Уже завтра льготникам могут отказать в бесплатных перевозках
Вопрос о перевозке льготных категорий пассажиров с первых дней нового года остро встал по всей Украине. В отдельных регионах перевозчики заявили, что с 11 января отказываются перевозить льготников, т. к. компенсации за перевозку из бюджета не предусмотрены. В Чернигове о проблеме пока не говорит, но это не означает, что ее нет. Уже со следующей недели проблема перевозки льготных категорий населения может стать главной новостью для черниговских СМИ и «головной болью» областной и городской власти. Ведь вопрос касается всех льготников, в т. ч. и пенсионеров, и инвалидов, и «чернобыльцев», и участников боевых действий…
В Госбюджете -2016 не предусмматривали расходы на компенсацию льготных перевозок граждан. Выплату денег за перевозку пассажиров льготных категорий планировали включить в проект Закона №3628 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо стабілізації фінансового стану держави та удосконалення окремих положень соціальної політики)» и возложить на местные советы. Но так получилось, что при голосовании за этот закон, соответствующая норма «выпала» из текста документа. В итоге, по состоянию на 1 января 2016 года, льготные перевозки пассажиров не финансируются, поскольку, с одной стороны, такие затраты не предусмотрены Законом «О госбюджете на 2016 год», а с другой стороны, местные советы также не могут покрывать затраты перевозчиков за счет своих бюджетов, поскольку такое право не предоставлено им законодательно.
И, если в Чернигове о проблемах еще не говорят в слух, то в других областях в автобусах уже вывесили объявления о том, что с 11 января льготников не возят! Как нам кажется, наиболее проблемным для Чернигова будет вопрос с компенсацией затрат перевозок льготных пассажиров на электротранспорте. Ведь ни для кого не секрет, что половину денег на обеспечение жизнедеятельности КП «Черниговское троллейбусное управление» получало в виде компенсаций именно за льготные перевозки – эта сумма превышала 20 млн грн. Если этих денег не будет – предприятие просто остановится.
В канун Рождества мы встретились с черниговскими перевозчиками – депутатами городского совета, чтобы узнать их точку зрения на сложившуюся ситуацию и пути ее разрешения. Нашими собеседниками стали:
– Владимир Козырь, генеральный директор ПАО "Черниговавтосервис", депутат городского совета (фракция «Наш край»), член постоянной комиссии городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и энергосбережения;
– Сергей Вакуленко, директор ТОВ «Автоекспрес», депутат городского совета (фракция «Наш край»), член постоянной комиссии городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и энергосбережения
По словам депутата Черниговского горсовета Владимира Козыря, городской совет в бюджете на 2016 год заложил порядка 22 млн грн на компенсацию льготных перевозок для «Черниговского троллейбусного управления», около 2,9 млн грн – на компенсацию перевозок льготников автомобильным транспортом и около 0,5 млн грн – на компенсацию перевозок ж/д транспортом.
– Но когда 4 января мы пришли на работу и начали изучать законодательство, то поняли, что законодательно финансирование этих льгот не передали городскому бюджету. Я звоню и. о. начальника финуправления горсовета Елене Лысенко и спрашиваю: «Вы с местного бюджета сможете профинансировать троллейбусное управление, автобусников?». Она говорит: «Нет! Нам не передали эти полномочия!». Я спрашиваю, как же теперь будет, ведь в госбюджете тоже финансирования нет? Елена Лысенко подтверждает отсутствие финансирования и говорит, что не знает, что делать в сложившейся ситуации, – информирует о проблеме Владимир Козырь. – На сегодняшний день, для урегулирования возникшей проблемы, мы планируем встречу с городским головой. Но у нас уже состоялся разговор с заместителем городского головы по вопросам транспорта Александром Кириченко, и он заверил нас, что до 1 февраля город определится, что дальше делать для решения возникшей проблемы.
И если автоперевозчики еще как-то могут потерпеть, то с КП «Черниговское троллейбусное управление» ситуация гораздо сложнее. Может ли «потерпеть» троллейбусное управление? – спрашиваем у Сергея Вакуленко. Вопрос, конечно, риторический, ведь о критической ситуации с финансированием КП «ЧТУ» известно всем.
– Троллейбусное управление потерпеть сможет сколько угодно, но без компенсаций льготных перевозок из бюджета предприятие не сможет заплатить зарплату, ни налоги, ни другие обязательные платежи провести. Но, говорить о КП «ЧТУ» мы не можем. Пусть об этом говорит руководитель предприятия Олег Коржов. В то же время я думаю, власть, она на то и есть власть, чтобы не допустить остановки троллейбусного управления, которое, к тому же, является коммунальным предприятием. Просто нужно не оттягивать решение проблемы на 1 февраля, а уже завтра необходимо собирать рабочую группу, в которую войдут представители городской власти, и принимать решение о том, что дальше делать. Чем дальше мы затягиваем решение проблемы, мы подходим к социальной катастрофе в городе Чернигове. Юридический коллапс, который мы сейчас наблюдаем, коснется самых незащищенных слоев населения города, – высказал предположение Сергей Вакуленко.
В то же время Сергей Вакуленко и Владимир Козырь считают, что быстрого решения проблемы найти не удастся. Дело в том, что у депутатов ВР – каникулы, да и сессии городского, районных и облсовета состоятся только к концу месяца. И если в городе как-то можно «притушить» проблему, то в районах области ситуация намного сложнее. Проблему автоперевозок льготных категорий граждан перевозчики Черниговщины обсуждали 5 декабря во время заседания Ассоциации перевозчиков области. На этом заседании присутствовали руководители областного уровня, отвечающие за социальную защиту и перевозки населения, но продолжить какое-то решение проблемы они не смогли. И проблема «подвисла»…
– Вчера (5 января – авт.) было заседание Ассоциации перевозчиков, на которое приезжали представители со всех районов области. Скажу, что сегодня в районах – критическая ситуация. Если в Чернигове мы можем иметь какой-то «запас прочности», то там – никакого запаса нет! Если перевозчики провозят льготников хотя бы месяц и не получат субвенций, они не выплатят зарплаты и не купят топлива. Поэтому, максимум, через месяц перевозки в районах остановятся полностью. Еще до Нового года, примерно 25 декабря, когда мы, изучив проект закона, уже понимали, что будет меняться система оплаты, во все районные, городские и областную администрации написали письма с просьбой обратить на проблему дополнительное внимание, – заявил Владимир Козырь.
– Ситуация в области существенно отличается от ситуации в Чернигове. Там есть внутрирайонные маршруты, которые фактически являются льготными и полностью зависят от субвенций из бюджета. Если у нас в «платный» городской маршрут параллельно заходят несколько льготников, то в районах автобус идет в отдаленные села только для того, чтобы перевезти льготные категории граждан. И перевозчики спрашивают: раз провезли в долг, два провезли, а что дальше делать? Перевозчики могут поездить неделю-две, но спрашивают у представителей областной власти: кто закроет долги по льготным перевозкам? А власть отвечает, что даже не сможет подписать документы о выполненных в долг перевозках! Представители областной власти, не на камеру, говорят: останавливайтесь, делайте то, что считаете нужным! – рассказал о вопросах, озвученных на заседании Ассоциации перевозчиков области Сергей Вакуленко.
Ситуация с финансированием льготных перевозок – сложная. Вопросом перевозок пассажиров льготных категорий обеспокоена Черниговская областная организация профсоюза Украины. Во вторник, 12 января в дискуссионном клубе «Чистая политика» профсоюзы организовывают круглый стол на тему: «Найдутся деньги в бюджете на льготные перевозки пассажиров? Будут ли льготные перевозки вообще?». К участию приглашаются представители общественных организаций, автоперевозчиков и власти. Но, смогут ли участники круглого стола предложить решение проблемы?
Напомним, в июне 2015 года Кабинет министров уже намеревался отменить бесплатный проезд в наземном общественном транспорте для многих категорий льготников – участники войны, жертвы нацистских преследований, дети войны, ветераны труда, инвалиды, чернобыльцы I и II категории. Однако, тогда такая перспектива наделала много шума и в правительстве решили повременить с отменой льгот. Может быть, нынешняя «проблема» с льготными перевозками – ни что иное, как желание Кабмина переложить ответственность за сокращение льгот на местные советы и урезать количество льготников руками местных советов? – высказали предположение наши собеседники.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.