Жители Мариуполя опасаются наступления войск РФ, но сдаваться не собираются
В войне за уничтожение Украины президент РФ Владимир Путин, похоже, уже не остановится ни перед чем, в том числе и перед уничтожением мирных жителей. И обстрел жилых кварталов в Мариуполе является прямым доказательством этого.
Напомним, что 24 января в результате ракетного обстрела террористами и российскими войсками города Мариуполь Донецкой области погибло 30 мирных жителей и больше 100 человек получили ранения. В микрорайоне "Восточный" пострадали 53 дома, 3 детских садика, 4 школы, больше 40 автомобилей.
С данного обстрела должно было начаться массированное наступление на город, однако из-за ошибки наводчика боевиков вместо блокпостов украинских военных террористы обстреляли жилой квартал города. После чего глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко, который ранее публично объявил о наступлении на город, сразу же открестился от своих слов, заявив, что никакого наступления не планировалось. После данного инцидента информация об обстреле Мариуполя заполонила буквально все полосы отечественных и иностранных СМИ.
Чтобы узнать какая сейчас обстановка в городе, в каком психологическом состоянии находятся его жители, а также кого именно мариупольцы винят во всем происходящем, журналисты интернет портала gorod.cn.ua связались с несколькими жителями Мариуполя и попросили ответить на все эти вопросы.
Ирина Шевченко, педагог
Что здесь можно комментировать? Если говорить коротко - все плохо. Притом, как бы это странно не звучало, не из-за субботнего обстрела, а из-за самой перспективы будущего, которая нервирует и пугает. Ведь если на город начнут наступать, то таких обстрелов могут быть десятки, а то и сотни. А вообще психологическая ситуация в Мариуполе двоякая. С одной стороны люди испуганы, многие находятся в состоянии шока, а с другой - люди начинают все больше испытывать злобу и негодование по отношению к России и к Путину, как персональному виновнику всех наших бед. Весь город прекрасно понимает, откуда к нам прилетели "подарочки" и кто во всем этом виноват. Однако никто не понимает, почему оккупантам позволили это сделать. И этот факт также вызывает в людях недовольство бездарным командованием тех, кто все это допустил. Ну и, безусловно, люди хотят, чтобы всё это безобразие поскорее закончилось и мы наконец-то зажили спокойно.
Но, несмотря на психологическое состояние, город понемногу успокаивается. В местах падения снарядов ведутся работы, расчищаются завалы, оказывается помощь пострадавшим. Вместо стекол чиновники раздали людям пленку. Школа №5 на сегодняшний день не работает по причине отсутствия стекол. Оконные проемы на первое время затягивают пленкой. Мэр обещает содействие в ремонте и "подъемные" пострадавшим. Многих переселили в центр города. Электричество, воду дали, газ есть не везде, так как перебит газопровод. Продукты есть в полном ассортименте. То есть, город живет в нормальном режиме, точнее жил до субботнего утра.
В момент обстрела я была дома, занималась домашними делами. Услышала только отдаленный гул разрывов. И почти сразу в интернете появились сообщения об обстреле рынка и прилегающих районов. Слава Богу, среди моих друзей и знакомых никто не пострадал.
Сейчас, кстати, интересно наблюдать динамику смены мнений у населения: от большинства за "вату" в мае прошлого года до возрастания осознанных патриотических настроений к настоящему времени. Безусловно, небольшой процент еще "ждет освободителей", как правило, это люди старше 65-70, но своё мнение они уже открыто не выражают. Предпочитают помалкивать.
Украинские военные лояльны к населению. В городе практически нет патрулей или блокпостов. Мы видим военных только в магазинах или на базарах, отношение жителей к ним совершенно спокойное. Как я уже говорила город живет совершенно нормальной жизнью, вся инфраструктура работает в штатном режиме. Никакого "пира во время чумы" нет. Если бы не постоянные взрывы на околице города, там где Сартана, Гнутово, Павлополь, то о войне можно было бы узнать только по телевизору. А так эти взрывы никому не дают расслабиться, постоянно напоминая, что идет война.
Продукты в магазинах есть, поставки осуществляются без перебоев. Работает "Новая почта", весь транспорт, кроме железнодорожного, из-за терактов на мостах. Электричество отключали только на Восточном из-за повреждения подстанций Сартаны. Остальная часть города, 4/5 площади, полностью обеспечены газом, водой и электричеством. Одним словом коммуналка работает как обычно.
В Мариуполе около 20% местного населения все же поддерживает Россию. Не могу сказать о российских каналах на телевидение, так как у меня нет кабельного, а вот те, у кого есть спутниковая тарелка, имеют доступ, как минимум, к 15-20 российским телеканалам.
Из проблем в Мариуполе могу выделить проблемы с криминалом. Они начались еще осенью, когда в город нахлынули беженцы от "русского мира" с севера области: начались квартирные кражи, причем явно не по наводке, а "как повезет". В остальном, не считая обстрелов, все спокойно. Политических провокаций нет.
До субботнего обстрела беженцы, в основном, ехали к нам, а теперь многие пишут в мариупольских пабликах о желании выехать из города. Но не из-за, одного обстрела, а из-за поганой перспективы оказаться в "русском мирном раю". А поскольку Мариуполь стратегически важен для коридора «в крымнаш», эта перспектива обретает угрожающую реалистичность. У меня есть знакомые, которые перебрались в Киев или Полтаву. Некоторые уехали на побережье: в Ялту, Гурзуф, Юрьевку.
Для многих уже очевидно, что Россия в лице Владимира Путина ведет необъявленную захватническую войну с Украиной. Я возмущена этим и готова защищать свой дом, город и страну всеми доступными средствами. Сейчас уже люди, пусть не все, но основная их часть, понимают, что сами дали повод агрессору ввести войска, встречали их с распростертыми руками. А теперь они бомбят наши города. Но я, даже имея сейчас возможность уехать во Львов или Староконстантинов, останусь здесь, буду продолжать учить детей этого города, помогать его жителям и при необходимости защищать Мариуполь.
Мне очень жаль, что Майдан не оправдал моих ожиданий. Поскольку я очень надеялась и продолжаю надеяться на более радикальные изменения в обществе. Бюрократия, коррупция, зажравшееся и дискредитировавшее себя начальство сидит в своих креслах до сих пор, а парни умирают за этих клептократов на фронте.
Геннадий Мохненко, основатель и руководитель детского реабилитационного центра
Есть такое понятие у боксеров, которое называется "держать удар". Наверное, именно этими словами я бы описал состояние нашего города. В целом Мариуполь очень достойно переносит второй по величине террористический акт со стороны нашего соседа - Российской Федерации. У меня лично и большинства горожан нет сомнений в том, откуда прилетели эти "Грады". Только люди с отсутствующим интеллектом могут не понимать, кто именно стрелял по городу. Жители прекрасно понимают, что эта бомбежка производилась со стороны ДНР и российских войск. Снаряды прилетели со стороны расположения российских подразделений.
Город, конечно, сжал зубы. Еще больше людей сейчас идет в местную самооборону, самоорганизовались волонтеры и различные организации, которые установили специальные палатки, где готовят еду, а также оказывают всяческую помощь пострадавшим. Люди помогают разбирать завалы, подвозят стройматериалы. Настроение у людей такое, что все понимают, что горожанам нужно подниматься и противостоять этой агрессии со стороны РФ.
Сегодня с утра воспитанники моего детского дома объявили детскую голодовку. Неслыханное у нас на постсоветском пространстве мероприятие. Дети сказали, что они будут пить воду и есть хлеб, а также требовать, чтобы Путин убирался с нашей земли. Назвали акцию "Хлеб и вода за Украину". Сейчас они просят людей подержать их, фотографироваться с хлебом и водой и выкладывать эти фото в сеть.
В целом город достойно держит удар. В эти дни мы хороним погибших друзей, близких и знакомых. Мы очень надеемся, что наш город не удастся захватить людям со странными идеями. Нас не от кого освобождать. Никакие бандеровцы нас здесь не убивают. Наоборот, пацаны со всей Украины приезжают защищать Мариуполь и весь Донбасс, погибают здесь за независимость нашей страны и свободу от чеченских наемников и путинских регулярных войск.
Есть, конечно, в городе какие-то люди, которые настроены пророссийски. Но их количество за эти полгода значительно уменьшилось, потому что мы были под оккупацией ДНР около двух месяцев и за все это время у нас было сожжено огромное количество зданий, мэрия, управление городской милиции и т.д. Были попытки захвата воинских частей. Во время царствования так называемых ополченцев у нас было сожжено много банков и других финансовых учреждений, ограблены магазины. Были случаи, когда преступники ходили пешком с мешком денег от одного банковского отделения к другому. А когда в город пришла украинская власть жизнь наладилась и пошла в нормальном режиме. Сейчас дети ходят в школу, работает транспорт, восстанавливаются коммуникации в обстрелянном районе, есть вода, электричество, газ, интернет.
Во время обстрела я находился в другом районе города. Мы привыкли к грохоту орудий, выстрелов, так как живем на передовой уже 5 месяцев. У нас в ежедневном режиме идут обстрелы. Мне позвонили и сказали, что обстреляли город, а не блокпосты, как всегда. У меня был шок. Потому что после сбитого Боинга, это второй по масштабу террористический акт и, увы, одних и тех же авторов.
Вчера мой друг похоронил свою старшую сестру. А знакомая сегодня хоронит свою одноклассницу. Так или иначе, город хоть и полумиллионный, но в одно-два рукопожатия можно выйти на знакомых людей. Поэтому это горе, конечно же, воспринимается как общее.
Были проведены следственные действия, этот террористический акт расследовало ОБСЕ. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать, что к чему. Если я подойду к дереву в которое кто-то бросил нож, то я смогу понять с какой стороны этот нож прилетел. Та же ситуация и со снарядами. И если один снаряд еще как-то мог бы изменить свой курс или срикошетить, то когда этих снарядов десятки и у всех одна и та же траектория, здесь вывод сделать уже не сложно. Сомнений в том, кто это сделал у меня не было с первых минут, как я увидел это происшествие.
Ударить по мирному городу – это самый настоящий террористический акт. Это преступление против людей. Я могу понять, когда ДНРовцы стреляют из жилых кварталов по украинцам, те стреляют в ответ и что-то попадает в жилой квартал. Но у нас солдаты стоят отдельными блокпостами, их нет в самом городе и стрельбу из города они не ведут.
Российские телеканалы у нас отключены. Чему я очень рад. Мы жили мирно и спокойно. А они накачали людей ложью, рассказали всем про кровожадных бандеровцев и решили потом якобы нас "спасать". Журналисты РФ совершили чудовищное преступление, и я надеюсь, что им придется отвечать за то, что они натворили. Можно, конечно, по российским новостям сколько угодно рассказывать, что украинцы расстреляли город, но достаточно просто приехать на место падения снарядов и все сразу же станет ясно.
Главная проблема города – это страх. Потому что мы живем в прифронтовой линии. Мне, например, уже пришлось дважды эвакуировать свой детский дом, в котором около 100 детей. Около 5 месяцев мы прожили в эвакуации. Мы настроены держать оборону и верим в то, что нам удастся защитить Мариуполь.
Но все же все сейчас боятся, что кремлевскому негодяю может снова прийти в голову идея нас освобождать от непонятно кого, детям снова придется убегать от обстрелов и от бандитов, которые идут на российской броне к нашему городу.
Мы прекрасно понимаем, что Мариуполь - это лакомый кусочек. Это второй по величине порт Украины, дорога на Крым и крупный индустриальный центр. Но мы за эти месяцы неплохо окопались и построили оборонительную систему. Чтобы вот так просто атакой в лоб взять город нужно будет положить огромное количество людей. Готов ли еще и на это кремлевский старец - это большой вопрос. Я надеюсь, что в России не так много сумасшедших, готовых умирать за рейтинг своего президента.
Сейчас, конечно, некоторые люди из восточной обстрелянной части города уехали. Но не все уехали из города, некоторые уехали в другую часть Мариуполя. Жители сейчас постепенно возвращаются обратно. Да, есть те, кто уехал в другие города, но люди уезжают не массово. Какой-то паники среди жителей я не наблюдаю. Мне хочется верить, что нам все же удастся отстоять город от аннексии.
У меня есть много друзей, которые любили и уважали Россию. Я сам люблю и Украину, и Россию. Для меня это родная страна. Но когда Россия в лице своего президента стала устраивать ад в городах Украины, мнения многих, в том числе и мое, кардинально изменились.
Если говорить о Майдане, то я всегда был противником революций. Я мирный человек и мне хотелось бы, чтобы власть менялась исключительно мирным, спокойным и демократическим путем, с помощью галочек в избирательных бюллетенях, а не с помощью оружия. И до тех пор пока можно было надеяться на мирное решение конфликта я кричал и умолял обе стороны избегать насилия.
К моему великому сожалению власть в стране выбрала пусть насилия, которое только усугубляло ситуацию. Когда власть в сопровождении милиции привозит бандитов в города и натравливает их на людей люди понимают, что это уже не власть. Потому что на это ей не давал никто права, ни народ, ни Господь Бог - источник всякой власти, по моему убеждению. Поэтому когда власть начала убивать людей, то я понял, что власть должна быть сменена, притом уже всеми возможными способами, поскольку мирный вариант уже был исключен. Ведь свержение тирана - это богоугодный поступок. Я уверен, что оно того стоит. Потому что жить в стране, где власть думает, что у нее есть право на все, а народ - это лишь просто быдло, не входит в мои житейские концепции.
Евгения Иванова, мастер маникюра
Обстановка в городе нормальная. Люди держатся и с надеждой смотрят в будущее. Паники среди горожан сейчас нет. А вот первые пару часов после обстрела была паника. Люди сразу же бросились в магазины и начали скупать продукты. Но я в тот день работала и домой попала только в 20.00, поэтому пустые полки в магазинах не застала. Я самих взрывов не слышала, узнала о том, что произошло от знакомых. Все друг другу начали звонить, из-за чего была перегружена сеть. Никто из моих друзей или знакомых не пострадал. Раве что у одних знакомых под обстрел попал автомобиль.
Мнения жителей города разделились. Есть те, кто считает, что обстрел осуществили украинские солдаты, а есть люди, которые думают, что все это дело рук военных ДНР. Такого мнения придерживается большинство жителей Мариуполя.
На сегодняшний день город функционирует в нормальном режиме. Есть, конечно, некоторые проблемы. Несмотря на то, что моя работа находится в центре города, пару дней назад у нас все же выключали электроэнергию где-то на четыре часа. И сегодня выключали. В других районах время от времени отключают воду. После обстрелов много домов и квартир было разрушено, но люди активно все восстанавливают.
В городе сейчас все молятся, чтобы не было наступления. Чтобы нас никто не "защищал". Еще летом очень многие жители города уехали. Сейчас некоторые тоже подумают о том, чтобы покинуть город. Из моих знакомых несколько семей уехало в Киев и к родственникам в Россию.
Россия спонсирует территорию ДНР и хочет получить полный контроль над этой территорией. А мы, мирные жители, за все это расплачиваемся. Естественно мы не хотим ни в какую Россию. Мы хотим остаться в Украине. Многие из тех, кто раньше поддерживал Россию, изменили свое мнение.
Честно говоря, я не сторонница вступления в Евросоюз. И не воспринимала революцию на Майдане серьезно, не думала, что все это приведет к войне. Я сторонник нейтралитета. Наша страна должна идти по своему пути, не вступая ни в какие союзы.
В принципе, мне сложно как-то подробно комментировать все то, что произошло, потому что я стараюсь немного отдаленно смотреть на все события, не впитывать всю ту скорбь и тревогу, которой наполнено пространство. Потому что у меня маленький ребенок и мне нужно думать в первую очередь о нем и на нем фокусировать всю свою энергию.
Дмитрий Тигранов
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.