«Этот изверг вырвал мое сердце»

Они не выставляли напоказ свое счастье. Наоборот — старались спрятать его в своём уютном доме, во дворе, где цветочный рай от последних до первых заморозков. Но ни для кого в Сновске не было тайной: Валерий и Людмила Пожогины — именно те, у кого нужно учиться беречь чувства. Они не просто любили — не могли жить друг без друга.



1 сентября провожали в первый класс старшего внука Павлика. (Младшей Полинке — годик. Это дети их единственного сына Андрея.) 10-го должны были отмечать рубиновую свадьбу (40 лет вместе).

Но случилось так, что родные и друзья сошлись и съехались на похороны: 7 сентября 63-летнего Валерия убили. Тело нашли 10-го, а похоронили Валерия Васильевича 11-го. Более гнетущее стечение обстоятельств трудно даже представить.

— Этот изверг не только убил моего мужа, он вырвал моё сердце, — изо всех сил сдерживает рыдания Людмила (ей 58). Она никак не решится сказать своей матери, что её любимого зятя больше нет. Боится: мама этого просто не переживёт.

... Трагедия произошла в лесу около забытого богом хутора Привольное, куда з прошлый четверг Валерий поехал за грибами. С ним были сосед и подруга жены Людмила Билашко.

— Мы остановились, не доехав до хутора, — вспоминает Людмила Юрьевна. — Разбрелись — каждый собирал отдельно. Когда сошлись к машине, мужчины пожаловались, что грибов мало. Хотели ехать домой. А потом решили ещё поискать по зарослям. Опять разбрелись. Приходим на место во второй раз — ни Валерия, ни машины. Сколько ни кричали, ни звали - никто не ответил. Ждали, может, больше часа. Потом пошли в сторону Кучиновки. Когда смогли (дозвониться по мобильному из здешних лесов можно, только если найдёшь место, где есть покрытие. — Авт.), позвонили в Сновск...

Жена и сын Валерия приехали на машине. Искали и рядом, и дальше. Безрезультатно. Уже вечером Людмила обратилась за помощью к правоохранителям.

Поиски продолжались почти трое суток. Было мобилизовано практически всё Сновское отделение полиции. Подключились коллеги из Главного управления Нац-полиции, кинологи, спасатели местной Государственной пожарно-спасательной части №8, ГПСЧ Корюковки, Мены, Городни, нацгвардейцы, родные и друзья Пожоги-ных. Лес разделили на квадраты и прочёсывали их один за другим. Параллельно с поисками правоохранители проверяли ранее судимых, опрашивали жителей соседних сёл, рассылали ориентировку.

Первой находкой был телефон Валерия Васильевича. Его увидели утром 8 сентября почти в 9 км от Привольного — на площадке для отдыха недалеко от Великого Щимеля. В тот же день нашли и машину. Она была заперта, стояла в зарослях неподалёку от хутора.

Ключи отыскали немного позже — в сарае жителя хутора Александра Лысяка.

Он появился в Вершинах (старое название Привольного) 2 года назад. Купил дом, прописался.

— Сначала мы даже были приятелями, — говорит Григорий Погребный. Они с женой — единственные постоянные жители хутора. Каждый год собираются переехать в Кучиновку, где живёт дочь с семьёй, но всё никак не могут распрощаться с домом, с огородом, с привольем вокруг. — Яс Алёшей, который Сашке хату продал, очень дружил. Хороший был мужик. Даже дорогу к хутору за свои деньги чистил. Тут ему нравилось. Но из Чернигова не наездишься.

— А что помешало дружбе с Лысяком?

— Да непонятный он какой-то. Рука вся изрезана. Одни шрамы да жилы. Спрашиваю, где вляпался, — молчит. Женщина у него жила. Симпатичная, хозяйка. Прихожу один раз — нет её. Говорит: выгнал.

Подробностей о Лысяке не знает и и.о. старосты Низковки (Привольное входит в состав этого старостата) Людмила Гордиенко.

Переехал из Херсона. Живёт на законных основаних. Жалоб на него не было.

Почти так же сначала было и с луганча-нином, который ещё раньше поселился в доме напротив дома Лысяка. Хозяйственный был, разводил овец. Пока полиция не обнаружила у него целый арсенал оружия.

О Лысяке рассказывают, что никого не подпускал к своим владениям. Они (на глаз гектара 3-4, документы у владельца есть на 3,5 га) ограждены. На въезде — шлагбаум. Почти на каждом столбике имеется табличка: «Частная территория. Въезд запрещён». В загородке — дом, сараи, луг и пруд. (Григорий Павлович говорит: его ещё Алёша выкопал. Рыбу здесь разводил.) Рядом — на высоких жердях — две видеокамеры. Ещё 4 на доме. Возле той, что «смотрит» во двор, на толстом берёзовом древке — обветшалый флаг Украины.

... Как правило, по вещам нетрудно «разглядеть» хозяина. А тут не получается. Не складывается портрет. Тем более, когда во дворе бросается в глаза множество конвертов. Все аккуратно разрезаны, подшиты. И все пустые. Адресованы юридическим службам. Отправители — сельские советы со всей Черниговщины. Каким боком к ним переселенец из Херсона? Знакомые отдали (как макулатуру), чтобы печь распаливал? Так не отапливает он дом дровами.

— Только «электрикой», — говорит Григорий Погребный, Огорода не садил, хозяйства не держал. На что жил, неизвестно.

Во дворе после обыска разбросаны коробки из-под компьютерной техники, валяется разбитое ложе и дуло от обреза, пакеты с металлической проволокой и журналы с рекламой электрошокеров. Чем же на самом деле занимался хозяин?

Впрочем, главный вопрос не этот, а как и почему случилось непоправимое. В полиции, пока ведётся следствие, ничего не комментируют. По одной из народных версий, Лысяк начал выгонять Валерия Пожо-гина из лесу, тот не послушался, возникла потасовка... По другой — Лысяк хотел завладеть новой машиной («Рено Дастер»), так как свою «копейку» продал, вот и избавился от владельца. (Согласно заключению экспертизы, смерть Валерия Пожогина наступила от удушения.)

Абсолютно ясно только одно: погиб человек. Хороший и уважаемый, который всего достиг своим трудом. (Валерий Пожогин начинал с водителя. Потом окончил кооперативный техникум. Высшее образование получил уже после 40. Работал на руководящих должностях в фирмах пищевой и промышленной продукции.)

...Тело нашли эмчеэсовцы приблизительно в 500 м от машины. Оно лежало на земле под открытым небом, лицом вниз, правая рука согнута, левая вытянута вдоль туловища. Как и машина, вне заграждения.

В полиции говорят, что подозреваемый долго мутил воду (даже водил правоохранителей по ложному следу), отнекивался. Раскололся только на полиграфе (детекторе лжи). Уголовное производство открыто по ст. 115 Уголовного кодекса Украины («умышленное убийство»). Если вина Александра Лысяка будет доказана, ему светит от 10 до 15 лет лишения свободы.

— Когда мы искали Валерия, ко мне в лесу подошёл один человек. Рассказал, что Лысяк карабином ставил его на колени, — вспоминает Людмила Пожогина. — Никуда не обращался, потому что боится.

Есть и такие (в том числе Григорий Погребный), которые утверждают: грибникам и охотникам угрожал владелец овец (тот луганчанин), у которого было оружие всяких марок и калибров.

А у Лысяка, согласно регистрации, оружие только в одном экземпляре: нарезное охотничье.



P.S. Родные Валерия Пожогина выражают сердечную благодарность всем, кто помогал им в поисках. И обращаются с просьбой к каждому, кто пострадал от Александра Лысяка, — сообщить им об этом. Телефон в редакции.

Анна Ефименко, "ГАРТ" №37 (2842) от 14 сентября 2017

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Сновский район, Александр Лысяк, Валерий и Людмила Пожогины, Анна Ефименко, "ГАРТ"

Добавить в: