Эдуард Алехин: «Украинские правоохранители должны соответствовать европейским нормам!»
На здании бывшего Управления министерства внутренних дел в Черниговской области 28 декабря сменилась аббревиатура: вместо УМВД теперь там ГУНП — Главное управление Национальной полиции. С вопроса реформы правоохранительных органов Черниговщины мы и начали интервью с руководителем Управления полковником полиции Эдуардом Алехиным.
— Эдуард Владимирович, некоторые читатели Гарта», особенно пожилого возраста, интересуются, зачем нужно было переименовывать привычную всем милицию в полицию. Ведь все функции остаются те же, только форма поменялась.
— Милиция, если посмотреть значение этого слова в энциклопедии, — нерегулярные вооруженные формирования, используемые как для военных целей, так и для поддержания общественного порядка, создаваемые из местного населения и не входящие в состав системы государственных регулярных военных и правоохранительных органов. Тогда как полиция — система именно государственных служб и органов по охране общественного порядка. Согласитесь, это определение больше соответствует реалиям.
Функции действительно остаются почти те же, но в процессе реформирования правоохранительных органов будет изменена суть, способы их исполнения. «Рожденная революцией» (помните, был такой телесериал?) милиция давно уже превратилась в закостеневшую структуру, живущую и действующую по устаревшим правовым лекалам. Но страна-то изменилась! Общество, люди изменились! Мы идем в Европу, поэтому украинские правоохранители должны соответствовать европейским цивилизованным нормам.
— Недавно отряд новой патрульной полиции Чернигова отбыл на учебу в тренинговый центр МВД Украины в Киевской области. Как проходят занятия?
— Без эксцессов. Есть некоторые мелкие рабочие вопросы, но они оперативно решаются. Ребятам нравится, занимаются с удовольствием. Они прошли весьма жесткий отбор — из трех тысяч претендентов отобрали 210 самых лучших. Замечу, что отбор был объективным, этим занималась отдельная организация, мы никоим образом на этот процесс не влияли.
— После окончания учебы они вернутся в Чернигов или смогут самостоятельно выбирать место работы?
— Все вернутся сюда. Они уже зачислены в штат патрульной полиции Чернигова.
— Вы верите, что молодые, хорошо обученные, но неопытные полицейские смогут что-то изменить к лучшему?
— Однозначно ответить сложно. Я надеюсь, что смогут. Если есть желание, новое видение путей решения проблем, новые технические возможности, то почему нет? Кроме того, они будут работать по новым схемам. В частности, населенные пункты планируется разбить на квадраты, будет задействована специальная система оповещения, позволяющая оперативно реагировать на вызовы граждан. Независимо от того, бытовой там скандал, убивают кого-то или собака покусала — новая схема предусматривает максимально быстрое и стопроцентное реагирование на все вызовы.
Конечно, на это нужны средства. В бюджете на 2016 год заложены необходимые суммы для МВД. Надеемся, что они будут выделяться в первую очередь на эти подразделения.
— Входит ли в эту схему давно анонсированная установка в общественных местах Чернигова камер видеонаблюдения. И если да, есть ли уже какие-то результаты?
— Решение на установку таких камер должен принять Черниговский городской совет. Я надеюсь, что вопрос решится в ближайшее время. Ведь это нужно не только полиции, но и многим другим службам. В Тернополе, кстати, уже полностью перешли на такую систем наблюдения, что положительно сказалось на деятельности тамошних правоохранительных органов.
— Эдуард Владимирович, возвращаясь к вопросу формирования новой полиции. Не получится ли так, что в ходе аттестации сотрудников органов МВД, которая пока проводится только в Киеве и Киевской области, вместе с водой выплеснут и ребенка? Ведь никто не застрахован от ошибок, «за бортом» могут оказаться опытные и ценные сотрудники, честно прослужившие не один десяток лет...
— Такие опасения, естественно, есть. Мь видим, что и в прессе по этому поводу много вопросов. Есть элементы некоторой растерянности у старых сотрудников, непонимание своей ближайшей перспективы. Это накладывает серьезный отпечаток на работу, приходится вмешиваться. Но будем надеяться, что ошибок удастся избежать, тем более чтс при определении профессиональных возможностей того или иного правоохранителя применяются самые современные тесть разработанные ведущими мировыми специалистами. Кроме того, недавно создана апелляционная комиссия, которая позволит повысить уровень объективности принимаемых решений.
— Мы прожили трудный год. Сказалось ли резкое снижение уровня жизни граждан на криминогенной обстановке в области?
— Количество преступлений выросло однозначно. И этому способствовало не только снижение уровня жизни. В стране идут военные действия, будем называть вещи своими именами. Ситуация в ряде регионов нестабильна. Количество оружия на руках сегодня намного больше, чем два-три года назад. Да вот совсем недавний случай: в Прилуках полиция задержала двух хулиганов с пистолетом Стечкина. А это серьезное оружие. При обыске нашли еще и гранату.
Я не хочу сейчас приводить какие-либо статистические данные, потому что цифры можно нарисовать разные. Вспомним многолетнюю 90-процентную раскрываемость преступлений на бумаге. К чему это привело? К тому, что все развалилось. Сейчас остался только контроль за регистрацией преступлений. Понятно, что статистика будет более реальной, а значит, намного хуже. Но это свидетельствует лишь о положительных тенденциях в правоохранительных органах, которые перестали заниматься «статистическим» очковтирательством.
— Много шума на Черниговщине наделала история с так называемыми «лесорубами». Не могли бы Вы ее прокомментировать?
— Да, актуальная тема. Мы взялись за эти случаи очень серьезно. К сожалению, бесконтрольно деревья пилят-рубят все кому не лень. Постоянно кого-то задерживаем то в одном районе, то в другом. В Ичне — военнослужащих, в Мене — работников исправительной колонии.
Проблема скорее техническая. В области множество лесопосадок, у которых нет хозяина. Они ни в каких реестрах не значатся. И это, соответственно, доставляет нам определенные трудности. Доказательная база есть, но никто не может подсчитать нанесенный вырубщиками ущерб. И они этим пользуются, вывозя огромное количество ценной древесины в южные регионы Украины и даже на экспорт.
Но я уверен, что мы исправим ситуацию. Я принял жесткие меры к руководителям подразделений полиции, на территориях которых происходили эти вырубки. Ибо они или, как минимум, прозевали, поэтому не соответствуют занимаемой должности, или же, как максимум, сами участвовали в этом деле.
— Полиция не имеет права вмешиваться в политику. Но почему она редко реагирует на многочисленные правонарушения, зафиксированные наблюдателями на выборах всевозможных уровней в Чернигове? Подкуп избирателей, например.
— Я называю это не выборами, а аукционами. Такое впечатление, что Чернигов :тал полигоном по обкатке грязных политических технологий. Но закон, к сожалению. позволяет это делать. Если какой-то «благотворительный фонд» раздает деньги или продукты, мы не имеем права вмешиваться. Другое дело, что все это очень быстро можно было бы пресечь на законодательном уровне: запретить раздавать денежные средства или инные материальные ценности под любым предлогом (кроме пенсий, зарплат и социальных пособий), допустим, за два месяца до выборов и на всем их на протяжении. И внести статью в Уголовный кодекс: в случае нарушения — пять лет лишения свободы. Но никто же этого не делает.
— Эдуард Владимирович, наше интервью выйдет уже после Нового года. Но все же скажите: как Вы обычно встречаете этот праздник?
— Новый год для сотрудников правоохранительных органов — это не праздник, а напряженная работа, служба в усиленном режиме. Поэтому и я буду находиться на рабочем месте. Семья к этому уже привыкла, потому что это не первый, не второй и даже не пятый раз.
Ну а всем читателям «Гарта» хочу пожелать, чтобы в 2016 году для полиции работы было поменьше, а гражданам было поспокойнее!
Олег Яновский, "ГАРТ" №1 (2753) от 1 января 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Эдуард Алехин, интервью, Олег Яновский, "ГАРТ"