«Панночка» на сцене драмтеатра (фото)
В самом центре Чернигова вечерами разгуливает нечисть и губит христианские души... «В самом центре» — а именно, в областном музыкально-драматическом театре, где уже пятый сезон с успехом дают «Панночку» по мотивам Гоголевского «Вия».
На представление 24 марта собрались в основном черниговские студенты. «Мы ведь всегда стараемся ставить в репертуар что-то из образовательной программы», — поясняет администратор театра Виктор Трухан.
Видимо, для того, чтобы освежить память студентов, а также для того, чтобы подчеркнуть готовность праздновать 200-летие со дня рождения мистического гения Николая Гоголя, перед началом спектакля со сцены была прочитана биография творца. В зале слушали внимательно, будто впервые. Затем свет и мобильные телефоны были выключены — и на сцене начали играть мистический фарс.
***
Повесть «Вий» вышла в свет в 1835 году в сборнике «Миргород», продолжавшем успех «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Речь в ней идет о «спудее» Хоме Бруте, которого пригласили в церковь отпевать дочь местного пана, а дочь эта, как говорили на хуторе, была настоящей ведьмой. За три дня отпеваний Хома пережил бушевание бесов, поседел и в последнюю ночь умер.
Как и все творения Николая Васильевича, «Вий» трактуется неоднозначно. В то же время эта неоднозначность дает пространство для интерпретаций, которым и воспользовалась драматург Нина Садур. Именно ее пьесу «Панночка» показали черниговским театралам уже несколько десятков раз.
Вий — в восточнославянской мифологии — дух,
несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской
демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли.
«Панночка» отличается от «Вия» многим. Прежде всего нужно отметить, что вся история «разбита» на два действия: в первом больше внимания уделяют обыденной жизни селян, второе описывает собственно чертовщину в церкви. Кроме этого, в «Панночке» важное место занимает любовный треугольник, которого у Гоголя не было — на сцене показана любовь между Хомой Брутом, юной хуторянкой и уже мертвой, но все никак не отпускающей от себя Панночкой.
***
Судя по разыгранному на сцене, жизнь украинского крестьянства той поры заключалась в питье, философствовании и драках, а сами они выглядят людьми веселыми и добрыми. В зале на происходящее реагировали живо и весело: где-то смеялись, где-то — охали.
Намного сложнее все с потусторонним миром: церковь, мир на тонкой ножке, который крутится, как в кошмаре, гробы... Ой, нет, это — не гробы, это же — лодки!
— Одним из главных моих условий участия в этой постановке было: никаких гробов, — рассказывает исполнительница роли Панночки Наталия Максименко, — поэтому на сцене у нас стоят лодки. Я их воспринимаю как символ перехода из одного мира в другой.
Кроме отсутствия гробов на сцене актеры выдвинули пожелание насчет определенных монологов о Боге — и большинство были вычеркнуты. Правда, один такой монолог в устах одуревшего от нечисти Хомы все же остался. Но это только часть того, что написано в пьесе.
***
Хома Брут пожертвовал собой ради благой цели. Но зато он не увидел своего ребенка, которого под душещипательную музыку, закутанного в пеленки, вынесли на прощание со зрителями уже совсем не веселые селяне…
Молитвы, составленные Гоголем
Господи, дай мне помнить вечно... мое неведение, мое незнание, недостаток образования моего, да не выведу ни о ком и ни о чем неосмотрительного мнения. (Никого не судить и сторониться выводить мнение. Да помню ежеминутно слова Апостола Твоего. Не все да будет).
Господи! Спаси и помилуй бедных людей. Умилосердись, Создатель, и яви руку Свою над ними. Господи, выведи нас всех на свет из тьмы. Господи, отгони все обольщения лукавого духа, всех нас обольщающие. Господи, просвети нас, Господи, спаси нас. Господи, спаси бедных людей Твоих...
Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их, Боже. Прости им, Боже, как и мне грешному, всякое согрешенье пред Тобою.
(цитируется по сборнику «Тарас Бульба», Издательство Сретенского монастыря. М., 2009)
Анна Прейс, фото Вадима Ивкина, еженедельник «Взгляд», № 14(095)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: «Панночка», Гоголь, драмтеатр