Как живется женам "беркутов" и какие спецподразделения остались в Украине
Жены бойцов не выходят из общежития, питаются картошкой и отправляют детей в село.
В Украине больше нет «Беркута». Спецподразделение, численностью по стране около 3 тысяч бойцов, с 25 февраля ликвидировано. Приказ № 144 подписал и. о. главы МВД Арсен Аваков. Вчера на брифинге он рассказал, что взамен будет создан другой спецназ, в котором смогут служить и бывшие «беркуты», не принимавшие участие «в преступлениях против мирных людей». Чтобы найти таких, МВД проводит переаттестацию, и все бывшие спецназовцы пишут сейчас объяснения, что делали во время столкновений. Судьба каждого будет решена в течение 10—15 дней. Придется, сказал Аваков, менять все: от философии спецназа, которая будет представлена общественности, до формы силовиков. Также в скором времени будут реформированы ГАИ и Внутренние войска, которые могут опять стать Национальной гвардией. Правда, какие изменения ждут эти структуры он не уточнил.
В день расформирования «Беркута» наша газета встретилась с женами бойцов столичного спецназа, не пожелавшими оставить своих мужей в такое время и уехать. На входе в общежитие, где они живут, стоят автоматчики, дверь забаррикадирована, женщины стараются к окнам не подходить, боятся снайперов.
Леся, супруга сержанта: «Наши мужья были без оружия, а по ним стреляли. Об этом почему-то все молчат. У меня трехлетняя дочь, так она спрашивает: мама, а Майдан разошелся, уже можно выходить на улицу? Что ей ответить? Мы и сами не выходим уже несколько дней, хотя есть у каждой работа. Нас загнали в угол, сделали наших мужей виноватыми и дали команду «Фас!». Наши матери поседели от горя, но звонят из сел и говорят: оставайтесь на месте, иначе вину повесят на вас. Кроме того, мужья переживают, что тут, на базе, столько оружия… Если они убегут, в чьи руки оно попадет?
Поскольку не выходим из дома, то живем на запасах круп и картошки. Всем делимся, на вахте спрашиваем, парни, чай пили? Если нет, несем им чаю… Там ведь есть совсем молодые ребята, без семей, и выйти тоже боятся. Они ночуют на полу в спортзале и актовом зале. Хорошо, хоть недавно купили им спальники…
Скажу откровенно — мы сейчас понимаем, в каком состоянии мужья и не настаиваем даже на супружеском долге. В эти дни просто возможность обнять любимого, лечь рядом — это уже счастье».
Алла, жена офицера: «Мы с мужем за двадцать лет так из общежития и не выбрались, хотя двое детей, дочке уже 16, сыну 9 лет. Детей в прошлую пятницу отправили к родителям в село, потому что здесь для них реальная опасность. Я сначала тоже уехала с детьми, но поняла, что не могу бросить мужа тут в такой обстановке и вернулась. Правда, на работу в эти дни не хожу. В школе у младшего особенных неприятностей не было, а вот дочку-десятиклассницу и обзывали по-всякому, и в соцсетях писали ей гадости, и даже угрожали. Ведь ряд ее одноклассников уже ходили на Майдан и набрались там ненависти к «Беркуту». К сожалению, разные слухи добрались уже и до села, где живут родители мужа. Якобы он в чем-то виноват и поэтому уже подался в бега. Но он никуда не ушел, потому что невиновен. Он говорит: почему я должен бежать? И куда, за какие деньги? А что потом?»
«Слухи о долларах — это бред»
Аня, жена старшины: «Мы уверены, что наши мужья ни в кого не стреляли, они не виноваты. Мы — заложники ситуации, созданной начальством. У нас злости на активистов нет, жаль, что они не понимают — наших мужей сделали козлами отпущения. Кто-то провоцирует обе стороны. Ведь слухи о доплатах «Беркуту» — полный бред. Нам даже родня звонила, мол, твой в каком ряду стоял? Якобы тем, кто в первом, по 2000 долларов в день платили, во втором — по 1000… Но это вранье (зарплата рядового 4,5 тыс. грн, офицера — до 5 тыс. — Авт.). А квартиры? Летом, говорят, были выделены деньги на жилье нашему полку, обещали 15 квартир. Конечно, ничего не дали. А ведь есть уже пенсионеры с внуками, и все еще живут в общежитии. Сколько наших ребят побили, двое погибли. Причем мужья рассказывали, что когда митингующие пустили газ плюс дым от горящих шин, то наши «беркуты», как взрослые мужики, отдавали свои противогазы стоящим за ними бойцам ВВ, призванным на службу мальчишкам. Это называется «нелюди», как их обзывают?»
Исчезнувший спецназ и штурм штаба ВВ
В бывшем столичном «Беркуте» рассказали «Сегодня», что не все согласны служить дальше, даже если предложат. Боятся, что новая власть обманет так же, как старая. И ждут разъяснений, как будет с деньгами, со служебным жильем, не выбросят ли на улицу. По словам спецназовцев, известий об ушедших с оружием 25 бойцах и их командире полковнике Сергее Косюке пока нет (мы писали о них вчера). Но сослуживцы считают, что ушли парни из-за угроз семьям и, когда розберутся с ситуацией, обязательно вернутся.
Тем временем во вторник состоялся штурм командования других силовиков — Внутренних войск. В здание ворвались около 20 неизвестных во главе с бывшим офицером ВВ. Они якобы хотели предотвратить сжигание документов, но ничего не обнаружили и ушли.
По материалам "Сегодня", Александр Ильченко, Корчинский Александр
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.