Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Что хранят сокровища Черниговского архива СБУ

Что хранят сокровища Черниговского архива СБУ

Корреспондент Gorod.cn.ua посетил архив Черниговского  Управления СБ Украины, дабы ознакомить наших читателей с тем, как просто и бесплатно найти данные о ваших репрессированных в 20-80-е годы прошлого столетия родственниках, не только по территории области, но и по всей Украине. Все, что вам надо, -  это отправить электронный ящик  [email protected] запрос (с пометкой "для архива") или прийти лично по адресу: ул. Шевченко, 28. 

В пятницу утром, 11 ноября на пороге архива нас встречает его сотрудник - Гапиенко Татьяна Андреевна. Мы, ожидая увидеть на месте архивариуса пожилого скучного мужчину, удивлены тем, что сотрудница оказалась красивой ухоженной и весьма общительной женщиной, настоящей фанаткой своего дела. Проговорили с ней почти три часа. Результаты нашей беседы читайте ниже.
 


Историю надо знать, чтобы не повторять ошибок прошлого

В начале нашей встречи Татьяна Андреевна отметила, что с тех пор, как были открыты архивы СБУ (в разные времена ведомство называлось ЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ), после рассекречивания, интерес к ним у населения оказался значительно ниже, нежели предполагалось. Так, например, согласно журналу учета посетителей «Электронного архива» с мая 2009-го по ноябрь 2016-го, его посетили  299 человек – как граждан Украины, так и иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья. Слабую заинтересованность поистине бесценной информацией об Украине и наших предках Татьяна Гапиенко объясняет несколькими факторами: геном страха, который на подсознательном уровне присутствует у многих украинцев (особенно людей старшего поколения); уничтожением на протяжении многих десятилетий (вплоть до 2014 года)  всего истинно украинского. Сотрудник архива акцентирует на том, что историю надо знать не для того, чтобы свести счеты с кем-либо (например, доносчиком),  а для того, чтобы эти преступления против людей и, как следствие, нации, не повторялись в будущем.
 
В архиве Управления находится на хранении около 20 тысяч дел, из них 13 тысяч – по репрессированным в 20-80-е годы прошлого столетия. В свое время эти дела были следственными и поэтому имели гриф «Секретно». Но была проведена большая работа по приведению грифов документов в соответствие с нынешним законодательством Украины (пересмотрено около полумиллиона документов). Эта работа продолжалась несколько лет и была выполнена силами большой группы сотрудников Управления. Помимо этого, была проделана работа (согласно постановлению Кабмина) над архивно-поисковым проектом «Украинский мартиролог ХХ века», в результате которой была создана электронная база данных по вышеуказанным уголовным делам. Эта работа осуществлялась во всех региональных управлениях СБ Украины и, как следствие, мы имеем единую базу данных относительно репрессированных (460 тысяч человек). Каждое уголовное дело было тщательно изучено, и был заполнен электронный бланк, состоящий из 27-ми позиций: архивный номер дела, год возбуждения дела, количество людей, которые по нему проходят, социальный статус обвиняемого, дата реабилитации (если таковая имела место быть), информация об имеющихся в деле фотографиях и вещдоках. 
 
В так называемом «Электронном архиве» имеются  и другие базы информации:
- проект «Саксонские мемориалы» относительно 260 тысяч узников концлагерей на территории Германии;
- списки военнопленных, похороненных в Украине;
- список репрессированных украинцев, отбывавших наказание в Казахстане;
- тематические подборки;
- электронные копии документов, обнародованных в печатных изданиях под эгидой СБ Украины.
 
Всю вышеуказанную информацию можно получить, обратившись в архивы СБ Украины, в свободном доступе в Интернете она отсутствует.  

 
Для успешного поиска необходимой информации важно как можно больше знать установочных данных о человеке, судьба которого вас интересует. Стоит отметить, что  «Электронный архив» может посетить каждый: достаточно лишь зайти в Управление, и без каких-либо формальностей и совершенно бесплатно ему будет предоставлена такая возможность.
Для того, чтобы получить, в случае наличия такового,  доступ к оригиналам документов, надо обратиться с заявлением (письменным или электронным) на адрес Управления. После предоставления разрешения (как правило, в течение недели) Вы можете работать в читальном зале архива. При этом совершенно бесплатно будут предоставлены копии тех документов, что Вас заинтересовали.
 
Татьяна Андреевна рассказывает много разных случаев о том, как посетители реагируют на информацию, которую предоставляет архив. 
- Конечно, все благодарят. Как правило, плачут как женщины, так и мужчины. Практически все сожалеют о том, что те бабушки и дедушки, которые все это пережили и могли много рассказать интересного, уже умерли. Единственный источник информации на сегодня –  это только архивные дела.

-  Бывают случаи, - продолжает рассказчица,- когда люди не готовы к тому, какую информацию получат. Это касается тех лиц, которые были осуждены по уголовным статьям и не реабилитированы до сих пор. В частности, это относится к лицам, осужденным за сотрудничество с немецкой оккупационной властью в годы Второй мировой войны. Например, узнав, что кто-то из родственников был старостой или бургомистром, посетители  отказываются от дальнейшего ознакомления с архивными материалами, считая такую информацию постыдной. Приходится делать экскурс в историю, объясняя, что, во-первых, от родственников не отказываются, а, во-вторых, что сотрудничество с немцами было разное – от сбора молока и теплых вещей до массовых расстрелов евреев и ромов. Но всех потом судили как предателей.  Поэтому надо иметь мудрость и мужество, чтобы знать истинную правду.

В феврале на нашем портале был опубликован материал  коллег с телеканала «Сивер-центр» (сюжет Аллы Копыловской) о Галине Люберец, которая отыскала своего отца Николая Мельника. Наш портал также писал об этом. Отец Галины Люберец был расстрелян через три месяца  после ареста и пыток (осужден за троцкизм), ее мать сослали в Казахстан. Девочка выжила благодаря тому, что ее, трехлетнюю, в детском доме опознала родная тетя. 
Еще одна женщина, которая, как и Галина, долго не решалась из-за страха узнать о своих близких, пришла в архив СБУ уже на последней стадии рака. Ее мать перед смертью говорила: «Сколько будешь жить на свете, никогда не ходи к КГБистам, тебя оттуда потом не выпустят».
- Женщина признала, что очень ошибались и она, и ее покойная мама. Была благодарна за предоставленную ей информацию,  - вспоминает наша собеседница.

- Люди нередко приходят к нам в достаточно пожилом возрасте и, несмотря на свой подсознательный страх перед органами, все же решаются узнать то, что мучило их всю жизнь, - рассказывает сотрудница архива.
 
Татьяна Андреевна на примере одной молодой женщины из Славутича рассказала, как та искала информацию о своей  бабушке еврейке. Так как фамилии и прочие данные о себе евреи меняли, то когда славутчанка рассказала все, что ей было известно о родственнице,  ей было предложено просмотреть дела, которые касались расстрелов евреев в Сновском гетто. В трех из них нашли необходимые сведения. В 1941-1942 годах в Сновске (бывший Щорс) было большое еврейское гетто, которое располагалось возле леса. К весне 1942 года расстреляли всех евреев, уцелели лишь несколько женщин. В списках расстрелянных значилась и  Борисова Тамара
 
Татьяна Андреевна вспомнила еще одну историю, произошедшую несколько лет назад, когда черниговец Василий Черногуз, которому было уже за 70 лет, через базу «Саксонские мемориалы» нашел могилу своего отца, похороненного на кладбище бывшего концлагеря. Всю жизнь его отец числился без вести пропавшим, а сын верил в то, что возьмет узелок земли с его могилы.  Так и произошло: дедушка побывал в Германии, жил в семье выходцев из Украины. 
 
Как отмечает Татьяна Андреевна, в последнее время наметился тренд – писать историю не только своей семьи, но и своего села. Бывает, что человек начинает с одного населенного пункта, потом  охватывает соседние, и на выходе получается серьезный пласт научно-культурных исследований.
 
К сожалению, далеко не все документы, которые были собраны в архиве, уцелели. На это повлияло несколько факторов. Первое – это эвакуация в годы Второй мировой войны, далее - две крупные чистки: первая произошла сразу после смерти Сталина, вторая -   в 1990-м году, накануне распада Союза, когда согласно приказу № 00150, было необходимо ликвидировать документы периода 1960-1970 годов. Эти документы, как правило, сжигали.  Сколько было тогда утеряно или уничтожено материалов – неизвестно.
 
Сотрудник архива отмечает, что многие информативные (другими словами интересные) дела забирает на постоянное хранение Отраслевой государственный архив СБ Украины в городе Киеве, поскольку там эти дела доступны большему количеству исследователей и ученых. Так, был выслан в Киев уникальный фотоархив уроженца Батурина, фотографа Боканя Николая Федоровича, который сделал серию снимков своей семьи в период Голодомора. Одно из его фото подписано «300 дней без еды». 
 


Фото из базы узников немецких лагерей, к некоторым карточкам, которые немцы заполняли на двух языка прикреплены фото


Яркие судьбы и непризнанные гении

Несмотря на централизацию архивных документов, в Чернигове все еще есть интересные дела, которые представляют собой серьезную культурную ценность.
Одно из них – дело поэта из Кучиновки Леонида Никифоровича Тереховича. Леонид в Кучиновке проживал с матерью и братом, писал стихи, в которых критиковал власть. В молодости мечтал поступить в литературный университет, но его такой возможности лишили.


 
Многие свои стихи Леонид Терехович написал на русском языке, так как при Советском Союзе была тотальная русификация, но от этого они не менее талантливы и злободневны, чем украинская часть его поэзии. Одно из самых ярких его стихотворений – «Задолизы», которое прочитала для нас вслух Татьяна Андреевна.



Леонид Терехович написал осуждающее письмо Дину Риду, певцу, что прославлял Советский Союз. А в 1971-м пытался отправить письмо в Стокгольм, комментатору радио «Свобода» Виктору Франку, через местную почту. Мужчина был настолько наивен, что прямо так и спросил в почтовом отделении, мол, сколько надо марок и сколько будет стоить отправка письма в Швецию. На него тут же донесли, за что он получил свой второй срок – 2 года, но вышел раньше за хорошее поведение. До этого была судимость в 1969-м, за то что выпивши, поругался с парторгом.



В 1991-м году поэт скончался. Ознакомится с поэзией Леонида Тереховича можно на интернет-ресурсах, а также вышли некоторые его стихотворения и в печатных литературных изданиях.

Нашла прадедушку, или Его величество случай



На видео Татьяна Андреевна, на примере своего прадедушки, демонтстирует как работает база "Украинский мартиролог ХХ века"

Поделилась Татьяна Гапиенко с нашими читателями и своей личной историей о том, как данные из архива помогли найти сведения о потерянном в послевоенные годы прадеде Горбоносе Феодосии Афанасьевиче, уроженце села Ядуты Борзнянского района. Прадед закончил Черниговское фельдшерское училище, после 1.5 года учебы еще 1 год практиковался в черниговской  земской больнице. Благодаря профессии Феодосия его семья жила зажиточно. Люди расплачивались за врачебную помощь не только деньгами, но продуктами и ценными вещами. Был арестован за доносом коллеги за то, что пел антисоветские частушки, критиковал коллективизацию, которая крестьян сделала нищими. В деле имеется фотография прадеда, справка о том, что он выходец из казаков. В 1940 году выслан на поселение, дальнейшая судьба неизвестна.



Гапиенко Т.А. отмечает, что архивы СБ Украины являются информационной цепочкой, которая связывает граждан с украинской спецслужбой, делает ее деятельность прозрачной и открытой для общества. Уровень демократии в обществе определяется в том числе и уровнем доступа к архивам, особенно  архивам спецслужб. Все вышеизложенное подтверждает это.
Для уточнения интересующей информации – тел. 65-54-38.

Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: архив, СБУ, репрессии, Гапиенко, Молочко, Терехович, Горбонос, Черногуз

Добавить в: