«За» и «против» переименования
31 августа прошлого года неизвестные отбили головы на памятнике Щорсу и Боженко (памятник в таком виде до сих пор стоит при въезде в Щорс). 17 апреля этого года бюст начдива снесли с постамента в Чернигове. Теперь ожидается переименование райцентра, названного в честь Николая Щорса (согласно закону об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики, принятому Верховной Радой 9 апреля).
Об этом сейчас говорит весь район.
Валентина Москаленко, секретарь Щорского горсовета:
— Считаю, что такие вопросы должна решать община. Лично я не против, чтобы городу вернули его историческое название — Сновск. Но как быть с финансированием? Городскому бюджету оно не по силам.
Тем более что переименование города повлечёт за собой переименование улиц. Скажем, той же улицы Щорса. Она у нас одна из самых старых. Раньше называлась Новобазарной. (Нынешняя улица имени Ленина была Большой Алексеевской, имени Свердлова — Старопочтовой, Розы Люксембург — Песчаной. — Авт.).
Горожан, которые приходят в горсовет поговорить об этом, беспокоит, что придётся менять паспорта, документы на недвижимость и землю. Говорят, что это дорого, хлопотно да и не вовремя: сейчас главное — развитие экономики, повышение уровня жизни людей. И чтобы война закончилась.
Станислав Сипливый, начальник железнодорожной станции Щорс:
— Известно, что название городу дала именно железнодорожная станция Сновская, построенная недалеко от реки Снов. (Движение через неё было открыто в 1874 году.)
Рабочий посёлок, возникший при станции, объединился с уже существовавшим хутором Коржовкой и стал называться Сновском.
Вернемся к этому названию или останемся с нынешним — кто знает. Надо дождаться решения президента.
Если переименование будет, связанные с ним «станционные» затраты возьмёт на себя «Укрзалізниця». Нам останется поменять название на штемпелях и провести другие, небольшие по объёмам изменения.
Останется ли на перроне памятник Щорсу, тоже можно только предполагать. На всякий случай предупредил работников милиции, которые дежурят на станции, чтобы смотрели за ним: не ровён час — снесут раньше времени. Татьяна Клищенко, директор Щорского исторического музея:
— Весь наш коллектив против переименования. Считаем, что нынешнее (Сновск стал Щорсом в 1935 году) название города несёт на себе не столько отголосок коммунистической пропаганды, сколько историю.
Николай Щорс погиб в 1919-м ( в 24 года. Защищал Украину от немецких интервентов.
Хочется верить, что победит здравый рассудок и что даже после возможного переименования райцентра в Сновск нам не придётся выбрасывать на «свалку истории» экспонаты и материалы, касающиеся жизни и деятельности нашего земляка.
Василий Клименко, председатель села Сновское:
— С чем не везёт нашему селу, так это с названиями. Раньше оно называлось Бречь. Переименовали в Сновское. Если теперь и Щорс переименуют, будет Сновское Сновского района.
Простым этот процесс считают только те, кто с ним не сталкивался. Лет 8 назад наша община решила переименовать одну из сельских улиц в честь бывшего председателя колхоза Гроня. «На улицу» все необходимые документы были оформлены, а вот люди, которые не спешили или не имели возможности переоформить свои, до сих пор ездят по архивам — за справками о переименовании...
Роман Грищенко, землеустроитель ЧП «Азимут — Л», г. Щорс:
— Мне 24 года, ровесник независимости. Советская коммунистическая идеология — это не о моём поколении. Но я не против возвращения городу его исконного названия. Хотя можно предположить, что и после переименования люди ещё долго по привычке будут называть его Щорсом.
Я нисколько не умаляю роль Николая Щорса в истории (два года назад даже сыграл его в театрализованном представлении, которое проходило в музее), но у каждого времени свои требования.
Александр Шматуха, пенсионер, с. Гута-Студенецкая:
— Хорошо помню, как Щорс по-старому называли Сновском. Почти каждую пятницу мама готовила торбу с товаром (чаще всего — с фасолью) и говорила: «Завтра понесёшь на базар в Сновское». Именно «в Сновское», а не в Сновск. Так его в селе называли.
Идти приходилось больше 30 километров. Был на месте под вечер. Ночевал у знакомого еврея. Утром продавал свой урожай — и домой. Пешком. Пока не наступят холода — босиком.
Чтобы сократить путь, старался ходить напрямик. Тогда даже грунтовые дороги через луга и леса были не в таком состоянии, как сейчас асфальтированные.
Добираться по ним в райцентр (даже машиной или автобусом) в больницу в мои 84 года — это беда. Я был бы не против и старого названия, лишь бы жилось лучше...
Анна Ефименко, еженедельник «ГАРТ» №17 (2717)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Щорс, переименование, мнение, «ГАРТ», Анна Ефименко