Как живется одиноким старикам в Чернигове
Все чаще в соцсетях появляются пренебрежительные посты от молодых людей о старых людях. Они, мол, и голосовать не имеют права, и продажные, и умом тронулись. И такая в этом уверенность, что с авторами этих постов такая история не случится, что они - то никогда такими не будут и вообще, старость - это так далеко. Но молодые годы пролетают стремительно, и вот уже на подходе пенсия, а бывшие активные молодые люди не в состоянии сами справляться со своей жизнью. Тогда они обращаются за помощью к государству.
Директор центра социального обслуживания и предоставления социальных услуг Деснянского районного в городе Чернигове совета Светлана Носок рассказала, как происходит размещение недееспособных людей в социальные учреждения:
- Среди наших обязанностей - сбор, проверка и оформление документов для поступления в гериатрический или психоневрологический пансионаты нетрудоспособных пенсионеров или инвалидов. Сведения о таких людях к нам поступают из разных источников: о ком-то сообщают семейные врачи, социальные работники, часто звонят соседи или волонтеры, иногда проявляют инициативу сами нуждающиеся в помощи. Важное условие при этом - мы беспокоимся о пенсионерах одиноких или совсем не имеющих детей, или их дети также нетрудоспособны, хотя еще не достигли пенсионного возраста. Мы разбираемся в жизненных обстоятельствах, как, например, это было с пожилым человеком, который просил оформить его в гериатрический пансионат, так как его дочь, по его словам, его обижает. Дочь в свою очередь утверждала, что это не так, что она ухаживает за ним. Тогда мы отказали в просьбе, так как ситуация в этой семье неоднозначна неясна. Как говорится, чужая семья - потемки.
По закону дети должны беспокоиться о своих родителях, но бывает, что вполне трудоспособные дети просят забрать престарелых родителей. Но комиссионным решением мы отказываем в таких просьбах. Бывает, что дети вполне трудоспособного возраста сами невменяемы, например, алкоголики или зависимые от наркотиков, или пребывающие в местах лишения свободы. Тогда социальные учреждения становятся для нетрудоспособных людей спасением. Но такие жизненные ситуации встречаются редко.
Кто же эти одинокие люди? Как сообщила Светлана Ивановна, примерно 80% состоящих у них на учете не имеют детей, то есть женщины не рожали, а мужчины не имеют наследников. Женщин среди них намного больше, социальные работники навещают дома 871 женщину и 148 мужчин.
Психолог Черниговского гериатрического пансионата Марина Кульгейко показала комнаты, в которых живут постояльцы. Всего в пансионате занято 423 места при имеющихся 500. Чистые комнаты с коврами на стенах, в коридорах стоят длинные ряды инвалидных кресел. Несколько человек сидят за шахматной доской, в определенные дни многие постояльцы собираются в кинозале, где для них устраивают просмотры фильмов.
Мария Сергеевна Трихлиб попала в Холминский пансионат после больницы. Ее лучистые глаза затягиваются слезами, когда она вспоминает события 40-летней давности.
- В пансионат я попала по семейным обстоятельствам. 3-го января дочка меня придушила, вытерла мне шею холодным полотенцем, чтоб не видно следов. Я уже кончилась, потом мне рассказали, что она вызвала полицию и “скорую” и уже приготовила по 200 гривен каждому, чтоб меня так и оставили. Но спасибо добрым людям, что забрали меня в больницу.
Виновата ли я в случившемся? У меня в Корюковке было свое жилище, но внучка просила меня жить с ними в трехкомнатной квартире. Внучка работала и училась в Киеве, внук в России. А дочка моя работала на мебельной фабрике, телят кормила, и буряки обрабатывала, а когда работы не было - пила и мужчин водила, тогда я мешала ей. Я не знаю, почему она такая получилась, мы ее обеспечивали, я работала учителем, муж у меня был агроном, умный, заботливый, направил меня учиться.
Недавно Мария Сергеевна вместе с другими постояльцами Холминского пансионата переехала в Чернигов.
- Как в рай попала, - с неподдельным удовольствием говорит она. - И с днем рождения поздравили так, как я не ожидала, и персонал внимательный и добрый, а для нас, стариков, это самое главное.
На плечи Марии Сергеевны надета лисья накидка, которую подарила ей внучка, она часто бывает в пансионате с гостинцами. И когда Марья Сергеевна рассказывает об этом, ее глаза опять сияют радостью.
Анне Илларионовнеа Тугай в марте этого года исполнилось 89 лет. В пансионат она попала после того, как написала заявление и передала его социальным работникам. У нее не было другого выхода - одной жить трудно, один сын погиб от ножевого ранения, второй от сердечного приступа, муж умер еще раньше. Как ей живется в пансионате?
- Все бы ничего, да вот полтора месяц назад сильно упала и ушибла грудину, сейчас ходить не могу, только сижу.
На стоящем перед ней столе - молитвенная литература, которую она сейчас изучает. В молодости ей было не до бога, пошла в комсомолки, затем устромилась фельдшером и очень гордится тем, что не было в ее практике ни одного смертельного случая, хотя смертность тогда была высокой. И сожалеет, что поздно пришла к богу.
82-летняя Мария Васильевна Митрофанова также оформилась в пансионат по своей инициативе. Но здесь ей грустно и одиноко. На дочь она обижается за то, что та разменяла их двухкомнатную квартиру, оставив ее жить в однокомнатной, а сама укатила в Португалию. Хотя дочь сейчас приходит навестить ее, когда приезжает в Чернигов. Но Марии Васильевне хочется рассказать кому-нибудь о ее пребывании в партизанском отряде. То ли дело было в советские времена, когда ее наперебой приглашали рассказать о партизанском героическом прошлом. А еще она скучает за родителями, которых лишилась в свои 11 лет.
- Я так хочу, чтоб меня выпустили отсюда, и чтоб я перенеслась в мои 10 лет!
А как поступает администрация пансионата, когда постояльцы хотят покинуть его? - спрашиваем заместителя директора по медицинской части Валерия Зеленого.
- Если у них есть в другом месте жилье и позволяет состояние здоровья, они могут отправиться в двухмесячный отпуск, и тогда пенсия полностью остается в их распоряжении. Такое часто бывает, они уходят, поживут где-то и возвращаются. Содержатся постояльцы за счет государственного финансирования и удержания из их пенсии 75%. Оставшиеся деньги выдаются им на руки и дальше они распоряжаются деньгами и своим имуществом, как захотят.
По закону мы имеем права принимать постояльцев не только по направлению территориального центра, но и по желанию работоспособных детей. В таком случае пребывание в пансионате стоит 10 тысяч гривен в месяц, за последнее время таких случаев практически нет.
На происходящие события наши постояльцы реагируют в соответствии с возрастом, их взглядами, уровнем умственного развития. Иногда женщины, проживающие в одной комнате, не могут ужиться друг с другом, в мужских комнатах такого практически не бывает.
Мы и хороним их, когда приходит время. Зачастую родственники указывают в договоре, что хоронить будут сами, в таком случае погребальные хлопоты они берут на себя.
Вы спрашиваете, как человеку гарантированно обеспечить себе при жизни благополучную старость ? - Никак. Воспитывают человека не только родители, а и общество, также жизнь напрямую зависит от обстоятельств, которые выпадают на долю человека.
Послесловие
Патриархальные и религиозные традиции, которых многие все еще придерживаются, предполагают, что дети должны досматривать своих стариков. “ От него отказались дети и сдали в пансионат”, - это звучит страшно, но за этой фразой иногда стоит человеческая трагедия и стариков, и их детей. Недаром же говорят: “Старость - не радость.” Старики и характеры свои демонстрируют без тормозов и оглядки на окружающих, и старческая деменция сказывается, да и квартирный и наследственный вопрос не всегда решают к общему удовольствию всех членов семьи.
Да и могут ли молодые люди предоставить необходимое медицинское обслуживание старым людям и стоит ли им проводить все свое время рядом с больным родственником, отбросив профессиональные и личные интересы. В любом случае государство предоставляет какие - никакие возможности для поддержки пожилых людей, в некоторых случаях они лучше, чем условия, которые могут организовать молодые для своих престарелых родственников. В тоже время никакой, даже самый образцово-показательный пансионат не заменит старику родной дом именно потому, что дома они общаются, их слушают, и эта связь с близкими для них ничем заменить нельзя.
Но неужели для того, чтобы почувствовать эту необходимость, чтобы уделять им внимание, хотя бы чуть-чуть и проявлять к ним жалость и сочувствие, молодым нужно самим пройти такой же путь к одиночеству? Путь, который начинается рано, с первых размолвок в семье, ранящих слов, неразумных поступков, пагубных привычек. И почему ко многим только после похорон стариков приходит раскаяние. Но… Все надо делать время, а старость придет ко всем, без исключения, не сомневайтесь. И еще неизвестно, какой она будет.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.