Я родом не из детства, из войны....

Я родом не из детства, из войны....
(Ю. Друнина)



В то страшное время оккупации Чернигова немецко-фашистскими захватчиками (1941 - 1943 г.г.) был вынужден прятаться в нечеловеческих условиях Игорь Самуилович Самовский-Клейнер, почти не покидая места укрытия. Ведь тот погреб, который предоставили ему для укрытия друзья-соседи с риском для собственной жизни, был темным и серым, с резким вьевшимся запахом квашеных овощей. Там, глубоко под землей, в темноте между кадками с огурцами, проросшей картошкой, неприятно скользки каменными стенами, на ледяном полу долгие дни и ночи сидел Игорь, которому было всего ... три года.

Вот так жестоко карался этот ребенок только потому, что провинился перед Рейхом своим происхождением: у Игоря мама украинка - Самовская София Николаевна, папа еврей - Клейнер Самуил Пинхусович.

Рассказывает Татьяна Федоровна Шевченко, мама которой решила приютить мальчика: ”Я родилась в Чернигове. В нашей семье было трое детей, я - самая младшая София Николаевна Самовская с сыном Игорем поменяли три квартиры из-за того, что соседи не хотели жить рядом с еврейским мальчиком. Переезжая с места на место, они оказались возле нас. Я думаю, видно не случайно судьба забросила их жить с нами по соседству. Ведь здесь оказались люди, которые не стали на этом акцентировать внимание или комому-то что-то говорить. Игорь - мой ровесник. Когда началась война, нам было по три года. Прятать его - было решение моей мамы, которая не побоялась, имея троих детей, приютить мальчика.

Наш погреб стал местом укрытия не только для Игоря, а и для всей нашей семьи и близких соседей во время бомбардировки, когда начались жестокие бои за освобождение Чернигова. Я хорошо помню, как мы, и взрослые, и дети, переживали под землей, слушая глухой шум взрывов бомб и снарядов, а рядом дома превращались в руины. Также помню, что мы выходили из погреба и слушали. Тогда я различала гул немецких самолетов, которые летят бомбить, и гул своих самолетов-истребителей.

То, что мы прятали еврейского мальчика, не считалось в то время геройством, просто это были естественные отношения между людьми. Сейчас мы понимаем, что это был Поступок с большой буквы, так как это был, прежде всего, для мамы риск своими детьми. Хорошо, что вокруг были порядочные люди, которые и не думали выдавать ребенка.

Сейчас Игорь с семьей проживает недалеко от меня. Мы поддерживаем добрые отношения, общаемся, обмениваемся книгами".

В трудные времена обнажается истинное лицо человека - часто только в экстремальной ситуации можно понять, насколько человек по-настоящему добрый, милосердный, искренний. Семья, спрятавшая несчастного ребенка, заслуживает, по-моему, звания героя войны. А сколько их было в то время, таких героев, не сосчитать...











* * *


Немецкая оккупация Чернигова длилась с 9 сентября 1941 по 21 сентября 1943 года.

В городе было создано три концентрационных лагеря, всего за годы войны немцы уничтожили в городе более 52 тысяч местных жителей и советских военнопленных. Сегодня об этом напоминают памятники, установленные на местах массовых казней.

В результате военных действий Чернигов был почти полностью разрушен - в сентябре 1943 года с его центральной площади были видны окраины города и окрестные поля. Были уничтожены все промышленные предприятия, школы, театры, цеха, мастерские, много интересных архитектурных памятников и около 70% жилых помещений.



Ольга Самсоненко, "Семейная газета" №25 (42) от 22 июня 2006

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: оккупация, война, история, Ольга Самсоненко, "Семейная газета"

Добавить в: