Хеллбой 2: Золотая армия
"Хеллбой 2: Золотая армия" Гильермо дель Торо получил в премьерный уик-энд проката $35,8 миллиона и утер нос компании Sony — та выпустила в 2004 году первого "Хеллбоя", а от сиквела отказалась. Права на франшизу перекупили ребята из Universal, причем, говорят, они мечтали о сиквеле еще до того, как дель Торо получил номинацию на "Оскар" за "Лабиринт Фавна".
Рецензия на фильм
Парень из преисподней, Хеллбой по прозвищу Красный, — мужчина с идеальной фигурой, демоническим прошлым, отпиленными рогами и красной мордой — работает в спецотделе по паранормальным явлениям, живет с милой, но легковоспламеняющейся барышней Лиз и дружит с мокрым Ихтиандром, у которого руки-рентгены. Им всем вместе надо справиться с нехорошим бледным принцем, который собирается оживить непобедимую и легендарную Золотую армию. В помощь Красному и компании дают европейца-педанта, состоящего из водолазного костюма, белесого дымка и немецкого акцента. У Красного с немцем проблемы (это у него, видимо, детская травма). Дело осложняется семейными неурядицами Красного — ну дуры бабы, устраивают истерику по любому поводу.
Первый "Хеллбой", проект мечты Гильермо дель Торо, уже стал классикой. Второй оказался еще более визионерским и буйным. Рон Перлман, с его адским обаянием и бетонной уверенностью в себе, родился именно для этой роли. Единственный недостаток фильма — в том, что честным людям нельзя давать много денег: они каждую копейку пускают в дело, так что получается слишком много всего. Но жаловаться на то, что дель Торо "слишком много", — грех: его фантазия заставляет оживать героев, напоминающих одновременно о Гойе, Босхе, "Охотниках за привидениями" и о старых советских мультиках (где же это был неуклюжий леший с листиком на носу?), отчего зрители полностью теряют над собой контроль и начинают радоваться как дети. Дельторовый бестиарий — сам по себе произведение искусства, его чудовищ можно выставлять в музеях, а уж когда они еще и бегают... Публика веселится даже оттого, что второй "Хеллбой" похож на все подряд, но круче: вот минут двадцать "Гарри Поттера", — только взрослого, большого и красного Гарри Поттера; вот чуть-чуть Дракулы, вот живые "Звездные войны", здесь цитата из "Франкенштейна", там привет коллеге Питеру Джексону — и все это весело, с огоньком и эктоплазмой.
Дель Торо с Хеллбоем — братья, и очень хочется сделать нечестный ход и начать трактовать дилогию как автобиографию. Режиссер и сам пришел в Голливуд из небольшого мексиканского пекла, и не зря в первом "Хеллбое" он лично озвучил красного адского младенчика. В последнее время он изменился, из культового безумца стал безумцем почти мейнстримным, кем-то вроде местной достопримечательности: а это наш дель Торо, он немножечко сумасшедший, но совершенно безобидный; мы держим тут его за то, что он, как никто, умеет раскрасить крупнобюджетный Голливуд в яркие цвета безумия.
Оба "Хеллбоя" по духу не очень похожи на комикс-оригинал, но и между первым и вторым разница колоссальная. Поменялось все. Экзистенциальная драма стала романтической комедией (два гениальных эпизода подчеркнуто комедийны: когда Красный с Мокрым, пьяненькие, подпевают попсовой песенке "пралюбофь", и когда Хеллбоя молотит по башке фашиствующая эктоплазма). Даже и сам герой превратился из дьявола, которого интересуют философские вопросы о свободе воли, — в public figure, ньюсмейкера, любящего хорошие сигары и подраться. В нынешнем Хеллбое важна не дьявольская, а мужская сущность, в нем видно не демона, а мужа: даже красный хвост ему для того, чтобы придерживать (пока еще чужого) грудного младенца. И вопрос о свободе воли как-то трансформировался в вопрос "милый, кого ты больше любишь, меня или весь мир?" Лиз, которая весь первый фильм переживала, что иногда самовозгорается, теперь получает от этого удовольствие (что доказывает: у замужней женщины полностью меняются приоритеты). Теперь депрессия Лиз принимает формы стандартных семейных разборок вроде "в этом бардаке невозможно найти даже зубную щетку" и "опять ты, гад, нажрался". Ихтиандр влюбляется и примеряет контактные линзы. Слово "готично" уже забыто. Лавкрафт стал общим местом и вышел из моды.
Сам режиссер считал первого "Хеллбоя" детским фильмом; так вот, второй "Хеллбой" — это фильм для детей с синдромом гиперактивности. В фильме все прыгает, летает и норовит прогрызть экран и броситься на зрителя, мерзко хихикая. Монстры дель Торо — неважно, гигантский зеленый стручок, рассыпающийся посреди Манхэттена в мини-Центральный парк, или мелкие дичайшие зубные феи с акульим оскалом, — все они хороши тем, помимо своей бесконечной физиологичности, что не замыкаются в своем монстрячьем мирке, а периодически (во втором "Хеллбое" — с особым удовольствием) посматривают на зрительскую массу. Вкусную, полезную, жирную зрительскую массу.
Зрительская масса экстатически дает себя сожрать.
Немного истории:
В начале девяностых годов прошлого века художник Майк Миньола "устал рисовать человека" и захотел нарисовать "что-нибудь красненькое". Красненькое — значит, демон; демон — значит, плохой. А ну-ка, решил Миньола, сделаем его хорошим, определим на службу к правительству и посмотрим, что получится. Имя "Хеллбой" художник придумал, чтобы звучало как шутка: мальчик из ада. А биографию своему Красному придумал следующую: демона вызвали в наш мир нацисты-оккультисты во главе с Распутиным в 1944 году. Но тут появились союзники, взяли рогатого детеныша с собой, отвезли в Штаты, и красный дьяволенок пошел дорогою Добра. В 1952 году Хеллбой получил почетный статус Человека и с тех пор работает в Бюро по Паранормальным Исследованиям и Защите. То есть, Исследует и Защищает. Дружит с водяным Эйбом Сапиеном, живет с Лиз Шерман — горячей девкой, склонной к самовозгоранию. Очень любит сигары. Характер вздорный.
История Хеллбоя была бы похожа на каких-нибудь "Людей в черном", если бы Красного не волновал главный философский вопрос всех настоящих супергероев, приобретающий в данном случае трагические масштабы. С кем вы, мастера культуры? С Добром или Злом? Выбор для Хеллбоя, вроде бы, очевиден: он работает с хорошими людьми против всего плохого, а значит, он с Добром. Но по рождению он — демон, тварь из Ада, а значит, генетически он — на стороне Зла. Люди его не любят: он неприятный, хам и все хочет делать по-своему. Нелюди его не любят — он с ними борется.
С точки зрения некоторых религий, Творец позволяет Сатане действовать, чтобы у человека был выбор между добром и злом. Майк Миньола в своем "Хеллбое" заставил самого демона решать этот вопрос, — и тем самым сделал его равным человеку. Его Красный — дьявол, обладающий свободой выбора. Дьявол, который сознательно выбирает быть с людьми и жить по их законам. Вся эта ваша казуистика, "творить добро, всему желая зла", — нет уж, увольте; Красный слишком прямолинеен для таких сложностей. Он хочет добра, его и творит. Ну да, иногда получается не очень удачно, а в будущем, по некоторым прогнозам, Хеллбой и вообще уничтожит весь мир, — ну так извините, он не хотел. Он просто немного неловкий. Большой очень. Сами попробуйте творить добро такими вот кулачищами.
Формально Хеллбой — это Маугли, существо, воспитанное другим биологическим видом и перенявшее его повадки. С людьми жить — по-людски выть. Процесс воспитания толком не показан, но результат — вот он: как если бы Маугли вошел в передовой отряд волков, заманивающих в свои джунгли людей и разрывающих их на куски. Приняв людскую систему ценностей, Хеллбой оказывается в положении "своего среди чужих, чужого среди своих": рога-то, конечно, можно отпилить, но мысли, мысли куда девать? Киплинговскому Маугли объясняли: "Человек в конце концов уходит к человеку, хотя джунгли его и не гонят". С этой точки зрения Хеллбой должен будет в конце концов уйти в Ад, хотя люди его гнать и не будут, — или низвергнуть туда всю Землю. И с этой же точки зрения в поступках Красного постоянно должно вылезать какое-то преисподнее, что-то сволочное и подлое, — адская основа его характера. Но нет, не вылезает. Он мужлан, он хамоват, он не большой мыслитель, но, в сущности, несмотря на тяжелую руку, длинный хвост и обломки рогов (больше похожие на какие-то затычки в башке), он обычный парень, Красный. В достаточной степени человек, чтобы страдать, любить, курить, пьянствовать, работать, делать что должно (и будь что будет), и в достаточной степени демон, чтобы не ныть по всем этим поводам.
Кстати, об Апокалипсисе. Миньола очень и очень жалел, что намекнул на связь Хеллбоя с концом света. Он вообще ничего такого не имел в виду, и рассказывал в одном интервью, что все это получилось совершенно случайно. Он просто рисовал сцену драки Хеллбоя с некой богиней, и не мог придумать, что боги и герои обычно говорят во время драки. Нарисовав весь эпизод, Миньола начал вписывать какие-то тексты, и тут вдруг у него поперла история об Апокалипсисе. Ну извините, правда, он не хотел — видимо, просто его преисподнее поперло наружу. Бывает.
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.