В Седневе плачет храм
Легендарная деревянная церковь, в которой снимали фильм «Вий», разрушается. Об этом на своей странице в Facebook сообщил настоятель храма отец Тимон (Тимур Блинец).
Георгиевская церковь была закрыта. Метрах в двадцати от храма мужчина в рабочей одежде косил газонокосилкой траву. Мы подошли к нему, чтобы узнать, где же настоятель церкви.
— Это я, отец Тимон, — ответил мужчина. — Милости прошу в церковь.
Последние 3 года отец Тимон служит в храме священником. До этого 7 лет был дьяконом. Косить, как и делать другую домашнюю работу, ему совсем не трудно, трудно другое — видеть, как церковь, в которой он проводит богослужения, с каждым днем разрушается все больше и больше.
Пока батюшка переодевался в рясу, мы решили осмотреть храм. В глаза сразу бросились разводы на стенах.
— Проблемы начались еще в 2010 году, когда весной мы начали богослужения после реставрации (она длилась с 2004 по 2008 год, было достроено две бани, сделан новый фундамент. — Авт.). В храме была огромная лужа, а у иконы Иисуса Христа прогнил кусок дерева и отвалился, - рассказывает отец Тимон. - Древесину мы обрабатываем средствами от грибка, но все бесполезно, после очередного дождя он снова появляется. Особенно сильно течет северная стена храма - от окон и до дверей. В щели и дыры зимой задувает столько снега, что по периметру церкви образуется снежный круг. А я, как тот Хо-ма Брут (главный герой фильма «Вий». — Авт.), стою в этом кругу и молюсь Богу. Монтажная пена, которая должна этому препятствовать, уже давно превратилась в труху. Щели такие, что можно руку в них засунуть. Там, где реставрировали, - одни проблемы. Видите, даже стена построена так, что изогнута наружу, хотя должна быть конусообразная и наклонена немного внутрь. Теперь идет ее оседание. Непрофессионально сделано, поэтому вода и затекает. А вот в алтарной части храма, построенной еще дедами-прадедами, снега нигде не задувает и воды после дождя нет.
Реставрация церкви так и не была завершена. По состоянию на 2010 год недофинансирование проекта составляло 2 миллиона гривен, но храм все же сдали в эксплуатацию. На эти недополученные средства планировали электрифицировать храм, сделать отопление, противопожарный водоем во дворе (его начали делать, выкопали землю и установили большие металлические бочки, но не вкопали их, и они уже заржавели), новый иконостас.
— Иконостаса у нас сейчас как такового нет, есть импровизированный из вышитых икон. А все ценные иконы XVII-XVIII веков мы повесили в места, максимально защищенные от воды. Нет даже отливов от фундамента, вода просто разрушает его. Вместо того чтобы купить подсвечники, я каждую осень должен тратить средства на цемент и наводить марафет. Община у нас небольшая, денег не хватает. На воскресную службу приходит 5-6 человек, на большие праздники, как Пасха, - больше. Если бы у нас были такие туристические возможности, как у Чернигова, чтобы люди регулярно приезжали, то, может, средств больше имели бы. Но даже если бы у нас была какая-то лишняя копейка, без разрешения Министерства культуры мы ее использовать не можем. Например, в сентябре прошлого года возле церкви мы установили памятник, подаренный Союзом художников Украины. Письмо в министерство отправили сразу, но разрешение до сих пор не пришло. По сути, даже отремонтировать что-то, я не имею права без разрешения. Потому что Георгиевская церковь - это памятник национального значения, который должен финансироваться государством, и все реставрационные работы тоже должны выполняться за государственные средства. Моя работа - молиться за нашу власть, за наше государство, за наше войско. Что я и делаю, несмотря на то, что мне течет на голову и снег задувает. В первый год службы в церкви (2010-й. — Авт.) у меня был гайморит. Но не служить я не мог, — жалуется священник. — Электричество в церкви все же есть, оно проведено на средства прихода. Есть у нас меценат, который выделил определенную сумму на покупку обогревателя, потому что зимой внутри очень холодно. Без этого вообще было бы трудно.
Отец Тимон подчеркнул, что Гергиевская церковь, построенная без единого гвоздя, — это настоящее достояние Украины. И вовсе не потому, что в ней снимали всем известный фильм «Вий». Дело в том, что этот храм был построен еще в домонгольский период в исторической части Седнева, а в урочище Коронный замок (современное местонахождение храма) он был перенесен в XVIII веке.
— Здесь невероятная энергетика. Это чувствует каждый, кто заходит в храм, — заявляет батюшка.
Настоятель храма ежегодно обращается за помощью в Министерство культуры. Однако ответ один: нет средств. Пробовали общиной подать заявку на международный грант по реставрации культурных объектов, но неудачно. В этом году отец Тимон решил выложить фото и видео церкви после ливня на свою страницу в Facebook.
— Пусть все видят, в каком состоянии церковь, — говорит он. — Реставрировали храм люди, которые не понимали, что он будет действовать. Его, видимо, хотели ррост'о оставить как исторический памятник из расчета, чтобы время от времени на его реставрацию снова выделяли средства. Но храм живет. К нам туристы со всего мира приезжают, хотя и не часто. Вы только гляньте на нашу книгу пожеланий, есть записи и на русском, и на английском. Были из Израиля туристы, из Японии, из многих других стран. И что они видят? Равнодушие государства. А вот на первой странице пожелания от Левка Лукьяненко (наш земляк, родом из села Хриповка Городнянского района. — Авт.). Он нам помог землю для храма оформить. Его сестра часто в церковь ходит. Она наша постоянная прихожанка.
Художники предлагали отцу Тимону бесплатно сделать росписи на стенах церкви, но в этом смысла нет, потому что вода и грибок все испортят.
— Сегодня в воде тонет Чернигов, ибо Господь все видит. Жаль простых людей, у которых затопило дома. Седнев не тонет. Только наш храм плачет, потому что чиновникам все равно. Их там в администрациях и советах не затапливает. Горе да и только!
Настоятель просит отреставрировать церковь хотя бы частично. Подождать лучших времен, когда будут деньги на полноценную реставрацию, он не против. Главное — чтобы церковь не развалилась в ожидании этих лучших времен.
Алексей Прищепа, "ГАРТ" №31 (2887) от 2 августа 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Коментарі (13)
Я думаю нужно находить ответственных и бить, бить больно и ногами, но что бы остались целые и опять отправлять на туже работу. Потом, наверное, опять бить
Хотя, думается мне, не Лёша тут виноват, сильно сомневаюсь что у Дмитрия Иванова такие журналисты могут надолго задержаться. Это у Алки в Огороде кто-то втихаря при перепечатывании текста с Гарта, такие плюхи вставляет. Отчасти с Вами согласен, за такое стоит и от3,143D&ть........ и возможно ногами,..... тем более, если это сделано ещё и умышленно. Алла, во всяком случае, Вас это не красит.
Справка УНИАН. Художественный фильм "Вий" снят по одноименной повести Н.Гоголя в 1967 году. Режиссеры фильма %u2013 Константин Ершов и Георгий Кропачев. Роли исполнили Леонид Куравлев, Наталия Варлей, Алексей Глазырин, Вадим Захарченко, Николай Яковченко и другие. Фильм снимали в деревянной церкви Пресвятой Богородицы в селе Горохолин Лес Ивано-Франковской области, а финальные сцены %u2013 в Седневской Георгиевской церкви на Черниговщине. Подробности читайте на УНИАН: https://www.unian.net/society/691801-istoriki-sobrali-neizvestnyie-materialyi-o-filme-viy.html
ну какгбэ в материале нет ни одного утверждения что именно там снимали Вия. разве что какая-то непонятная ни на чем не основанная "информация УНИАН" гыгыгы. Ляпнул какой-то корреспондентишка и вот вам вся справка Я ж написал, что оно видно что в фильме церковь и по форме другая и раза в три больше чем в Седневе
Натурные съемки проводили в Ивано-Франовской области, а внутренние сцены снимали в павильоне.
ну дак и я ж об этом!!