В 2016 жить будем без «развития»

В понедельник, 18 января состоялось заседание исполкома Черниговского городского совета, на котором были рассмотрены ключевые вопросы жизни нашего города. Заседание длилось более 6 часов, но план по рассмотрению вопросов был выполнен. В качестве вывода можно сказать одно: исполкому и депутатам будет очень сложно принимать эффективные решения в условиях ограниченного городского бюджета.



В ходе заседания исполкома «О проекте Программы экономического и социального развития города Чернигова на 2016 год» доложила начальник управления экономики Людмила Максименко. Кроме этого она представила ряд программ, которые городская власть планирует реализовать в этом году.





Скажем так: доклад о «достижениях» 2015 и перспективах на 2016 год был довольно пессимистическим. За минувший год Чернигов потерял более 5000 рабочих мест, а задолженность по з/п на конец года превысила 14 млн грн. Владиславу Атрошенко даже пришлось уточнить, действительно ли 5000 работников лишились места работы. Оказалось – ошибки в тексте докладчика не было.

«Збитки на загальну суму 129,5 млн грн отримали десять комунальних підприємств міської ради: «Чернігівводоканал» (майже 122,0 млн грн.), «Чернігівське тролейбусне управління» (майже 4,3 млн грн.), «Центральний парк культури та відпочинку» (249,0 тис грн), Комунальне шляхо-будівельне підприємство (136,0 тис грн), «Міський палац культури» (117,0 тис грн), «АТП-2528» (52,0 тис грн) а також комунальні житлово-експлуатаційні підприємства (загальний розмір збитків – 2,8 млн грн).
Збитки КП «Чернігівводоканал» отримало за рахунок курсових різниць валюти отриманої за кредитом Міжнародного банку реконструкції та розвитку»,
– говорится в тексте Поограммы.

Тем не менее 129,5 млн убытков 2015 года – это еще цветочки! В 2016 году убытки коммунальных предприятий (по предварительным планам) составят 215 млн грн! Можно спрогнозировать, что заместителю по вопросам ЖКХ и будущему начальнику УЖКХ города придется не легко, поскольку, как бы они не работали, в их результатах изначально заложен «минус».



– Экономика Чернигова будет работать в 2016 году на уровне 2015 года. Практически все промышленные предприятия города не планируют вкладывать деньги в модернизацию оборудования и внедрение новых технологий. Объемы промышленного производства возрастут только на 0,8%, – продолжала информировать присутствующих Людмила Максименко. И, как нам кажется, эти +0,8%, при стремительном росте курса доллара станут глубоким «минусом».

По словам Людмилы Максименко, численность сотрудников предприятий Чернигова в этом году продолжит сокращаться как минимум, на 700 человек. А средняя з/п составит всего лишь 3760 грн. «Нам необходимо понимать, что придется работать с ограниченным финансовым ресурсом», – считает начальник управления экономики. В принципе, при рассмотрении последующих вопросов дефицит денег учитывали постоянно.







При рассмотрении Программы был озвучен вопрос возвращения городской свалки на обслуживание в КП «АТП-2528». По словам Владислава Атрошенко у предприятия есть все возможности заниматься этим объектом. ЧП «Гранпласт» закончит свое присутствие на свалке уже 1 апреля. Это, бесспорно, позитивный момент, поскольку в свое время передача свалки предприятию, связанному с экс-начальником УЖКХ города, просто разила коррупцией.

Члены исполкома проголосовали за проект «Программы экономического и социального развития города Чернигова на 2016 год», но как нам кажется, название программы следовало бы изменить, вычеркнув слово «развития».

Следующим вопросом, который представила исполкому Людмила Максименко, стал вопрос энергоэффективной модернизации сетей наружного освещения г. Чернигова на 2016 - 2017 годы. Здесь речь идет о замене 3157 ртутных светильников, которые стоят вперемешку с натриевыми лампами на второстепенных улицах города. Согласно тексту программы, на центральных улицах появятся светодиодные фонари, которые заменят установленные там натриевые лампы. В свою очередь натриевые лампы «перекочуют» на место ртутных. Всего за два года на программу планируется потратить 18,5 млн грн.

Управление экономики планирует серьёзный экономический эффект от реализации программы. Кроме того, Людмила Максименко считает, что установка светодиодных светильников позволит не отключать город от света в ночное время. Существует возможность снижения мощности светодиодных светильников на 50%. «Приглушенные» светильники не дадут городу потонуть во мраке и, все же обеспечат экономию электроэнергии, в сравнении с существующими светильниками.



Комментируя ситуацию, Владислав Атрошенко заявил, что черниговское предприятие «Атилос» готово поставлять светодиодные светильники по 3720 грн. Кроме того, производством этой продукции заинтересовалась «ЧеЗаРа». Как итог – планируется проведение тендера, причем, по словам городского головы, посмотреть нужно будет не только на цену, но и на то, насколько эффективно работает светильник. Исполком поддержал данную программу.

В проекте «Программы возмещения кредитов, полученных ОСМД, ЖСК на внедрение мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде г. Чернигова на 2016-2019 годы» – третий вопрос экономического блока – планируется бюджетная помощь в вопросах энергоэффективности для ОЖБК и ОСМД города. Но, слишком большие карманы для денег представителям этих организаций шить не стоит. На четыре года программы запланировано всего лишь 20 млн грн. Чтобы было понятно, на сколько это хватит, объясним, что на двухподъездный девятиэтажный дом (утепление, установка ИТП) потребуется порядка 2,5 млн грн на реконструкцию.





Поскольку в стране действует госпрограмма, по которой государством компенсируется 40% стоимости материалов, потраченных на энергоэффективность, столько же на материалы, по одобренной исполкомом программе, компенсирует и городской совет. В деньгах это примерно 1 млн грн на дом. То есть программа рассчитана всего лишь на 5 городских многоэтажек. Стало известно, что три ОСМД уже стоят в очереди за деньгами. Они погасят 20% тела кредита на материалы, полностью оплатят работы по энергоэффективности своих зданий и заплатят проценты по кредиту.

В ходе обсуждения вопроса отмечалось, что вряд ли программа получит глобальное распространение в Чернигове. Причин тому несколько:
– жильцам старых домов, которые, в своем большинстве являются люди пенсионного возраста, будет непросто рассчитаться за кредиты;
– получая субсидии от государства, люди вряд ли будут сильно вкладываться в энергосбережение, поскольку, они, как платили так называемый «обязательный платеж», так и будут его платить несмотря на экономию.

В то же время создалось впечатление, что городской совет «умывает руки» в отношении жильцов многоквартирных домов. Заместитель по вопросам ЖКХ Александр Кириченко практически уверен, что после 1 июля ему не придется заниматься многоквартирным жильем. Дескать, после того, как соответствующий закон наберет силу, жильцы многоэтажек должны будут самостоятельно решать свои проблемы.

Городской голова Владислав Атрошенко убежден, что город должен будет все же предоставлять какой-то минимальный пакет услуг для многоэтажек. В основном это касается обслуживания внутридомовых сетей. А вот текущие ремонты и, например, уборку снега, жильцы должны делать самостоятельно. А городской совет будет только контролировать ситуацию и наказывать жильцов за неубранный снег.



Как говориться, у каждого – свое мнение. Но нам почему-то кажется, что события будут развиваться несколько по другому сценарию, нежели представляет действующая городская власть. Дело в том, что к июлю, несмотря на то, что (возможно!) вступит в силу закон "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" количество ОСМД в Чернигове существенно не увеличится – для этого нет экономических предпосылок. Следовательно, и наказывать за неубранный снег будет некого. Если городской совет не возьмет на себя проведение текущих ремонтов зданий, в городе может просто наступить разруха, за которую, в конечном итоге ответит городской голова.



Странным на наш взгляд является то, что городской совет не выступает с инициативой пересмотра тарифов на обслуживание домов и придомовых территорий. Пытаясь погасить убытки предприятий ЖКХ за счет бюджета, горсовет почему-то не принимает решения о повышении стоимости обслуживания жилья. Городу уже давно нужны экономически обоснованные тарифы. Но, возможно, для их принятия нет политической воли?


Осенью 2015 года мы уже писали о том, что при практически двукратном росте стоимости содержания жилья в Чернигове, основная сумма повышений цен пришлась на тепло и горячую воду. Коммунальное хозяйство Чернигова не может существовать при таком явном перекосе, когда за отопление квартиры мы платим 1000 грн, а за ее содержание – в 10 раз меньше!



Видимо, руководство города до сих пор не разобралось в ситуации. И затягивание вопроса может негативно отразиться на ситуации в сфере ЖКХ. Тем более, что при в ходе заседания исполкома и рассмотрения вопросов «О проекте Программы проведения текущего ремонта домов, объектов благоустройства и выполнения мероприятий по подготовке к зиме жилищного фонда города Чернигова на 2016 год» и «О проекте Программы финансовой поддержки коммунальных предприятий города Чернигова на 2016 год», о которых во второй части заседания докладывала и. о. начальника УЖКХ Наталья Плиско, стало ясно, что денег на поддержку ЖЭКов в бюджете просто нет!

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: развитие Чернигова, Чернигов коммунальный, Людмила Максименко, Александр Кириченко, Владислав Атрошенко, бюджет Чернигова, Игорь Грищенко

Добавить в: