Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Украина и мир » Нефтегазовый сектор: золотое дно или дойная корова

Нефтегазовый сектор: золотое дно или дойная корова

Без инвесторов и прозрачных правил игры об энергонезависимости Украины можно только мечтать.


Фото petrochina.com.cn

В связи с этим стоит внимательно рассмотреть возможности, проблемы, перспективы и первоочередные меры по развитию собственной добычи природного газа.

Украина добывает в год 18 млрд кубометров газа. Большинство из этого объема добывает государственный сектор – 89%, а 11% приходится на частных добытчиков. В 2014 году за счет аннексии Крыма Украина недосчитается 1,5 млрд кубометров крымской газодобычи, но на общий баланс это практически не повлияет – Крым примерно столько же и потреблял.

Государственный сектор

Существует тенденция по незначительному сокращению добычи газа в государственном секторе. Из-за недальновидной политики руководства страны нефтегазовый сектор долгие годы являлся дойной коровой и источником подкупа электората. Не выделялись средства на полноценную разведку новых площадей, интенсификацию и ремонт существующих месторождений, а предоставляемые средства расходовались неэффективно.

В первую очередь необходимо обеспечить прозрачность государственных закупок. Перестать воровать. Пришло время решительно оборвать эту «добрую» традицию. После поднятия цен на газ для населения в государственной части нефтегазового сектора должны появиться деньги. Их ни в коем случае нельзя отправить на проедание – только на эффективное развитие отрасли.

Вторая задача государства – разработать программу развития отрасли и привлечения инвестиций в государственные газодобывающие компании. Процесс вхождения инвестора должен быть простым, прозрачным, с привлечением государственных гарантий. Следует активнее применять соглашения о разделе продукции (СРП). Не только по новым месторождениям и скважинам, но по проведению капитальных ремонтов существующих скважин – ряд иностранных компаний готовы за свой счет проводить дорогостоящие работы на обоюдовыгодных и прозрачных условиях. Этого не надо бояться. Если скважина не работает, а после модернизации даст 100 000 дебита в сутки, то все 100 000 попадут в нашу систему. Кроме того, инвесторы будут платить налоги, создавать новые рабочие места.

Частный сектор

Частный сектор имеет тенденцию к постоянному росту объемов добычи. Благодаря «призовой» цене на газ, умеренным налогам и привлеченным инвестициям ряд компаний устойчиво наращивали добычу, бурили новые скважины, проводили дорогостоящие геологические изыскания.

В частном секторе главное – не мешать, а создавать благоприятные условия. Все действия в отрасли необходимо проводить с учетом инвестиционного климата. Мудрое государственное регулирование позволит увеличить добычу углеводородов в разы.

Государственное регулирование

Поиск и разработка площадей – высокорисковая деятельность: покупка лицензии, проектные, изыскательские, геологическое исследования, бурение двух скважин – это два года работы и десятки миллионов долларов инвестиций с негарантированным результатом. Поэтому во всем мире такого рода деятельностью занимаются частные компании – либо покупая лицензии, либо подписывая с государством cоглашение о разделе продукции.

В период революций у власти может возникнуть желание получить временные экономические и/или политические выгоды от пересмотра правил игры на рынке, передела собственности, разрыва существующих контрактов. Мы помним, чем это закончилось с Прикерченской и Скифской площадями – газа нет, рабочих мест нет, площади раздробили на маленькие кусочки, ни один инвестор не пришел.

Государство должно показать отрасли свое видение ситуации и наличие плана развития. В этот план должны войти:

1. Внедрение передового мирового опыта по подписанию соглашений о разделе продукции.

2. Упрощение системы продажи лицензий и контроля над выполнением условий лицензирования.

3. Мораторий на увеличение налоговых, рентных платежей.

4. Определение уровня рентных платежей и передача их в распоряжение предприятий с целевым использованием на развитие отрасли.

5. Изменение градации определения рентных платежей – нас должен интересовать любой объем газа, даже незначительный. Во Франции на скважинах с низким дебитом применяется отрицательная рента, т.е. государство доплачивает за добычу газа.

6. Упрощение процедур получения разрешений при проектировании, строительстве, проведении геологоразведочных работ, ремонтов и эксплуатации месторождений: исключить разрешительную функцию областных советов, оставив только заявительную, исключить объекты НГС из согласований в ГАСК и т.д.

7. Отмена таможенной пошлины и НДС на ввозимые материальные инвестиции, оборудование, временно ввозимое для проведения работ по обустройству и ремонту месторождений.

Кроме регулирования отрасли, государство должно активно содействовать инвесторам. Для этого есть смысл создать государственное инвестиционное агентство, задачей которого будет прохождение всех разрешительных процедур по получению разрешения на геологические и исследовательско-промышленные разработки, подготовку проектной документации, проведение тендеров по поиску подрядчиков на проведение геологических работ, бурение, обустройство площади. Вся эта работа должна проводиться специальной компанией, корпоративные права которой может купить любой инвестор – внутренний или внешний.

Государство должно научиться отстаивать свои интересы

Основным направлением должен быть контроль выполнения работ согласно выданным лицензиям. И подобная ревизия должна быть проведена незамедлительно. Лицензии, по которым вообще ничего не было сделано, необходимо забрать в первую очередь. При этом надо четко оградить работающие компании от возможных вымогательств или преследований по политическим мотивам.

Сланцевые проекты – индикатор способности государства в отстаивании своих интересов. Государство должно четко и определенно высказаться по этому вопросу.

Нужно осознать, что Украина имеет все предпосылки для резкого увеличения внутренней добычи:

- наличие большого количества перспективных площадей, на которые либо не получены лицензии, либо получены лицензии, но работы не проводятся;

- высокая внутренняя цена на природный газ;

- сравнительно небольшие затраты на разработку и освоение месторождений – хорошая сеть дорог, большая разветвленная сеть газопроводов;

- низкая стоимость строительных и монтажных работ, маленькое логистическое плечо по подвозу материалов и прочих ресурсов к месту освоения площади;

- наличие большого и качественного трудового ресурса рабочих, инженерных и управленческих специальностей;

- наличие опытных подрядных организаций, не избалованных заказами;

- штат профессиональных геологов, знающих специфику региона;

- наличие в стране реализованных инвестиционных проектов в нефтегазовой сфере.

Государство должно понимать: если рассматривать отрасль как дойную корову (в это тяжелое время – это большой искус), то зависимость от внешних поставок энергоносителей будет расти. Если дать обоснованные, целевые льготы – то можно через четыре-пять лет сократить импорт газа вдвое, а через десять лет – совместно с другими мероприятиями – полностью обеспечить страну газом собственной добычи.

Необходимо создать наилучшие условия для развития отрасли. Руководство страны и отрасли совместно с заинтересованными сторонами – инвесторами, добывающими компаниями, подрядными и геологическими организациями – должно разработать четкую и понятную дорожную карту развития нефтегазодобычи, существенные гарантии инвесторам.

По материалам: forbes.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Нефтегаздобыча, сланцевый газ, добыча газа, инвестиции

Добавить в: