Влияет ли алкоголь на политическую карьеру?
ДТП с участием головы Черниговского областного совета Игоря Вдовенко, случившееся на этой неделе, еще раз подняло в нашем обществе несколько проблем. В первую очередь, возможного вождения нетрезвым, и этическую проблему появления в таком виде публичного человека. Хотя последнее, достаточно относительно, ведь чиновник, по официальным данным, был в отпуске, поэтому как бы нарушения и никакого нет. Как отдыхать – вроде бы его личное дело, но сесть гипотетически в нетрезвом виде за руль – потенциально преступление. А еще возникают вопросы и к работе новой полиции.
Во вторник 4-го октября Игорь Вдовенко, - на фото в форме защитного цвета попал в ДТП
Новость о ДТП с участием головы Черниговского облсовета 4 октября за несколько часов стала топовой во многих изданиях не только на местном уровне, но и всеукраинском. В принципе, ДТП небольшое, к счастью, никто не пострадал – автомобиль «Хьюндай Туксон», за рулем которого был Вдовенко, 4 октября на перекрестке проспекта Мира и улицы Героев Чернобыля в Чернигове перед светофором, не выдержав безопасной дистанции, въехал в «Славуту», а этот автомобиль, в свою очередь, немного «подвинул» стоявший впереди «Део Ланос». Журналисты сообщили, что голова областного совета был немного «напідпитку», но полиция этот факт не подтвердила – «патрульные запаха алкоголя не слышали». Пройти тест на месте Вдовенко отказался, а в медучреждении сдал анализ мочи. Было сообщено, что результаты будут через несколько дней. Тем не менее, выглядит странным сам отказ чиновника такого ранга, который мог сразу рассеять все сомнения. И получилось – слово журналистов против слова полицейских.
На следующий день голова областного совета предоставил журналистам справку из Черниговского наркологического диспансера, что «признаков опьянения у него не выявлено». Также он сообщил, что полиция не предлагала на месте пройти тест. Здесь слово высокопоставленного чиновника против слова полицейских. Так предлагали пройти тест или нет?
А между тем, совсем недавно в Украине штрафы за вождение в нетрезвом виде увеличили в несколько раз. Так, за управление автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и скорость реакции, а также отказ водителя пройти осмотр на предмет его состояния увеличен с 200 до 600 необлагаемых минимумов доходов граждан (10,2 тыс. грн). Кроме того, нарушителя должны лишить прав на год. В случае повторного нарушения в течение двух лет предусмотрены штраф в размере 1200 необлагаемых минимумов (20,4 тыс грн) и лишение прав на 3 года.
Во многих странах появление на публике политиков в нетрезвом виде, а тем более вождение, может стоить карьеры. Самый яркий недавний пример – министр образования Швеции Аида Хаджиалич ушла в отставку этим летом после того, как ее автомобиль остановила полиция, и в чиновницы было обнаружено 0,2 промилле алкоголя. Она подтвердила, что на вечеринке выпила два бокала вина и думала, что алкоголь выветрится, пока она сядет за руль. Этот проступок женщина назвала «самой большой ошибкой в своей жизни».
Министр финансов Японии Сиоити Накагава ушел в отставку в 2009 году из-за обвинений в том, что появился в нетрезвом виде на пресс-конференции во время саммита G7 в Риме. Министр настаивал, что не был пьян, а свое странное поведение объяснил побочными эффектами противопростудных лекарств, принятых им перед встречей, и сменой часовых поясов. Он утверждал, что во время обеда, предшествовавшего пресс-конференции, выпил буквально глоток вина в рамках протокола. Кроме того, чиновник принес публичные извинения власти и народу Японии, что доставил такие «крупные неприятности».
Скандал пришлось пережить и премьер-министру Ирландии Брайану Коуэну в 2010 году. Его обвинили в том, что во время прямого эфира он был пьян и не мог четко объяснить свою позицию. Члены его же партии инициировали провести срочное заседание с требованием отставки. Правда, отставка состоялась позже.
Может ли инцидент с нетрезвым вождением стоить политической карьеры в Украине, мы поинтересовались в политических экспертов Чернигова.
Мнения черниговских экспертов
Юрий Паперный, политолог:
На мой взгляд, не может. Стоит вспомнить инциденты с украинскими чиновниками высшего уровня, в том числе и заграничные вояжи (имею ввиду нынешнего генпрокурора). Все забывается и на карьеру никак не влияет. Для чиновников областного уровня, тем более. Во-первых, кто не без греха? Во-вторых, политические расклады могут привести к более нежелательным последствиям. К тому же, стоит отметить, как отреагировал чиновник и его окружение. Весьма достойно. Он провел брифинг, предоставил доказательства. Те, кто продолжает дальнейшее раскручивание этой ситуации, сами могут оказаться в подобной.
И еще раз мы убедились выходные и праздники – не повод расслабляться для публичного человека. Это мое мнение.
Павел Пущенко, редактор сайта "Події і коментарі":
С каждым может случиться авария на дороге. От этого никто не застрахован. Но каждый должен ответственно вести себя после аварии, особенно если ты чиновник высокого ранга.
В этой ситуации главный вопрос заключается в том, почему виновник ДТП не захотел открыто, сразу на месте пройти алкотетсер. Нет, отказался, решил сдавать анализ мочи в наркодиспансере. В условиях тотального недоверия к власти, когда граждане небезосновательно считают систему сплошь коррумпированной, заставить общественность поверить в подлинность результатов анализов очень непросто. Некоторые активисты уже успели выдвинуть теорию, что случай это неспроста попал в СМИ. Мол, политические разборки вокруг кресла главы облсовета идут.
Конечно, с точки зрения закона, действия Вдовенко абсолютно правомерны - он может отказаться от алкотестера на месте ДТП, а сдавать в лабораторных условиях. Но вот с точки знания морали, этических норм поведения чиновника такого уровня – вопросы есть.
Александр Рысь, маркетолог, политолог:
Не можна відповісти однозначно. З одного боку, безкарність представників влади продовжує мати місце в українському політикумі. Дуже часті ситуації, коли ЗМІ і громадськість актуалізують проблему і вказують на порушення, але це не призводить до будь-яких результатів. З іншого боку, неперевірена інформація і перекручування фактів можуть стати зброєю «чорного піару». Впевнений, що ми поступово дійдемо до того рівня політичної культури, коли політик буде самокритичним і зможе піти, у разі дискредитації.
Вдалислав Савенок, журналист:
Я знав про такі випадки ще 30 років тому. Тоді партійці-комуністи підпоювали свого товариша, якого хотіли позбутися, кидали його на центральній площі і викликали міліцію. Про такий випадок мені розповідав мій приятель-літератор Святослав Хрикін. Зараз ситуація інша. У нас настільки корумпована держава, що чиновник, якщо він впливовий, за допомогою кругової поруки високопосадовців свого рівня може викрутися з будь-якої ситуації. Революція Гідності не врятувала. Бо часто одні негідники прийшли на зміну іншим негідникам. На жаль...
Ярина Мирославская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.