Как «Облтеплокоммунэнерго» «нагревает» абонентов
Стоимость тепловой энергии – зашкаливает. Тем не менее, даже при таких заоблачных ценах на тепло, теплогенерирующие организации умудряются обсчитывать потребителей. Попытки жителей Чернигова защитить свои права и добиться правды остаются безрезультатными, как минимум, по двум причинам: во-первых, в городе практически нет юристов, разбирающихся в проблемах сферы ЖКУ; во-вторых, городское самоуправление не осуществляет контроль за надлежащей организацией обслуживания населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и действиями должностных лиц этих предприятий, в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине».
В начале декабря в редакцию сайта поступило обращение от жителей дома №114 по проспекту Победы. По словам жильцов, ПАО «Облтеплокоммунэнерго» произвело незаконные начисления за обогрев мест общего пользования дома для жильцов, в квартирах которых установлены индивидуальные счетчики тепла.
Согласно предоставленных жильцами одной из квартир квитанций, за обогрев квартиры в октябре месяце, согласно показаниям квартирного прибора учета, было начислено 202,22 грн, а за обогрев мест общего пользования – 70,37 грн. Но в ноябре «Облтеплокоммунэнерго» произвело перерасчет стоимости обогрева мест общего пользования. В результате за обогрев мест общего пользования платеж в счет включен не был, а за период с 10.10.2015 по 25.11.2015 жильцы вышеуказанной квартиры должны были заплатить 570, 28 грн, причем, «по показаниям внутридомового счетчика тепла». Такое начисление противоречит законодательству, поскольку в квартире организован индивидуальный учет тепла. Фактически, по домовому счетчику абоненты должны были заплатить больше, чем за месячный обогрев квартиры! И это при том, что в октябре-ноябре в Чернигове стояли аномально высокие температуры! Заплатить за обогрев квартиры в "межсезонье" более 1000 грн при наличии квартирного счетчика тепла – это не нормально.
Почему оплата за обогрев мест общего пользования не может быть такой большой
Еще в апреле 2015 года мы писали о том, что «Облтеплокоммунэнерго» нарушает порядок расчетов с абонентами. В результате в одном из домов Чернигова за обогрев квартиры приходили счета на 10000 грн в месяц. Видимо, ОТКЭ решило поэкспериментировать теперь и с домом №114 по проспекту Победы.
Дело в том, что счета за обогрев мест общего пользования (МОП) не могут быть огромными (как их выставляет ОТКЭ) по следующим причинам:
1. На одну квартиру в среднем приходится всего лишь несколько квадратных метров (это даже не десятки метров) МОП;
2. Температура в местах общего пользования не должна превышать +160, т. е. стоимость обогрева 1 м2 МОП гораздо меньше, чем 18,52 грн./м2 – стоимость обогрева по нормативу;
3. Стоимость обогрева МОП рассчитывается по специальным формулам с учетом мощности системы отопления каждого из МОП многоквартирного дома. Эти формулы определены Методикой, утвержденной на законодательном уровне;
4. При больших потерях тепла в МОП, абонент не обязан оплачивать обогрев МОП.
Согласно п 12 Постановления КМУ №630,
– В случае установления домовых средств учета тепловой энергии потребитель оплачивает услуги согласно их показаниям пропорционально отапливаемой площади (объема) квартиры (дома усадебного типа) при условии осуществления собственником, балансодержателем дома и/или исполнителем мероприятий по утеплению мест общего пользования дома. В случае неосуществления таких мероприятий потребитель не платит за отопление мест общего пользования дома.
То есть, сверхнормативные потери тепловой энергии в МОП невозможны, а если они есть, то за это отвечает балансодержатель многоквартирного дома.
Расчеты ОТКЭ не соответствуют законодательству
Мы обратились с информационным запросом в ПАО «Облтеплокоммунэнерго» и попросили прокомментировать ситуацию. Из ответа следует, что с начислениями за отопление по дому №114 по проспекту Победы – сплошная путаница!
Общедомовой прибор учета был на поверке с 10.10.2015 (начало отопительного сезона) по 15.11.2015. При этом, с 10.10.2015 по 31.10.2015 жильцам квартир, у которых нет приборов учета, начисление стоимости отопления производилась по нормативу, хотя в соответствии с законодательством должно производиться по результатам за соответствующий период прошлого года. Потом ОТКЭ начало производить какие-то непонятные перерасчёты, логику которых понять вообще невозможно!
Но, главное то, что в нарушение методики, расчет стоимости отопления МОП был произведен не по утвержденной законодательно формуле. Расчет оплаты отопления за места общего пользования многоквартирного здания никоим образом не связан с количеством потребленной зданием тепловой энергии. Это подтверждается ответом из Министерства регионального развития и ЖКХ, полученного на наш запрос. А Расчетный центр ОТКЭ «повесил» на оплату за отопление МОП непонятно откуда полученные Гкал.
Мало того, производить начисления по домовому прибору учета для квартир, оборудованных квартирными приборами учета, ОТКЭ не имело никаких оснований. Получается, что 17 квартир дома №114 переплатили за отопление МОП по 300-400 грн. А это – около 7000 грн только за один месяц! Как обстоит ситуация по городу в целом – судить не беремся, поскольку вопрос требует дополнительного изучения. Но, судя по данному случаю, можно предположить, что на «путанице» в расчетах кто-то хорошо наживается.
Также предполагаем, что в расчетах ОТКЭ «ошибка» была допущена намеренно. Дело в том, что перед новым годом мы посетили Расчетный центр предприятия и встретились с начальником этого центра Двойжен С.В. Информация о несоответствии расчетов, которую мы озвучили со ссылкой на письмо Минрегиона, не вызвала у нее даже тени заинтересованности. Создавалось впечатление, что руководитель Расчетного центра была в курсе того, что именно и как насчитали ее подчиненные. Сославшись на отсутствие времени, руководитель Расчетного центра ОТКЭ отказалась разбираться в проблеме по сути.
С тарифами на отопление следует разобраться
В ходе журналистского расследования мы узнали интересную деталь, касающуюся дома №114. Оказывается, в доме не централизованное, а автономное отопление! Ситуация просто парадоксальная: на крыше здания установлена крышная котельная и при этом затраты жильцов на тепло зашкаливают!
Дело в том, что ОТКЭ применяет для расчёта с жильцами тарифы, утвержденные для систем централизованного теплоснабжения. А ведь согласно ЗУ «О теплоснабжении», между автономным и централизованным отоплением большая разница:
– система автономного теплоснабжения – внутридомовая система отопления, которая используется для теплообеспечения отдельного многоквартирного дома;
– система централизованного теплоснабжения – совокупность источников тепловой энергии, магистральных и местных (распределительных) тепловых сетей, объединенных между собой и используются для тепло потребителя, населенного пункта, которая включает
системы децентрализованного и умеренно-централизованного теплоснабжения.
В то же время ст 5. Вышеуказанного ЗУ говорит об особенностях отношений в сфере теплоснабжения: «Регулирование отношений в сфере теплоснабжения имеет особенности, определенные настоящим Законом. Эти особенности вызваны следующими объективными условиями функционирования систем теплоснабжения:
– наличием разделения хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии…»
Действительно, тарифы на тепловую энергию для ОТКЭ устанавливает Национальный регулятор. Но, при этом отдельно устанавливаются тарифы на:
– производство;
– транспортировку;
– поставку тепловой энергии.
Учитывая то, что дом №114 оборудован крышной котельной, вряд ли жильцы дома должны платить за транспортировку тепла!
Кроме того, в процессе изучения вопроса мы натолкнулись на еще один интересный факт: поскольку владельцами крыши, как места общего пользования, являются владельцы квартир, то крышная котельная является также общей совместной собственностью владельцев квартир. Поэтому содержание крышной котельной должно входить в комплекс работ, связанных с содержанием дома и придомовой территории. Мало того, жильцы дома утверждают, что строительство крышной котельной производилось за их средства.
В то же время балансодержатель дома ЧП «Техкомсервис» считает, что крышная котельная – собственность ПАО «Облтеплокоммунэнерго», хотя при этом никаких документов на предприятии об этом нет. Директор «Техкомсервис» заявил, что крышная котельная была передана ОТКЭ еще застройщиком. В ОТКЭ неофициально заявляли, что крышная котельная – их имущество, но документы, подтверждающие это пока получить не удалось.
Кто должен разбираться с проблемой
Чтобы не получилось так, что через пару лет эта крышная котельная станет неработоспособной, жильцам дома следует в срочном порядке определиться, кто же является ее собственником и за какие средства будут финансироваться ремонты и техническое обслуживание котельной.
Хотя, как нам кажется, с этим вопросом жильцам будет разобраться не легко. Об этом свидетельствует то, как у жильцов идет процесс разбирательства с завышенной ценой на оплату МОП:
– Ситуация в нашем доме очень печальная. Наняли адвоката, собрали ему денег, он написал запрос и оформил его, почему-то, как коллективное заявление, а не адвокатский запрос. Запечатали это заявление в конверт и отправили по почте. Письмо вернулось через несколько дней, т.к. забыли марки наклеить на конверте… – сообщает житель дома.
У жильцов нет ни опыта, ни времени для подобных разбирательств. Найти в Чернигове специалиста, который бы отстоял интересы жильцов дома в тяжбе с монополистом – очень сложно, если не невозможно.
Но мы считаем, что проблему жителей города должно решать местное самоуправление. Наша позиция полностью подтверждена ответом, полученным на этот вопрос из Министерства регионального развития и ЖКХ:
– В соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» вопросы обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами необходимых уровня и качества, осуществления контроля за надлежащей организацией обслуживания населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и действий их должностных лиц относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.