В убытках ЧТУ виноваты тарифы, но их повышать не торопятся
На сегодняшний день КП «Черниговское троллейбусное управление» – единственное предприятие в Чернигове, сдерживающее рост стоимости проезда в общественном транспорте и несущее реальную социальную нагрузку по перевозке пассажиров льготных категорий. Тем не менее, по итогам 2016 года убытки предприятия в сравнении с 2015 выросли в 5 раз и превысили плановые практически вдвое. Но и это не помешало комиссии признать работу ЧТУ удовлетворительной.
Финансы поют романсы
Суммарно за 2016 год КП «ЧТУ» получило немногим более 55 млн. грн. доходов, что на 10% (5 млн. грн.) больше, чем в 2015 году. При этом выручка от реализации возросла на 2,5 млн. грн. и составила 49,914 млн. грн. А сумма компенсаций от горсовета за проезд льготных категорий населения превысила сумму 2015 года на 1,409 млн. грн., но была меньше запланированной на 0,678 млн. грн.
Что же касается расходной части бюджета предприятия, то она практически на 2,5 млн. грн. превысила его доходную часть и была, без малого, на 7 млн. грн. больше, чем в 2015 году, но меньше плановой на 2016 год на 5,5 млн. грн.
Если проанализировать причины роста расходов предприятия, то даже при том режиме экономии, который был включен в 2016 году себестоимость услуг выросла на 5,5 млн. грн.
Ключевой проблемой для предприятия стал рост стоимости топлива для «рогатиков» – э/энергии. Теперь ее стоимость для КП «ЧТУ» – на уровне промпредприятий: 2,48 грн. за кВт/ч. Только за февраль текущего года троллейбусное депо должно заплатить за потребленную э/энергию 2,5 млн. грн. А при расчете компенсации за льготные перевозки стоимость э/энергии закладывалась на уровне 1,2 млн. грн. По расчетам экономистов предприятия, даже не меняя составляющие тарифа, только за одно изменение стоимости э/энергии КП «ЧТУ» недополучает 9 млн. грн. в год.
– В 2016 году была меньше компенсация затрат и, кроме того, мы на 2,6 млн. грн. увеличили заработную плату. Я поднял з/п водителям троллейбусов, но, к сожалению, недостаточно, – сообщил директор КП «ЧТУ» Дмитрий Лавренюк.
Главная проблема КП «ЧТУ» – низкая з/п и преклонный возраст сотрудников
Зарплату подняли, но кадровый вопрос так и остался проблемой №1. За 2016 год численность сотрудников КП «ЧТУ» сократилась на 63 человека. При этом численность кондукторов уменьшилась на 34 человека, производственный персонал – на 23 человека и админперсонал – на 6 человек.
Для справки:
По информации управления экономики ЧГС средняя з/п в КП «ЧТУ» составляет 3144,58 грн/мес. При этом, в отличие от других КП, разрыв между з/п админперсонала и сотрудниками рабочих профессий совсем незначительный: 3019,44 грн. против 3166,67 грн.
По мнению Дмитрия Лавренюка, основной причиной сокращения штатов стала именно низкая заработная плата на предприятии. На сегодняшний день з/п кондуктора даже не дотягивает до минимальной и предприятие вынуждено производить соответствующие доплаты.
– Сегодня у нас троллейбусы на маршруте №5 ездят без кондуктора. В целом по предприятию не хватает 47 кондукторов до полной численности. Кроме того, хотел бы обратить внимание на возраст сотрудников. Для примера: 48 водителей троллейбусов – пенсионного возраста. Это – катастрофическая для нас цифра. И если пенсионеры уйдут на заслуженный отдых, то ежедневный выпуск машин упадет с 87 до 40 единиц в сутки. Та же история по кондукторам – 43 человека (30%) пенсионеры. В службе ремонта ситуация еще хуже! В целом, в депо порядка 30% сотрудников – пенсионеры. То есть, мы обновляем транспорт, покупаем троллейбусы. А в один прекрасный момент ездить будет некому, – считает Дмитрий Лавренюк.
Наибольшее количество пенсионеров трудится в службе ремонта. Их там – 63%! Что же касается з/п водителей троллейбусов, то если взять месячную норму в 160 часов и посчитать, то средняя заработная плата водителя троллейбуса 3-го класса с премиальными и другими выплатами не превышает 3,3 тыс. грн. У водителя 2-го класса з/п выше на 300 грн. – 3,6 тыс. грн. Водитель 1-го класса получает на 500 грн. больше – 4,1 тыс. грн.
Если посмотреть на зарплату водителя ЧТУ в свете аналогичных з/п водителей в других областных центрах, то, по имеющейся информации средняя зарплата водителей в Сумах – на уровне 4,4 тыс. грн. В Полтаве – 4,2 тыс. грн. В Житомире – 5 тыс. грн. А в Киеве – более 6 тыс. грн.
Кроме того, не секрет, что материально-техническая база КП «ЧТУ» устарела и морально, и физически. Это касается и оборудования, и зданий, и помещений в них. Так, например, мастерские службы ремонта не имеют отопления вообще!
– Этой зимой было очень сложно. Морозы были очень серьёзные, и температура в мастерских опускалась ниже нуля градусов. И эту проблему предприятию необходимо оперативно решать, – считает директор КП «ЧТУ» Дмитрий Лавренюк.
Но, сказать, что системы отопления в мастерских не было вообще – тоже нельзя. В свое время, когда электроэнергия была бросовой, предприятие своими силами установило так называемые тэны и тепловентиляторы, которые потребляют около 70кВт/ч электроэнергии и при этом малоэффективны.
– Представьте цеха, в которых высота потолков – 12 метров. Кубатура цеха – огромная. И тот вентилятор, который дует где-то рядом, нагреть такое помещение просто не может. Но, на сегодняшний день 70 кВт/ч – это для предприятия непозволительная роскошь, – заявил Дмитрий Лавренюк.
Маршрутная система
До 2016 года предприятие обслуживало 9 троллейбусных маршрутов. В отчетном году появился еще один маршрут – №11 (ул. Независимости - ПАО «Сиверянка»). Как считает руководитель предприятия, этот маршрут оказался очень эффективным. По сбору выручки он на 2 месте после маршрута №4 (завод "Автодеталь" - завод "Химволокно").
Что же касается распределения маршрутов по эффективности, то картина выглядит следующим образом:
1. №4 (завод " Черниговавтодеталь " - завод "Химволокно");
2. №11 (ул. Независимости - ПАО "Сиверянка");
3. №10 (завод " Черниговавтодеталь " - ПАО "Сиверянка");
4. №2 (завод " Черниговавтодеталь " - ул. Шевченко);
5. №1 (Железнодорожный вокзал - ПАО "Сиверянка");
6. №3 (завод "Черниговавтодеталь" - Железнодорожный вокзал);
7. №7 (Городская больница №2 - завод "Химволокно");
8. №8 (ул. Пухова - завод "Химволокно");
9. №6 (2-я городская больница - ул. Независимости);
10. №5 (м/н Подусовка - пл. Победы).
При этом все без исключения маршруты троллейбусов на сегодняшний день являются убыточными.
Что же касается объемов перевозок, то в 2015 году было перевезено 26,9 млн. человек бесплатных пассажиров, а в 2016 – 26,8 млн. человек. За 2016 год количество платных пассажиров составило 11,5 млн. человек. И, по мнению руководства ЧТУ, если бы все платили за проезд, то большинство маршрутов было бы рентабельными.
В то же время, говоря о количестве перевезенных льготников, Дмитрий Лавренюк не скрывает, что реального их количества никто не знает, поскольку методики или эффективного оборудования для их подсчета не существует.
Наконец-то жители Чернигова увидели расписание движения троллейбусов!
– Сегодня узнать реальное количество перевозимых пассажиров можно только после введения электронного билета, поскольку валидацию при проезде должен будет делать каждый. И у кого бесплатный проезд, тот все равно будет обязан обозначить себя в этом троллейбусе. Это единственный выход для того, чтобы сосчитать пассажиров, – считает Дмитрий Лавренюк.
Для обновления парка уже весной этого года предприятие планирует провести закупку пяти троллейбусов. Кто будет поставлять ЧТУ машины – покажут результаты торгов. Как мы помним, прошлогодняя закупка проходила с большими скандалами, и победитель был выявлен только со второй попытки.
Для справки:
по сравнению с 2015 годом капинвестиции в ЧТУ возросли практически в 9 раз: с 4784,0 тыс. грн. до 42795,0 тыс. грн.
Повышение тарифов напроезд
Сегодня часовой тариф в КП «ЧТУ» – 15 грн./ч + 30%, а в Луцке, например, как заявляют водители ЧТУ – 19,82 грн./ч + 20% премии. Если бы в ЧТУ применили «луцкую схему», доход бы у каждого водителя вырос на 800 грн./мес. Недовольство заработной платой и тотальный дефицит кадров, по мнению директора ЧТУ, спровоцировали скрытую забастовку на предприятии.
– Сейчас у меня есть серьезная проблема – скрытая забастовка на предприятии среди кондукторов и водителей троллейбусов. Свои 8 часов они готовы отрабатывать, а с выходного дня выходить не хотят. Сегодня буквально был разговор: сказали, пока оклад не поднимите – выходить не будем, – заявил Дмитрий Лавренюк.
По его мнению, троллейбус – социальный транспорт и общество не готово к повышению платы за проезд. С другой стороны, повышение стоимости проезда в троллейбусе и сокращение тарифной разницы с проездом в автобусах, влечет за собой сокращение платных пассажиров на электротранспорте.
В целом, как нам кажется, повышения стоимости проезда в троллейбусе стоит ожидать к осени, когда проезд в автобусах будет обходиться жителям и гостям Чернигова в 5 грн.
Работу КП «ЧТУ» признали удовлетворительной
Как отметил первый заместитель городского головы Михаил Шостак, несмотря на общую непростую картину работы предприятия, есть и позитивные моменты. Так, в 2016 году была зафиксирована существенная экономия затрат по материалам, запчастям и ремонтам.
– Что же касается проблемы недополучения компенсации от Черниговского городского совета за перевозку льготных категорий пассажиров, то это – наша общая беда. В отношении эффективности маршрутов: тут предприятию необходимо организовать более четкий учет количества перевезенных пассажиров в целом и высчитывать эффективность маршрутов. Я думаю, что нужно определять более эффективные и менее эффективные маршруты, чтобы регулировать количество транспорта и сокращать расходы. Я уверен, что на 2017 год задача постоянная – несмотря на повышение цен на э/энергию, тепло и энергоресурсы вести поиск путей экономии хозяйственных расходов. Я считаю, что уже не будет радикальных шагов по уменьшению расходов. Но, тем не менее, у предприятия, как было 90 человек админперсонала, так и осталось. Нужно будет искать пути сокращения админперсонала за счет компьютеризации учета, введения компьютерных технологий в бухгалтерский, экономический и плановый учет. За счет этого вы сможете достигнуть сокращения расходов на 11-12%, а это тоже сотни тысяч гривен. Также вам поможет разобраться с пассажиропотоками и повысить доходность перевозок введение электронного билета на проезд в троллейбусах, – прокомментировал отчет руководителя КП «Черниговское троллейбусное управление» первый заместитель городского головы Михаил Шостак.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.