Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Уже завтра льготникам могут отказать в бесплатных перевозках

Уже завтра льготникам могут отказать в бесплатных перевозках

Вопрос о перевозке льготных категорий пассажиров с первых дней нового года остро встал по всей Украине. В отдельных регионах перевозчики заявили, что с 11 января отказываются перевозить льготников, т. к. компенсации за перевозку из бюджета не предусмотрены. В Чернигове о проблеме пока не говорит, но это не означает, что ее нет. Уже со следующей недели проблема перевозки льготных категорий населения может стать главной новостью для черниговских СМИ и «головной болью» областной и городской власти. Ведь вопрос касается всех льготников, в т. ч. и пенсионеров, и инвалидов, и «чернобыльцев», и участников боевых действий…

В Госбюджете -2016 не предусмматривали расходы на компенсацию льготных перевозок граждан. Выплату денег за перевозку пассажиров льготных категорий планировали включить в проект Закона №3628 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо стабілізації фінансового стану держави та удосконалення окремих положень соціальної політики)» и возложить на местные советы. Но так получилось, что при голосовании за этот закон, соответствующая норма «выпала» из текста документа. В итоге, по состоянию на 1 января 2016 года, льготные перевозки пассажиров не финансируются, поскольку, с одной стороны, такие затраты не предусмотрены Законом «О госбюджете на 2016 год», а с другой стороны, местные советы также не могут покрывать затраты перевозчиков за счет своих бюджетов, поскольку такое право не предоставлено им законодательно.

И, если в Чернигове о проблемах еще не говорят в слух, то в других областях в автобусах уже вывесили объявления о том, что с 11 января льготников не возят!  Как нам кажется, наиболее проблемным для Чернигова будет вопрос с компенсацией затрат перевозок льготных пассажиров на электротранспорте. Ведь ни для кого не секрет, что половину денег на обеспечение жизнедеятельности КП «Черниговское троллейбусное управление» получало в виде компенсаций именно за льготные перевозки – эта сумма превышала 20 млн грн. Если этих денег не будет – предприятие просто остановится.

В канун Рождества мы встретились с черниговскими перевозчиками – депутатами городского совета, чтобы узнать их точку зрения на сложившуюся ситуацию и пути ее разрешения. Нашими собеседниками стали:



Владимир Козырь, генеральный директор ПАО "Черниговавтосервис", депутат городского совета (фракция «Наш край»), член постоянной комиссии городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и энергосбережения;



Сергей Вакуленко, директор ТОВ «Автоекспрес», депутат городского совета (фракция «Наш край»), член постоянной комиссии городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и энергосбережения

По словам депутата Черниговского горсовета Владимира Козыря, городской совет в бюджете на 2016 год заложил порядка 22 млн грн на компенсацию льготных перевозок для «Черниговского троллейбусного управления», около 2,9 млн грн – на компенсацию перевозок льготников автомобильным транспортом и около 0,5 млн грн – на компенсацию перевозок ж/д транспортом.



– Но когда 4 января мы пришли на работу и начали изучать законодательство, то поняли, что законодательно финансирование этих льгот не передали городскому бюджету. Я звоню и. о. начальника финуправления горсовета Елене Лысенко и спрашиваю: «Вы с местного бюджета сможете профинансировать троллейбусное управление, автобусников?». Она говорит: «Нет! Нам не передали эти полномочия!». Я спрашиваю, как же теперь будет, ведь в госбюджете тоже финансирования нет? Елена Лысенко подтверждает отсутствие финансирования и говорит, что не знает, что делать в сложившейся ситуации, – информирует о проблеме Владимир Козырь. – На сегодняшний день, для урегулирования возникшей проблемы, мы планируем встречу с городским головой. Но у нас уже состоялся разговор с заместителем городского головы по вопросам транспорта Александром Кириченко, и он заверил нас, что до 1 февраля город определится, что дальше делать для решения возникшей проблемы.

И если автоперевозчики еще как-то могут потерпеть, то с КП «Черниговское троллейбусное управление» ситуация гораздо сложнее. Может ли «потерпеть» троллейбусное управление? – спрашиваем у Сергея Вакуленко. Вопрос, конечно, риторический, ведь о критической ситуации с финансированием КП «ЧТУ» известно всем.



Троллейбусное управление потерпеть сможет сколько угодно, но без компенсаций льготных перевозок из бюджета предприятие не сможет заплатить зарплату, ни налоги, ни другие обязательные платежи провести. Но, говорить о КП «ЧТУ» мы не можем. Пусть об этом говорит руководитель предприятия Олег Коржов. В то же время я думаю, власть, она на то и есть власть, чтобы не допустить остановки троллейбусного управления, которое, к тому же, является коммунальным предприятием. Просто нужно не оттягивать решение проблемы на 1 февраля, а уже завтра необходимо собирать рабочую группу, в которую войдут представители городской власти, и принимать решение о том, что дальше делать. Чем дальше мы затягиваем решение проблемы, мы подходим к социальной катастрофе в городе Чернигове. Юридический коллапс, который мы сейчас наблюдаем, коснется самых незащищенных слоев населения города, – высказал предположение Сергей Вакуленко.

В то же время Сергей Вакуленко и Владимир Козырь считают, что быстрого решения проблемы найти не удастся. Дело в том, что у депутатов ВР – каникулы, да и сессии городского, районных и облсовета состоятся только к концу месяца. И если в городе как-то можно «притушить» проблему, то в районах области ситуация намного сложнее. Проблему автоперевозок льготных категорий граждан перевозчики Черниговщины обсуждали 5 декабря во время заседания Ассоциации перевозчиков области. На этом заседании присутствовали руководители областного уровня, отвечающие за социальную защиту и перевозки населения, но продолжить какое-то решение проблемы они не смогли. И проблема «подвисла»…



– Вчера (5 января – авт.) было заседание Ассоциации перевозчиков, на которое приезжали представители со всех районов области. Скажу, что сегодня в районах – критическая ситуация. Если в Чернигове мы можем иметь какой-то «запас прочности», то там – никакого запаса нет! Если перевозчики провозят льготников хотя бы месяц и не получат субвенций, они не выплатят зарплаты и не купят топлива. Поэтому, максимум, через месяц перевозки в районах остановятся полностью. Еще до Нового года, примерно 25 декабря, когда мы, изучив проект закона, уже понимали, что будет меняться система оплаты, во все районные, городские и областную администрации написали письма с просьбой обратить на проблему дополнительное внимание, – заявил Владимир Козырь.

– Ситуация в области существенно отличается от ситуации в Чернигове. Там есть внутрирайонные маршруты, которые фактически являются льготными и полностью зависят от субвенций из бюджета. Если у нас в «платный» городской маршрут параллельно заходят несколько льготников, то в районах автобус идет в отдаленные села только для того, чтобы перевезти льготные категории граждан. И перевозчики спрашивают: раз провезли в долг, два провезли, а что дальше делать? Перевозчики могут поездить неделю-две, но спрашивают у представителей областной власти: кто закроет долги по льготным перевозкам? А власть отвечает, что даже не сможет подписать документы о выполненных в долг перевозках! Представители областной власти, не на камеру, говорят: останавливайтесь, делайте то, что считаете нужным! – рассказал о вопросах, озвученных на заседании Ассоциации перевозчиков области Сергей Вакуленко.

Ситуация с финансированием льготных перевозок – сложная. Вопросом перевозок пассажиров льготных категорий обеспокоена Черниговская областная организация профсоюза Украины. Во вторник, 12 января в дискуссионном клубе «Чистая политика» профсоюзы организовывают круглый стол на тему: «Найдутся деньги в бюджете на льготные перевозки пассажиров? Будут ли льготные перевозки вообще?». К участию приглашаются представители общественных организаций, автоперевозчиков и власти. Но, смогут ли участники круглого стола предложить решение проблемы?



Напомним, в июне 2015 года Кабинет министров уже намеревался отменить бесплатный проезд в наземном общественном транспорте для многих категорий льготников – участники войны, жертвы нацистских преследований, дети войны, ветераны труда, инвалиды, чернобыльцы I и II категории. Однако, тогда такая перспектива наделала много шума и в правительстве решили повременить с отменой льгот. Может быть, нынешняя «проблема» с льготными перевозками – ни что иное, как желание Кабмина переложить ответственность за сокращение льгот на местные советы и урезать количество льготников руками местных советов? – высказали предположение наши собеседники.

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: льготы, проезд, общественный транспорт, КП ЧТУ, перевозки Чернигов, Игорь Грищенко

Добавить в: