом, будет объявлен "снарядом, выпущенным украинскими фашистами 2.

Это то же самое, что произошло в Одессе. А, действительно, чего себя стеснять? Как хорошо: нападем на демонстрацию болельщиков украинских. Если побьем демонстрацию, здорово. Если она нас побьет, мы скажем, что побили мирных граждан. А если она их сожжет, так это вообще шикарно – мы скажем, что нам тут устроили Освенцим.

Знаете, почему они стреляли и по другим самолетам, как это пишет Тимур Олевский? Потому что с их точки зрения в мире есть только Россия и Украина. Ну, в крайнем случае, ну, случится беда с российским самолетом. Ну и что? Первый канал разъяснит, что его сбили украинские фашисты.

Я вам, кстати, напомню, как в 1992 году российский самолет при таких же обстоятельствах был сбит абхазскими сепаратистами, летел из Сочи в Сухуми. Его сбили из Гудауты абхазы плюс русский расчет. Самолет был русский, все утерлись.

Вот, очень важно. Обращаю ваше внимание. Многое из того, что там происходит, заключается в том, что у люмпена, у него нет считалки, у него нет механизмов планирования.

И второе, люмпен всегда считает, что он от всего может отовраться. Вот, что бы он ни сделал, он такой умный, что он разъяснит. Вот, как Гиркин сейчас, который сначала через 17 минут после катастрофы рассказал про птичкопад и про то, что «говорили же не летать над нашей территорией», сейчас Гиркин дает интервью и рассказывает, что «Знаете, в самолете трупы были несвежие». Ему, вероятно, кажется... То есть подставили бедных донецких инсургентов, трупы были несвежие, представляете?

И, видимо, господину Гиркину, товарищу Гиркину (уж не знаю, он там деникинец, значит, господин) это кажется очень умным. Кажется, что он может отмотаться. Но я боюсь, что это ставит точку на нем, потому что...

Понятно, почему он это говорит. Потому что он работает на соответствующего рода аудиторию. Вот, точно так же Шамиль Басаев когда взорвал дома в Москве, сначала сказал, что это сделали дагестанцы, доведенные до отчаяния. А потом оказалось, как к этому плохо относятся в мире, сказал, что это сделали евреи, чтобы подставить Чечню.

Точно так же Доку Умаров, если вы помните, он на видео после взрыва в московском метро сначала сказал, что это сделано по его приказу, чтобы отомстить за сборщиков черемши. А потом на видео, снятом через 2 дня, сказал, что он не говорил первого видео и что это подделка, и так далее, и так далее.

Вот, когда люди начинают говорить такие вещи, это очень страшно, потому что они апеллируют к определенному кругу людей, у которых в голове каша.

Когда исламские террористы одновременно говорят, что башни-близнецы надо было взорвать, потому что, вот, проклятая Америка, и одновременно говорят, что это сделал Израиль, это значит, что они настроены только на определенную категорию населения.

Когда Гиркин сначала хвастается, что он сбил самолет, а потом рассказывает, что их подставили и что трупы были несвежие, это значит, что он тоже замыкается на эту категорию населения. И это страшная вещь, потому что нельзя быть реконструктором и последним деникинским офицером, если у тебя нет чести. Если человек говорит такое, это означает, что он теряет честь. Это очень важный момент, потому что офицером свойственна честь. Офицерам, которые воюют за великие идеи.

А когда твоя категория, к которой ты обращаешься, это люмпены, ну да, тогда, конечно, можно сказать. Тогда, конечно, вот, как Донецкая республика можно сначала хвастаться тем, что у вас есть «Буки», способные поражать цели на высоте 10 километров, а потом, не моргнув глазом, заявить, что у вас таких «Буков» нет, поэтому это сбили проклятые украинские фашисты.

Как там говорит один из собеседников в этом самом перехвате, получив известие, что там море трупов женщин и детей? «Значит, завозили шпионами». Люмпен не думает о последствиях и считает, что он может ото всего отовраться.

И, к сожалению, понятно, что то, что произошло, не прекратит то, что происходит в российском телевидении, потому что, да, конечно, мирный самолет сбит украинскими фашистами для того, чтобы обвинить в этом Россию. Он займет свое достойное место рядом с распятым в Славянске мальчиком, вырезанном в поселке Счастье местным населением. Но пропасть между Россией и цивилизованным миром, к сожалению, станет еще глубже.

И я еще одну вещь хочу сказать, что даже у палестинских террористов нет «Буков», поэтому они не могут осуществить вековую мечту арабского народа – сбить над Тель-Авивом пассажирский лайнер. Вот кому мы дали «Буки».

Значит, собственно, что будет дальше? Ну, как назло, гражданская авиация – это то место, где остались стандарты. Где выяснение того, что произошло, всегда происходит. И, конечно, убийство террористами 298 человек, летевших в малазийском Боинге, будет расследовано до конца.

По этому поводу что будет с Россией, со всеми нами? Ну, вот, Иван Яковина, которого я очень люблю, написал, что это станет началом конца президента РФ. И Максим Саморуков, которого я тоже очень люблю, в Слоне.ру написал, что... Собственно, написал то же самое.

Я не могу с этим согласиться, я не могу такого предсказывать, потому что, действительно, последние 2 десятилетия (я многократно это говорила) если диктатор нарушал международные границы, это был его конец. Внутри страны можно было делать что угодно, но за пределами всегда, вот, как с Саддамом Хусейном, пошел в Кувейт – получилось нехорошо.

К сожалению, мы прекрасно видим, что просто Запад изменяется, Запад стал другой. И если Запад даже делает вид, что не замечает образования исламского халифата, то в конечном итоге, ну, конечно, это проблема более серьезная, чем сбитый на авось малазийский лайнер.

Что я могу сказать, что будет, и что, собственно, было бы без этого? Это катастрофическое изменение экономического положения России.

Вот, понятно, что решение об экономических санкциях было принято США еще до. Что вот этот тяжелый неповоротливый бюрократический механизм американский – он уже развернулся. Вот, авианосец развернулся и хода назад нет.

Я обращаю ваше внимание, что происходит сближение с Ираном, что я и предсказывала. Понятно, что Иран и Россия, ну, скажем так, Иран тоже не самая вменяемая страна. Но происходит сближение с Ираном, который просто может обрушить, в конце концов, цены на мировом рынке газа, да и нефти.

Будет добыча сланцевого газа в Европе, и вряд ли всякие зеленые это остановят. Естественно, никакого военного вмешательства не будет. Значит, будет только экономическая изоляция России.

Что такое экономическая изоляция России, это бабушка надвое сказала. Вот, есть экономическая изоляция Зимбабве – в Зимбабве чувствуют себя всё хуже и хуже на протяжении последних 30 лет. Это только укрепляет власть местного президента, который обвиняет, что хуже и хуже – это всё из-за происков проклятых империалистов, которые хотят перечеркнуть все достижения зимбабвийского народа.

+7 985 970-45-45. И, собственно, я прервалась, потому что я хочу поговорить об еще одной катастрофе, которая случилась на этой неделе уже в России. Это авария на перегоне между станциями метро Парк Победы и Славянский бульвар. И я уже сказала, что в какой-то мере это очень похожий механизм катастрофы. Это несоответствие интеллектуального уровня тех людей, которые управляют сложной техникой, уровню возможностей, которые им предоставляет эта техника.

Собственно, что произошло? Произошла очень простая вещь. Начали прокладывать новую линию. Начали прокладывать новую линию в сторону Новопеределкино, Солнцевскую. И началась укладка стрелочного перевода под новый участок. Генподрядчик работ – ЗАО ИНГЕОКОМ, непосредственный субподрядчик по путейским работам – Спецтехреконструкция, заказчик – Мосинжпроект (это контора, которая при Собянине стала курировать всё строительство метро).

Я напомню, что главой Мосинжпроекта является Константин Матвеев. В свое время в Татарстане он построил нефтехимический завод. Строительство этого завода курировал нынешний глава московского стройкомплекса Марат Хуснуллин. И, соответственно, как Хуснуллин стал главным строителем Москвы, Матвеев возглавил Мосинжпроект. Но инвестором было само метро.

И, вот, в ночь с субботы на воскресенье стрелка врезается в действующую линию. При этом стрелка никуда не ведет, то есть она не подключена к общей системе сигнализации, что с ней происходит? И на закладку, прижимающе-переводной рельс мастером должен быть повешен по регламенту навесной замок, просто тупо замок. Вместо замка закручивают проволоку. Ну, так сказать, замок – может, его не было, может, пригодился в хозяйстве.

Помните, как в раннем рассказе Чехова, так сказать, с железной дороги злоумышленник откручивал гайки, чтобы ему удобней было грузила... Грузила ему были нужны на удочку.

Каждый раз, когда стрелка врезается в действующую линию метро, сотрудники метро должны подписать акт. Кроме того, мастера пути, ответственные за подписание, каждый день обходят участок. И, вот, помощник дорожного мастера путей Юрий Гордов и его начальник Валерий Башкатов должны были проконтролировать работу Спецтехреконструкции. Гордов заметил, что замка нет... Собственно, извините, не Спецтехреконструкция примотала проволоку, а Гордов примотал проволоку, заметив, что замка нет. И подписал акт приемки работ.

Значит, потом пошли поезда. Сначала они ходили медленно. В это время, видимо, закладка расшатывалась. В 8:35 в понедельник проволока рвется. Поезд, следовавший между Парком Победы и Славянским бульваром, сходит с рельс. Три вагона смяло в лепешку, 180 пострадавших, 23 трупа, крупнейшая за всю историю метро авария.

И, вот, вы знаете, как ни странно, вот в этой технической чисто вещи, действительно, виноват стрелочник. Точно так же, как в катастрофе с Боингом, виноват тот человек, который нажал на гашетку, и тот человек, который отдал приказ. А тот человек, который отдал приказ, как я понимаю, сейчас можно представить себе, что это был кто-то из подчиненных Гиркина или Безлера, или еще кто-то.

Но есть более общие соображения, которые заключаются в том, что с моей точки зрения... Напомню, что при Лужкове метро не строили. Совсем. Собянин стал строить метро ударными темпами, потому что видел в нем единственный способ разрешения в конечном итоге гигантских транспортных проблем Москвы.

Причем, почему не строили метро при Лужкове? Говорили, что нет денег. При этом реклама из метро приносила буквально копейки. Собянин объявляет конкурс, доходы от рекламы поднимаются не в разы, а в порядки.

Москва начинает получать федеральные деньги на строительство метро. При Лужкове федеральные деньги не получались, потому что, насколько я понимаю, при Лужкове, когда Кудрин сказал, что за этими федеральными деньгами придет проверка о том, как они расходуются, то это настолько возмутило бывшего мэра Москвы, что он сказал, что лучше тогда вообще не надо.

Соответственно, что происходит в ситуации, когда метро не строилось 18 лет, и вдруг стало строиться со страшной силой? Ну, очевидная деградация произошла за это время Метростроя, мастеров попросту не осталось.

Более того, значит, поскольку аврал, то проектирование и строительство начинаются одновременно. Вот, например, Ростехнадзор, хотя я очень его не люблю, уже оштрафовал вышеозначенный ИНГЕОКОМ за то, что тот строил линию без завизированной Главгосэкспертизой проектной документации. Я даже не говорю, что это плохо, потому что я представляю себе, сколько времени у нас эта Главгосэкспертиза визирует документацию, что для этого нужно. Я просто обращаю внимание, что там, действительно, вот, специфическая метростроевская проблема.

И она упирается в более общую проблему деградации технической базы России, потому что отчего падают наши «Протоны»? Ну, от того же, да? Потому что когда начинаешь разбираться, то во входном коллекторе для подачи воздуха какой-то мастер забыл алюминиевые пломбы. Или там другой «Протон» - по-моему, он... А, нет, вот этот как раз упал – там датчик угловой скорости был вставлен не той стороной. Это невозможно сделать, но умелец умудрился. Почему он это умудрился, тоже понятно.

Сколько получает мастер путевых работ в Московском метро? 35 тысяч рублей. Сколько средняя зарплата в Хруничеве, который собирает «Протоны»? 30 тысяч. Ну, простите, у нас персональный водитель начинается с 70 тысяч рублей, да еще у него масса свободного времени. А там курьер – не найти курьера за 40 тысяч рублей.

Понятно, что требования, квалификация, ответственность там мастера путевых работ и, не знаю, курьера, который шмотки из интернет-магазина разносит – они, мягко говоря, несопоставимы.

Еще один момент. Мосинжпроект распределял миллиардные подряды по строительству метро без всякого конкурса. Была вместо этого процедура предквалификационного отбора. Соответственно, Мосметрострой, Трасинжстрой, ИНГЕОКОМ, Бамтоннельстрой, Казметрострой. Напомню, что Хуснуллин из Казани, поэтому Казметрострой получил подрядов там без конкурса где-то на 100 миллиардов рублей в прошлом году.

Причем, как ни смейтесь, это не вопрос коррупции в московской мэрии, потому что как раз при Лужкове были конкурсы и при Лужкове как раз эти конкурсы кончались вот чем. Выигрывал конкурс какое-нибудь ОАО «Ласточка», получало деньги. Предлагал гигантские деньги, миллиарды. Получало деньги, нанимало субподрядчика. Субподрядчик рыл дырку, потом все разбегались, дырка посреди была, ОАО «Ласточка» испарилось с деньгами, субподрядчик не работает, потому что ему не платят деньги. Без денег он строить не может, денег нет, дырка есть и больше ничего нет.

То есть насколько я понимаю, просто Собянин решил, что, вот, конкурс ничему не помогает в системе, где всё прогнило, и в волевом порядке это было заменено распределением работ между теми, у кого есть реальная техника.

Понятно, что реальная техника и реальные гигантские строительные компании, конечно, есть у людей достаточно приближенных к власти. В частности, одним из крупнейших подрядчиков метро является СК Мост, 25% которой принадлежит Геннадию Тимченко. И вот я просто представляю себе, что было бы, если бы подрядчиком Солнцевской линии, где произошла эта авария, оказался Тимченко. Ну, вот, как-то на счастье власти им оказался ИНГЕОКОМ, который принадлежит семье покойного Михаила Рудяка. То есть как-то нельзя зачислить его совсем в питерские.

И вот это достаточно печальная история, потому что, с одной стороны, в этой аварии виноват, действительно, стрелочник. Никто не отменяет вины и двух людей, один из которых неправильно закрепил стрелку и не повесил замка, а другой примотал стрелку проволокой. Но, к сожалению, в аварии также виновата общая техническая деградация России. А это непосредственно вытекает из самой сути того режима, который у нас существует. Потому что режим занимается расширенным воспроизводством бюрократов и люмпенов, и у нас происходит вот это вымывание. Вот, деятельный старательный, ответственный синий воротничок, который за 30 тысяч рублей будет проверять стрелки, собирать ракеты, ну, это исчезающий в нашей экосистеме вид. А, вот, таджики прокладывать метро пока не умеют.

И грубо говоря, поезд сошел с рельс по той же причине, по которой падают наши протоны. И если уже совсем грубо обобщать, поезд сошел с рельс отчасти по той же причине, по которой оказался сбит малазийский Боинг. Еще раз повторяю эту фразу, из-за несоответствия того уровня могущества, который дают технологии, использовавшиеся в одном случае в метро, а в другом случае в зенитно-ракетной системе «Бук» с уровнем тех людей, которые их использовали.

Всего лучшего, до встречи через неделю.

Юлия Латынина обозреватель "Эха Москвы"

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Латынина, боинг

Добавить в: