Снятие банковской тайны пока не влияет на социальные выплаты
В понедельник, 11 января в Черниговской ОГА состоялась пресс-конференция директора департамента социальной защиты Олега Русина, посвященная наработкам области в сфере социальной защиты населения. Кроме общей информации о работе департамента в 2015 году, Олег Русин высказал свою точку зрения по двум проблемным вопросам: «Как повлияет снятие банковской тайны на количество получателей социальной помощи в области?» и «Как будут осуществляться перевозки льготников при отсутствии финансирования из государственного и местных бюджетов?».
Количество социальных выплат увеличивается
Директор департамента социальной защиты Черниговской ОГА Олег Русин обратил внимание на то, что с мая 2015 года предоставление жилищных субсидий населению проводилось в усовершенствованном и упрощенном порядке. Это дало возможность получить жилищные субсидии 200,7 тыс семей. На эти выплаты из бюджета было направлено почти 474 млн грн. При этом, по словам Олега Русина, в предоставлении субсидии на территории области по тем или иным причинам было отказано порядка 3 тыс семей. Эту цифру, в сравнении с количеством начисленных субсидий, директор департамента считает незначительной.
Также Олег Русин успокоил граждан, которые переживают, что в счетах на коммунальные услуги указаны суммы субсидий, больше ожидаемых. «Субсидии возвращать не придется. Честным получателям субсидий не о чем беспокоиться. На сегодняшний день законодательство изменено таким образом, что, если человек использовал коммунальных услуг на сумму меньше, чем было начислено субсидии, и остается остаток по субсидии, этот остаток будет насчитываться на следующий период в виде обязательного платежа», – пояснил Олег Русин.
Кроме выплаты субсидий, в области своевременно и в полном объеме проводится выплата всех видов государственной социальной помощи. Такую помощь в 2015 году получали 71,3 тыс человек, проживающих на Черниговщине. Для этих целей из госбюджета было выделено более 892 млн грн.
Олег Русин отметил, что к нововведениям 2016 года можно отнести увеличение помощи одиноким матерям и детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. С 1 января помощь одиноким матерям (отцам) назначается в размере разницы между 100% прожиточного минимума для ребенка и среднемесячным доходом семьи (до 2016 года – из расчета 50%). Временная помощь на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов теперь составляет разницу между 50-процентным прожиточным минимумом и среднемесячным доходом семьи (до 2016 года – из расчета 30%).
Для справки: прожиточный минимум с 1.01.2016 для детей до 6 лет – 1167 грн, для детей от 6 до 18 лет – 1455 грн.
Банковская тайна и социальные выплаты
Как известно, в конце года Верховная Рада наделила Министерство финансов, во время мониторинга пенсий, помощи, льгот, субсидий, других социальных выплат при проведении контроля над выполнением бюджетного законодательства, правом допуска к банковской тайне граждан. Президент Украины подписал соответствующий закон.
В сравнительной таблице к ст. 62 законопроекта в отношении банковской тайны говорится, что «Информация о юридических и физических лицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками:
10) центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, по его письменному запросу во время бюджетного процесса с целью проведения верификации и проверки достоверности информации, представленной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других выплат, осуществляемых за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда и фондов общеобязательного государственного социального страхования, и своевременного и в полном объеме их осуществления, предоставляется информация об открытых на их имя счетов (текущих, кредитных, депозитных и т.п.), операции и остатки по ним. В случае начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, предназначенных на семью или домохозяйство, информация предоставляется по каждому из членов семьи или домохозяйства».
В различных сферах деятельности человека под верифика́цией (от лат. verus — «истинный» и facere — «делать») могут подразумеваться разные понятия, например:
• проверка, проверяемость, способ подтверждения с помощью доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами;
• подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям;
• методика распознавания лжи (укрывательства, искажения).
Таким образом, можно предположить, что в 2016 году при начислении социальных выплат соответствующие службы смогут оценить доходы получателей социальных выплат, так сказать, косвенным способом: по наличию банковских вкладов или, например, по активности при покупке валюты (которая с 2015 года производится по паспорту). Поэтому можем предположить, что произойдет сокращение количества получателей субсидий и социальных выплат.
Кстати, об этом уже заявлял заместитель министра финансов Роман Качура, который в частности сказал, что «принятие законопроекта №3628 позволит провести верификацию получателей господдержки, всех соцвыплат и пенсий, которые получают граждане, а не «мертвые души». Мы планируем от реализации этого мероприятия экономить минимум 5 млрд грн. А также повысить адресность предоставления соцпомощи и руководствоваться принципом, что помощь должны получать те, кто в ней нуждается. Состоятельные семьи не должны ее получать».
В то же время Олег Русин считает, что при действующем законодательстве раскрытие банковской тайны не окажет влияния на изменение количества получателей субсидий, по крайней мере, до апреля 2016 года (именно по этот период действует субсидия, начисленная в 2015 году). Согласно действующему законодательству и при продлении срока пролучения субсидии социальные службы не будут учитывать наличие банковских вкладов у получателей. Но, не смотря на это, директор департамента соцзащиты не исключает и внесения изменений в законодательную базу. Ведь только за 2015 год порядок начисления субсидий менялся несколько раз.
Вопрос с льготным проездом остается открытым
Вопрос выплаты субвенций перевозчикам за провоз пассажиров льготных категорий остался без финансирования.
– Льготы для соответствующих категорий граждан в 2016 году были сохранены, но в проекте бюджета не было прописано, за чей счет будет они будут предоставляться. При формировании проекта закона предусматривалось, что финансирование будет за счет местных бюджетов. В конечном виде закона «О госбюджете» эта тема вообще исчезла, – пояснил Олег Русин. – Вопрос проходит доработку. Эта тема постоянно на контроле в министерстве. Министр соцполитики обратился к премьер-министру с просьбой дать поручение Минфину для урегулирования этого вопроса. Каким образом вопрос будет урегулирован – сказать не могу, но думаю, что за этот месяц проблема будет решена.
По словам Олега Русина, например, с финансированием КП «Черниговское троллейбусное управление» вопрос решается перечислением денег из местного бюджета для увеличения уставного капитала предприятия. По вопросу финансирования автомобильных перевозок, которые в области осуществляют, как правило, частные компании, на сегодняшний день департамент соцзащиты Черниговской ОГА ответ дать не может, поскольку такого ответа нет и в Минсоцполитики.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.