Накажут ли за оскорбления в Интернете?
Об этом в Сновске спорят, как только стало известно, что один из сотрудников аппарата горсовета написал заявление в полицию с просьбой привлечь к ответственности участника интернет-группы «Сновская община» за обнародованные им (в соцсетях) выражения, которые, как утверждает заявитель, являются для него оскорбительными, унижают его как должностное лицо органа местного самоуправления и гражданина, нарушают его конституционные права.
Выражения были в тексте, выложенном в Фейсбуке на странице группы, которая насчитывает почти 6,5 тыс. участников — столько людей, как минимум, могли их прочитать. Оскорбительными чиновник называет как прямые характеристики (типа «краснопёрый»), так и обобщённые («такие, как ...»), в которых угадывается пренебрежительное отношение.
Он усматривает в этом правонарушение, предусмотренное ст. 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях, — мелкое хулиганство. Это — на языке статьи — «нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан». Минимальное наказание из предусмотренных — штраф от 3 до 7 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51 до 119 грн), максимальное — исправительные работы до 2 месяцев или админарест до 15 суток.
В Сновском отделении полиции заявление приняли. Сейчас проводят проверку. Правоохранители не скрывают: подобных обращений в предыдущей практике не было.
Специального закона, предусматривающего наказание за оскорбления в Интернете, в Украине нет. В отдельных случаях суды применяют к блогерам или пользователям статьи 109 и 110 Уголовного кодекса Украины, но это когда речь идёт о публичных призывах к насильственной смене или свержению конституционного строя, о захвате государственной власти, умышленных действиях, совершённых с целью изменения границ территории или государственной границы, и т. п. Такие действия караются ограничением или лишеним свободы.
Но как быть здесь — когда всё на уровне уличной ссоры? Каким будет решение суда (если до него дойдёт), можно только предполагать.
Что касается участников группы «Сновская община», то большинство считает поступок чиновника попыткой «закрыть рот тем, кто не боится открыто (не скрывая фамилий) комментировать действия местных властей».
Те, кого этот поступок возмутил не на шутку, продолжают придумывать (с обнародованием в Фейсбуке — дескать, жалоб на всех не напишет) новые прозвища заявителю. И только отдельные пользователи напоминают, что за рубежом «за публичные оскорбления в соцсетях штрафуют — и уже не один год».
* * *
В ТЕМУ
Первый в мире закон, направленный на борьбу с интернет-троллингом, был принят в 2015 году в Новой Зеландии. С тех пор хулиганство в соцсетях стало там административно и уголовно наказуемым преступлением: сумма штрафа за явно оскорбительный комментарий составляет 200 тысяч новозеландских долларов (свыше 3,7 млн грн), за сообщение с оскорблениями — 50 тысяч (больше 940 тыс. грн). Срок тюремного заключения — 2 года. В случае если было доказано, что пользователь соцсетей своими высказываниями пытался довести оппонента до самоубийства, — 3 года.
В ОАЭ за ненормативную лексику в Интернете или даже за неуместные или оскорбительные смайлики-«лайки» (выражение согласия или одобрения понравившегося текста) светит штраф до 250 тысяч дирхамов — свыше 1,8 млн грн.
Анна Ефименко, «Гарт» №3 (2911) от 17 января 2019
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.