«Мне уже не больно…»

Андрей Мовчан
Отныне 20 февраля ежегодно будет отмечаться в Украине как День Героев Небесной сотни — тех, кто отдал свою жизнь во время Революции Достоинства. Потому что 20 февраля 2014 года стало самым кровавым днем за все время противостояния между майдановцами и силовиками — тогда на улице Институтской в Киеве погибло 48 человек. Среди них и 34-летний Андрей Мовчан из Великих Осняков Репкинского района.

Андрей жил в Киеве с сестрой Олей (на два года младше его). Работал мастером сцены в Национальном театре им. И. Франко. Ольга преподает в Национальном медицинском университете им. Богомольца.

— На Майдане они оба были с первых дней. Я их не отговаривала, они вместе прошли и Оранжевую революцию 2004-го, — рассказывает мать погибшего Валентина Мовчан. — Андрей ежедневно приходил на Майдан — искал, кому и чем может помочь. Носил на баррикады воду, еду. Оля на Майдане была врачом-волонтером. Дежурила она и 20 февраля, когда погиб Андрей. В последний раз они виделись около 5 часов утра. Тогда Оля поехала домой немного поспать, но через несколько часов ей позвонили с телефона Андрея и сказали, что его больше нет. Дочь с мужем, который тоже живет в Киеве, сразу поехали на Майдан. Добирались туда полтора часа, потому что город практически «стоял». Среди многих погибших в Михайловском соборе Оля нашла тело Андрея. Он умер от большой кровопотери — пуля попала ему в бедро и повредила артерию. Товарищи Андрея рассказывали, что он держался до последнего. Когда в Октябрьском дворце врачи пытались ему помочь и разрезали джинсы, чтобы тампонировать рану, он еще шутил: «Не портите новые джинсы».

Говорят, кровь била просто фонтаном. Он до последней минуты был в сознании.

О смерти сына Валентина Ивановна узнала из новостей. Услышала, как Ольга Богомолец в эфире одного из телеканалов зачитывала список погибших и сказала, что среди них есть и один киевлянин, но имени его не назвала.

- Ольга с моей дочерью хорошо знакомы по работе, и, видимо, она знала, что это брат Оли, поэтому и не назвала его фамилию. Я поняла, что погибший киевлянин - это Андрей. В тот же день мое страшное предчувствие подтвердилось... За весь год, прошедший после смерти сына, он мне не снился ни разу. Приходите снах лишь к Оле. Как-то сказал ей: «Мне уже не больно. Мне здесь хорошо».

Андрея похоронили на Репкинщине, Заносили на кладбище под возгласы «Герой!».

- Вы удивитесь, но я не считаю сына героем. Он не мог поступить иначе, не мог быть безразличным к тому что происходило в стране. Для других людей он герой, а для меня - просто мой ребенок, мой дорогой сын. Его смерть - это холодная страница истории, а я все время чувствую жгучую боль. Его друзья и побратимы с Майдана часто мне звонят. Все они сейчас воюют на востоке. Даже те, у кого есть и по трое детей, кто имеет слабое здоровье. Часто слышу от них: «Нам так не хватает Андрея! Если бы он был с нами, он бы точно знал, как правильно поступить в той или иной ситуации». К сожалению, Андрея с нами нет. Но, зная сына, я не сомневаюсь в том, что если бы он остался жив, то сейчас воевал бы в зоне АТО.

В ТЕМУ

Небесная сотня — так в Украине называют погибших участников акций протеста (Евромайдана) в декабре 2013 — феврале 2014 года. 21 февраля 2014 года официальная власть Украины юридически признала погибших на Майдане жертвами. В этот день в траурных речах их впервые назвали Небесной сотней.
По данным Министерства здравоохранения Украины, с 30 ноября 2013 года по 14 апреля 2014-го в ходе акций протеста в Киеве и в других городах Украины погибло 106 человек.

Материал по теме:

34-літнього Андрія Мовчана, загиблого на Майдані, заносили на кладовище під вигуки: «Герой!»

Наталия Федосенко, еженедельник «ГАРТ» №8 (2708)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Евромайдан, Андрей Мовчан, Репкинский район, «ГАРТ», Наталия Федосенко

Добавить в: