Бюджет Чернигова: 164 млн грн разделили «по-братски»
В то время, когда жители Чернигова в большом напряжении ожидают наступления отопительного сезона, опасаясь, что просто физически не смогут оплатить те заоблачные суммы в платежках от коммунальщиков, исполком городского совета распределяет сверхприбыль бюджета, полученную от уплаты налогов жителями города. Вместо финансирования программ по энергосбережению, которые финансово помогли бы всем черниговцам, деньги направляются на проекты, которые в принципе, не являются первоочередными. Не забыли чиновники и про существенное увеличение своих зарплат…
Бюджет перевыполняется
О ситуации с наполнением бюджета города докладывал начальник финуправления Александр Мельник. По озвученным цифрам – по итогам I полугодия 2016 года в доходную часть общего фонда городского бюджета Чернигова (без учета межбюджетных трансфертов) поступило 450 092 584,65 грн или 141,9% к утвержденному показателю отчетного периода 2016 года.
Перевыполнение доходов общего фонда на I полугодие 2016 года составляет 132 834 246,65 грн. Такой рост был обеспечен в основном поступлениями от налогов на доходы физических лиц, местных налогов в части платы за землю и единого налога, акцизного налога по реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров и от размещения в учреждениях банков временно свободных бюджетных средств.
Учитывая ожидаемое перевыполнение годового планового показателя доходов общего фонда городского бюджета города Чернигова (без учета межбюджетных трансфертов) по собственным источникам поступлений, Александр Мельник предложил внести изменения в доходную часть общего фонда городского бюджета, увеличив ее объем на 144 679 247 гривен.
Членам исполкома раздали список дополнительного финансирования управлений и отделов Черниговского городского совета. Таким образом была распределена сумма более чем 164 млн грн. Если визуализировать распределенные деньги по структурным подразделениям горсовета, то мы получаем следующую картинку:
Как видно из диаграммы, наибольшие суммы будут осваивать:
1. Управление ЖКХ – более 65 млн грн
2. Управление образования – более 28 млн грн
3. Управление капитального строительства – более 20 мл грн
Исполнительный комитет ЧГС 6 467 725
Управление образования 28 144 978
Управление семьи, молодежи и спорта 797 137
Управление охраны здоровья 15 312 049
Управление культуры 7 784 027
Управление ЖКХ 65 296 687
Фонд коммунального имущества 277 205
Управление капитального строительства 20 223 094
Управление архитектуры 2 156 852
Управление земельных ресурсов 273 089
Управление транспорта 241 931
Управление экономики 952 495
Финансовое управление 11 187 409
Управление админуслуг 726 372
Управление квартучета 97 031
Деснянский райсовет 2 665 748
Новозаводский райсовет 2 193 275
Более детально структуру затрат по каждому управлению можно посмотреть на фотокопиях расшифровки затрат, предоставленной членам исполкома.
Каждому депутату по 200 тыс грн
В плане распределения 164 млн грн, на финансовое управление ЧГС было выделено более 11 млн грн, из которых 8,4 млн грн планируется направить на «Программу осуществления мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при составлении городского бюджета, и обеспечение деятельности депутатов Черниговского городского совета на 2016 год». Такие затраты в народе называют «депутатским фондом».
Используя средства городского бюджета, депутат горсовета, с одной стороны, решает задачи района, от которого избирался, а с другой – зарабатывает баллы на следующие выборы. Но, есть мнение, что депутатские фонды были хороши, когда каждый депутат шел в горсовет самостоятельно. Но сегодня, когда все расписано по партийным структурам, такое распределение, фактически превращается в заигрывание политических партий перед избирателями. Понятно, что те партии, которые боле многочисленны в городском совете, смогут привлечь за выделенные деньги большее количество сторонников. Многие эксперты оценивают «депутатские фонды», как непрямой подкуп избирателей. И такую мысль подтверждает то, что деньги, как правило, выделяются в преддверии выборов.
Если брать по сумме, то в гривнах 200 тыс, это – беспрецедентная сумма в истории Черниговского городского совета. Но если перевести «депутатский фонд» в долларовый эквивалент, то видим, что в 2008 году денег выделяли существенно больше. Правда, в то время экономика города еще не была в таком убитом состоянии, как сегодня, а доллар не достиг нынешних высот, поэтому тогда это было позволительно.
Если говорить в целом, то программа предусматривает каждому депутату городского совета право направить половину суммы (100 000 грн) на то направление, которое депутат считает приоритетным. Вторая половина суммы, по решению, которое, как мы поняли, принял Владислав Атрошенко, будет направляться на капремонты междворовых проездов, включая частный сектор.
Многие депутаты считают решение не верным и ущемляющим их права. Кто-то хотел направить деньги на ремонты школ и дошкольных заведений, кто-то в медучреждения. Как будет приниматься решение в отношении распределения 4,2 млн грн мы сможем рассказать после сессии городского совета. Но, уже сегодня можно предположить, что все высказывания «против», озвученные депутатами в частных беседах, в сессионном зале даже не прозвучат и решение будет принято большинством голосов «за».
Чиновники себя не обидят!
Безусловно, чиновники при делении бюджета не забыли и о себе любимых. Так, более 8 млн грн было выделено на повышение заработных плат 665 чиновникам местного самоуправления – на Черниговский городской совет и районные в городе советы. Даже средний прирост заработной платы, после добавления такой суммы, можно считать огромным, как для уровня з/п Чернигова в целом, где люди рады и 3000 грн.
По словам начальника финуправления Александра Мельника, порядка 6,5 млн грн дополнительно к существующей зарплате будет направлено на финансирование сотрудников местного самоуправления. Кроме того, на «элиту» выделяется дополнительная сумма: около 1,4 млн грн – дабы увеличить разрыв зарплат руководителей и подчиненных. Не обошлось и без манипуляций: Александр Мельник заявил, что повышение зарплат – это выполнение постановления Кабмина и городской совет обязан его выполнять.
Единственный, кто был не согласен с принимаемым решением был секретарь горсовета Виктор Быстров. По его мнению, во-первых, решение Кабмина о повышении заработных плат касалось исключительно госслужащих, но никак не чиновников местного самоуправления. Во-вторых, еще при рассмотрении бюджета на 2016 год Черниговский горсовет заложил повышение зарплат всем чиновникам. И это уже – второе серьезное повышение зарплат в этом бюджетном году! В то же время работники бюджетной сферы – медицина, образование, культура, спорт и пр. не только не видят повышения заработной платы, но и были лишены индексации.
За повышение зарплат именно чиновникам, активно выступали городской голова Владислав Атрошенко, его заместитель Александр Кириченко, а также начальник финуправления Александр Мельник. Остальные члены исполкома предусмотрительно отмалчивались и не высказывались по столь щекотливому вопросу повестки дня. По мнению Александра Мельника, чиновникам нужно повышать зарплату хотя бы для того, чтобы они не брали взятки. Что же касается остальных сотрудников бюджетной сферы, то начфин считает – все они имеют возможность «заработать на стороне».
Как всегда, городской голова Владислав Атрошенко взял в руки калькулятор. После расчётов у него получилось, что каждый чиновник в среднем получит более 2000 грн прибавки к зарплате. Как нам показалось, такая сумма несколько удивила даже Атрошенко. Поработав с калькулятором, он заявил, что в конечном варианте, возможно, сумма придбавок будет уменьшена.
Как бы долго ни спорили чиновники за круглым столом, в конечном итоге, за распределение бюджета исполком проголосовал единогласно.
Мнение со стороны
Мы неоднократно писали о том, что зарплаты чиновников местного самоуправления необходимо повышать. Но, это, с одной стороны. С другой стороны, необходимо интенсифицировать работу городской власти. Ни для кого не секрет, что городская власть работает с низким КПД. Даже во времена Соколова его заместитель Станислав Вихров, который отвечал в том числе и за кадровые вопросы горсовета, заявлял, что если уволить треть сотрудников, этого никто даже и не заметит! Сегодня ситуация вряд ли стала лучше, если не усугубилась.
Повышение зарплат чиновников ведет к тому, что граничный штатный состав горсовета растет чуть ли не каждый месяц. Только недавно увеличивали численность горсовета. И уже на ближайшей сессии, по словам Виктора Быстрова, этот процесс повторится. Когда в городе массовая безработица, наращивание штатов органов исполнительной власти происходит за счет невыполнения социальных функций власти, потому что граждане не могут оплачивать те уровни налогов, которые платили до этого.
В то же время, сказать, насколько реально повысятся доходы чиновников после повышения заработной платы – сложно, и вот почему. Когда несколько месяцев назад исполком принимал решение о повышении тарифов на квартплату, Владислав Атрошенко заявил, что благодаря субсидиям незащищенные слои населения этого не почувствуют. Теперь мы можем сказать обратное: добавление 2000 грн к зарплате приведет к тому, что тем же чиновникам будет назначена меньшая субсидия, но не в этом, а уже в следующем году (данные для субсидий берутся за прошедший год). И не факт, что в следующем году перевыполнение бюджета будет идти такими же темпами и уровень зарплат вырастет или хотя бы останется на уровне нынешнего года. В любом случае повышение зарплат «съест» коммуналка.
Фактически, говоря про заботу о чиновниках, исполком дает им рыбу, которую люди довольно быстро съедят. Наверное, правильно было бы давать удочку – за дополнительно полученные средства внедрять программы, направленные на энергосбережение в многоквартирных домах города. Такие программы дали бы реальную финансовую поддержку не только чиновникам, но и всем жителям города.
Во-первых, внедрение программ энергосбережения позволило бы сократить затраты жителей на оплату коммунальных услуг.
Во-вторых, эти программы дали бы возможность привести фасады обшарпанных зданий в нормальный презентабельный вид, что повысило бы туристическую привлекательность города.
В-третьих, за реализацией таких программ последовало бы создание сотен рабочих мест в Чернигове, причем с нормальной заработной платой. Это бы позволило не только повысить жизненный уровень жителей города, но и привело б к дополнительному наполнению городского бюджета.
И четвертый, немаловажный вопрос: с появлением рабочих мест в городе оставалась бы молодежь, которая сегодня бежит из Чернигова. На этом же исполкоме Владислав Атрошенко заявлял, что Чернигов – город пенсионеров. Но ни слова не сказал о том, что же городская власть сделала для того, чтобы исправить ситуацию. Говорили, что возможно, поможет дискотека до 2 часов ночи на «Золотом берегу», но, как нам кажется – это вряд ли…
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.