«Предпочитаю смотреть на жизнь с оптимизмом!»
Ровно год назад Черниговское областное Управление милиции (ныне — Главное управление национальной полиции) возглавил подполковник Эдуард Алехин, начавший свою службу в правоохранительных органах в 1992 году с должности оперуполномоченного уголовного розыска. Последнее место службы Эдуарда Владимировича перед назначением «главным копом области» — заместитель начальника УМВД. Именно в этом качестве он выводил сводный отряд черниговских милиционеров из Дебальцевского полу-окружения в феврале прошлого года.
— Эдуард Владимирович, ну вот представим, что целый год мы с Вами не виделись. Встретились — ия Вас спрашиваю: комбат, как дела?
— Интересное начало... Дела идут нормально, с учетом ситуации в стране. Не буду говорить, что я всем доволен, да вы и не поверите, но делаю все, чтобы работа полиции была оценена позитивно. Не формально, а объективно позитивно. Прошедший год был, наверное, самым тяжелым в истории правоохранительных органов государства. Началась большая реформа и в структуре полиции, и в системе противодействия преступности, во введении новых нормативных законодательных актов. Во времена перемен жить всегда намного тяжелее. Однако я предпочитаю смотреть на жизнь с оптимизмом. Не хочу быть пессимистом. Сложно, но мы держимся.
— И что, никакими цифрами, графиками и выкладками свой оптимизм подтверждать не собираетесь?
— Да, была такая мода еще несколько лет назад — оценивать свою работу в процентах: то поднялось на ноль целых восемь десятых, а это уменьшилось на ноль целых три десятых... Нет, я просто скажу, что криминогенная ситуация, объективно учитывая положение в стране, пока не улучшается. Ибо это — социально-экономическое явление. Многие кричат: давай, сажай всех бандитов в тюрьму! Мы поймаем десятерых, но завтра их будет двадцать. Есть преступники, так сказать, «с рождения», ставшие на скользкий путь в силу своих психологических особенностей. Но в основном преступность — это следствие того, что происходит вокруг нас. Нормальный человек, у которого есть дом, семья, работа, стабильный заработок, виды на будущее, никогда не пойдет с топором «на большую дорогу». А если ему элементарно нужно детей кормить, а он без работы и найти ее не может? Ну не пойдет он «на разбой», а в Польшу на заработки его не взяли. Встретится с такими же. Посидят, выпьют, пойдут «прогуляться». Что в результате? В лучшем случае — хулиганство. В противном — грабеж или еще хуже... И так будет, пока жизнь в стране не станет лучше...
Не забывайте и о таком факторе, как война. Страна наводнена оружием, мы изымаем «стволы» чуть ли не через день. И если раньше это были, условно говоря, берданки, то сейчас дело доходит до крупнокалиберных пулеметов и гранатометов. Впрочем, мы делаем все, чтобы контролировать ситуацию, и я считаю, что во многом это у нас получается.
— Ладно, бандитов полиция ловит. И, честно признаем, довольно успешно. Но — вчера поймали, а завтра он уже опять гуляет по бульвару. Под залог, подписку о невыезде. Почему вы их ловите, а суды не сажают?
— Дело не столько в судьях, сколько в несовершенстве законов, чем некоторые нечистые на руку «слуги Фемиды» успешно пользуются. Мы ведь до сих пор «шагаем» курсом на «гуманизацию» законодательства, взятым еще при «случайно» сбежавшем потом президенте. Тогда это называлось «курс на Европу». Курс оказался «фей-ковым», но мы и дальше продолжаем маршировать по тем же граблям, что, на мой взгляд, абсурдно в воюющей стране. Эта «гуманизация» сейчас порождает только хаос. Помните известную фразу из фильма: «Украл, выпил -в тюрьму!»? Это нормально. А сейчас как бы это звучало? «Украл, выпил, в суд - и под залог на свободу с чистой совестью!»? Бред!
Любой юрист знает, что есть основополагающий принцип неотвратимости наказания. Если он работает — работает вся система уголовного права. Если нет... на то и суда нет. Увы, сейчас принцип неотвратимости не работает.
У нас можно совершить преступление — и избежать ответственности.
— Хорошо, возьмем не абстрактных бандитов, а конкретных, каждому черниговцу знакомых, — «менял» валюты. Почему их «популяция» на рынках не уменьшается?
— Я свою позицию по этому поводу уже озвучивал. Повторяю еще раз: силами правоохранительных органов в настоящее время «менял» победить нельзя! Если людям выгодно идти к ним — они к ним и будут идти. Хоть сотню правоохранительных структур поставим на их пути. Если человек не хочет потерять ни копейки из своих денег, он пойдет' на базар, а не в банк. Мы боремся с «менялами», боролись и бороться будем. Но силами одних правоохранительных органов это явление победить нельзя. Это аксиома.
Говорят, что полиция их «крышует». Да их «кры-шуют» все! «Менялы» с перепугу готовы платить кому угодно: полицейским, бандитам, налоговикам, СБУ, прокурорам. Они готовы платить всем подряд. Суть проблемы в том, что гражданам это выгодно. Вы пойдете в банк, где вам за доллар дадут меньше? Или потребуют паспорт и отпечатки пальцев при покупке валюты? Или скажут, что евро нет и в ближайшее время не предвидится? Нам теперь что, «Нацбанку» советы давать, как это безобразие исправить? Простите, но у нас и своих дел по горло.
— Эдуард Владимирович, сейчас к черниговским правоохранителям «стремительным домкратом» приближается аттестация. Но по ряду фактов в других регионах уже множество нареканий есть на самих аттестующих...
— Желающих поучаствовать в аттестации оказалось еще больше, чем аттестуемых. Но на сто процентов объективным быть не может никто. Поэтому был создан еще целый ряд апелляционных структур, куда смогут обратиться те, кто не пройдет первый уровень аттестации. Впрочем, черниговским полицейским об этом говорить рано, у нас все еще впереди. Но самых одиозных мы сами увольняем в достаточном количестве. Есть много мнений по поводу аттестации, но я уверен, что ту милицию, которая существовала, надо было давно менять. Когда сотрудники одного из бывших знаменитых подразделений при одном известном начальнике, вместо того чтобы докладывать, что сделано ими за день, деньги в конвертах сдавали в конце рабочего дня — это как? Это абсурдная ситуация, но это было на самом деле.
— Традиционный вопрос: с такой нагрузкой Вы хоть дома бываете? Как построен Ваш рабочий день? Чем увлекаетесь?
— Да самым обычным образом. В восемь утра я уже на месте. Примерно в 20.00 рабочий день заканчивается. Основную часть времени провожу в кабинете, потому что надо координировать действия всех подразделений. На отдых остается часть субботы, часть воскресенья. Мне этого хватает. На хобби времени нет вообще. Разве что могу прогуляться со своей собакой, мне это доставляет удовольствие. А вот «крестиком вышивать», «марки собирать» — на это времени нет. Да такое хобби мне и не надо.
— Когда с собакой гуляете, прохожие не пристают с требованиями решить тот или иной вопрос? Или, может, озвучивают претензии, которые в Ваш адрес появляются в социальных сетях? Как Вы вообще относитесь к критике?
— Я живу в пригороде, там прохожие с вопросами не часто встречаются. А вообще, такое бывает, конечно. Обращаются и по телефону, и так. Есть приемные дни, я приглашаю всех желающих, стараюсь ответить на все их вопросы. Хотя иногда вопросы и претензии выходят за рамки разумного.
Нормально воспринимаю критику, если она объективна. Я ведь не все могу охватить своим вниманием, это физически невозможно. Поэтому критику недостатков, если она без неадекватного бреда, я воспринимаю нормально и стараюсь реагировать по мере своих возможностей.
Олег Яновский, "ГАРТ" № 15 (2767) от 7 апреля 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: интервью, Эдуард Алехин, полиция, Олег Яновский, "ГАРТ"