Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Житель Симферополя: «Хочу, чтобы Украина стала такой как раньше, но понимаю, что это неосуществимо»

Житель Симферополя: «Хочу, чтобы Украина стала такой как раньше, но понимаю, что это неосуществимо»

Житель Симферополя: «Хочу, чтобы Украина стала такой как раньше, но понимаю, что это неосуществимо»
Мы продолжаем нашу традиционную серию интервью, где интересуемся мыслями и позицией тех людей, кто так или иначе оказались за бортом Украины – крымчан и жителей восточных регионов.

Читайте также:

Алла из Луганска: «Наших людей волнует мир. Каким путем он будет достигнут – с Россией или Украиной – им все равно»


Як живе анексований Крим. Інтерв’ю зсередини


О чем думает восток Украины? Разговор с жителями Луганска

Действительно ли крымчане так хотят в состав РФ? Интервью с жителями Севастополя

Мнение восточных украинцев о сложившейся ситуации в стране. Интервью с жителями Донецка


“Лишитися — це найгірший варіант із усіх, які у нас були”: чернігівці повертаються додому з Криму

Жители Одессы рассказали о событиях 2-го мая, новом начальнике милиции и о том, за кого будут голосовать на выборах президента

Наш сегодняшний собеседник – 24-летний житель города Симферополь, столицы Крыма Владислав Л. (фамилию попросил не называть), который учился и жил в Чернигове 7 лет.

Влад закончил дневное отделение физмата ЧНПУ, в Чернигов попал по приглашению в местную волейбольную команду «Буревестник», а спустя 2 года получил травму и перестал выходить на поле. Но Чернигов парню невероятно понравился, он решил доучиться здесь и даже мечтал остаться жить навсегда. Здесь живет его девушка, они ездят друг к другу в гости. Каждое лето Влад уезжал домой, где работал в индустрии по обслуживанию туристов, а зимние и осенние месяцы проводил в нашем городе. В этом году даже организовал свой небольшой бизнес – установил тандыры на рынках Чернигова. Сейчас трудится в технической поддержке одной из российских компаний, связанной с контекстной рекламой в интернете, что имеет офис в том числе и в центре Симферополя. В одном здании с работодателями парня находится редакция сайта http://www.0652.ua, который в Крыму считается проукраинским.
Наша беседа проходила в воскресенье, в середине дня. Парень как раз вернулся с рынка, куда ездил за продуктами и сообщил, что в городе большие пробки.

– Пробки в Симферополе?
– Да, раньше такого явления у нас практически не наблюдалось, но сейчас в городе стало больше приезжих, жители восточных регионов и россияне. Бензин у нас стоит на ваши деньги 12 гривен за литр (38 россйиских рублей). Его три вида – 2-й, 5-й, 5+ и дизель. Я заливаю себе пятый.

– И почем у вас на рынке мясо?
– В гривнах 85 за кг. – свинина, и 60 – за сало. Вообще цены с теми, что в Чернигове начали уравниваться, по крайней мере, так мне говорила по телефону моя девушка.

– Где тебя застал крымский референдум?
– Я как раз в то время был в Чернигове, торговал на рынке. Помню, ко мне подошли представители контролирующих органов и зная, что я из Симферополя спросили «Верю ли я в то, что Крым отойдет России?», я тогда очень возмутился, и сказал, что такого быть просто не может, несмотря на то, что следил за ситуацией. Кстати, эти представители в тот день пришли брать у меня взятку, сами понимаете – не будешь платить, не будешь торговать.

Затем, где-то в середине мая мне нужно было возвращаться домой – начинался туристический сезон. Чтобы избежать лишних проблем добирался в Крым через Белоруссию и Россию. Сделал крюк в 850 км. В Беларуссии меня друзья заправили почти бесплатным бензином по 3.5 грн. за литр, а в Воронеже переночевал у родственников, затем через паром прибыл на крымскую землю. Тогда очередь отстоял около 3 часов, еще не было такого наплыва народа.

В самом референдуме я не участвовал (если бы и был тогда в Крыму - не пошел бы на него из принципа), и мои близкие родственники тоже, но насколько я знаю, явка была действительно очень высокая. Люди не столько хотели в Россию, сколько предотвратить военные действия в Крыму. Мне кажется, это был самый главный и мощный их мотив. Когда все произошло, население разделилось на 3 категории: «Ура, мы теперь в России!», «Что же делать, как так?» и те, кто размышлял, как будет лучше выходить из ситуации – остаться в Крыму или переехать на материковую Украину.

Лично у меня сейчас 2 паспорта. Хочу в обоих сделать прописку – в украинском – черниговскую, в российском – воронежскую. Сам паспорт я ждал 1 месяц, получил его в июне. Но я не доверяю этому документу. С ним я вряд ли спокойно могу поехать в любую точку мира без проблем.

– А как реагируют на ситуацию татары? По телевизору показывали, что их там притесняют, закрывают церкви, не дают говорить на родном языке, захватывают СМИ.
– С татарами всегда в Крыму была сложная ситуация. Дело в том, что есть обычные татары – которые держат бизнес, у них здесь семьи, имущество, эти не хотят никаких лишних проблем для себя и для бизнеса и давно подстроились под нынешние реалии. И есть так называемые экстремисты, которые объединяются в группировки, что запрещены во всем мире. Местные называют их «бородачи». Они распространяют различную литературу опасного содержания, участвуют в различных заданиях верхушки. Слышал их даже в Сирию отправляют, откуда они возвращаются калеками. Это что-то типа мафии с террористическим уклоном. У них есть свой фонд, из которого участнику могут дать деньги на развитие того же бизнеса, при этом он каждый год должен платить 10% от прибыли и чем-то помогать членам этого закрытого общества. Местные считают, что цель этой общины – захватить всю власть в Крыму, либо как можно больше расширить и закрепить свои права и полномочия.
Если брать того же Мустафу Джемилева, то такие люди как он пытаются столкнуть лбами местных и татар, я рад, что ему запретили въезд в Крым, и многие тоже. Он в авторитете, прежде всего, у «бородачей», но обычные татары, не экстремисты вообще его не поддерживают.

– Правда, ли что крымчане почти не получают информацию из украинских СМИ?
– Нет, у меня дома почти всегда включены именно украинские каналы, при этом я принципиально не смотрю новости ТСН.
Что касается интернет-сми, то у нас есть два так называемых вида интернета – украинизированный и русифицированный. Чем они отличаются: если ты забиваешь в поисковике какой-то запрос, особенно, касательно новостей – то тебе выдает один список ресурсов, как правило, русских сайтов или «правильных» украинских. А если забиваешь запрос, пребывая в украинизированном интернете – то все ответы на запросы поисковик будет отображать, как и для любого другого пользователя с материковой Украины. У меня дома – интернет русифицированный, а вот на работе – наоборот. При этом по прямым ссылкам я могу зайти на любой сайт, кроме сайта «Правого сектора». Когда вбиваешь адрес http://pravyysektor.info – в окне браузера отображается предупреждение, о том, что доступ к этому сайту заблокирован решением Прокуратуры Крыма.

– Насколько свободно в Крыму можно выражать свое мнение относительно политической ситуации?
– По большому счету, ты можешь спорить на эти темы с друзьями и близкими, но вот даже элементарно украинский флажок в машине я поставить не могу. Не потому, что это запрещено, а потому что боюсь, что побьют авто. Сейчас здесь много людей, которые рвут глотки за Россию и не терпят ничего, чтобы противоречило их взглядам. У меня такое впечатление, что большинство из них требуют лечения в психиатрических клиниках. А вот татары флажки в машинах ставят – на это никто никак не реагирует, мне от этого обидно…

– Назови самые главные плюсы и минусы жизни в Крыму «по-русски»
– Как я уже сказал выше относительно дешевое топливо, для меня как для автомобилиста важный плюс. Сейчас по всему Крыму идет ремонт дорог, что тоже, я считаю неплохо. Зарплаты крымчан стали подтягивать под средний уровень по России. Например, мой дядя в звании прапорщика сейчас получает около 35 тысяч рублей (почти 12 тысяч гривен). Еще один мой знакомый ВВ-шник, что служит в охране тюрьмы получает 43 тысячи рублей. В фирме где я работаю – зарплата от 24 до 30 тысяч рублей, но я еще столько не получаю, так как на испытательном сроке.

Стало больше порядка. Помимо того, что ограничили время продажи спиртного, строже стали относится к автомобилистам. Как-то я пересек одну сплошную за городом –  за это на полгода могут лишить прав, мне пришлось отдать 3000 рублей, чтобы закрыли на это глаза, но мне повезло, что это были бывшие украинские ГАИшники, с теми, что приехали из России практически невозможно договориться. Слишком принципиальные…

Если брать товары в магазинах – пром и продукты – то всего в достатке, как в магазинах, так и на рынках. Все, что завозят в «АТБ» – везут из Днепропетровска без проблем. «METRO», «Ашан» и так были русскими, а вот, например, «Эльдорадо» остался украинскими, чтобы не попасть под международные санкции. Есть такая сеть магазинов «Спорт-мастер», где у меня была дисконт-карта, они стали русскими по документам, но все мои бонусы мне перевели в рубли и выдали аналогичную новую карту. Так что политика политикой, а бизнес – врозь. Все там уживаются и деньги все хотят зарабатывать.

Медобслуживание стало бесплатным. Вот раньше я проходил медосмотр при нашем медунивере – это стоило 200 грн. Теперь – 0. Более того, бесплатно медосмотр прошла и моя девушка из Чернигова. Сейчас у нас переходной период до 2015-го года, затем все должны будут оформить медстраховку, но говорят, что платить ежегодно надо будет совсем немного.

О, вот еще вспомнил один плюс! Армейские части стали оживать. Я сегодня заскакивал на радиорынок, где расположены Автомобильные войска, и если раньше там все было заброшено, упадочно, то сейчас в автопарке есть все: начиная от КАМАЗов и Уралов и заканчивая различной тяжелой техникой.

– А что по поводу студентов, они свободно могут перевестись на учебу в Россию?

– Думаю, да, по крайней мере, моя знакомая из НАТОКС (наш аграрный) перевелась в Москву. При этом училась она не очень, хоть и на бесплатном. В последний год лишилась стипендии за тройки.

Теперь что касается минусов. Самое главное и то, что меня и остальных бесит больше всего – это то, что нам теперь нельзя свободно перемещаться по всей Украине. Но это ограничение больше со стороны украинских властей. Правда, перед выборами на Украину не впускала людей уже наша местная власть. Украинский пост стоит через 15 км. за российской таможней. Мои знакомые говорили, что сейчас пересекать таможню стало проще, те же продуктовые фуры ее проходят без проблем, но я пока все свои поездки совершал через Россию и Беларусь. Однажды мне надо было в Херсон, так наши таможенники сказали, что мне лучше оставить свое авто у них, и съездить в Херсон на общественном транспорте. Я так и сделал.

Правда, при этом подешевели билеты на самолет. Сейчас в Москву можно полететь на ваши деньги за 800 гривен, моя мама как раз улетела к родне, она там была уже несколько раз, а я еще ни разу не летал.

Второй главный минус – психологический фактор. Я и многие другие люди чувствуют, как будто их лишили страны и идентификации по национальному признаку. Мне с детства прививали любовь к Украине, и я ее очень люблю, считаю, что у нас была просто шикарная страна, я знал наизусть украинский гимн, учился в украинской школе, я ощущал себя украинцем, жителем той страны, которая была у нас еще год назад. И что теперь? На улицах висят русские флаги, учителя не знают, что в школах объяснять детям, многие 16-летние теперь не могут получить паспорт, мне сложно просто так выехать в другие города Украины и за рубеж. Мне не надо этих всех улучшений от русских, я хочу, чтобы было как раньше! Но понимаю, что это уже невозможно и Украина стала совсем другой.

Еще хочу сказать, что, да, рано или поздно это все должно было произойти, многие крымчане подсознательно ощущали себя частью России, но не я.

А еще, я уверен, что с годами в Крыму обязательно появится радикальное движение в поддержку Украины и я в него обязательно вольюсь! Власть в России – это затхлые партии советского образца, где заседают одни старики. Я верю, что там скоро начнутся перемены, а если они начнутся там, то обязательно произойдут и в Крыму.

Самый первый и большой шок, который я испытал от всех этих перемен, как ни странно было то, что сменили табличку на моей родной гимназии. Я туда пошел в первый класс, когда она только открылась. Родители с детьми даже носили туда стулья, так как элементарно мебели не хватало, я помню всех своих замечательных учителей, праздничные линейки и школьных друзей. При гимназии был еще основан фонд им.Черновола, она быстро стала передовой, лучших учеников всячески поощряли. А теперь там сменили табличку, и это будет школа, так как по законам РФ статус нашей гимназии ниже, чем их школы или что-то в этом роде…

Подробнее о ситуации сложившейся с Украинской гимназией читатели портала Gorod.cn.ua могут почитать по этой ссылке: http://investigator.org.ua/news/124304/

В идеале, я бы хотел, чтобы Крым стал независим и от Украины и от России, был бы такой себе свободной экономической зоной. Но это утопия. Вообще весь Крым России не нужен, это все понимают, их интересуют исключительно Севастополь и Керчь.

– Как прошел туристический сезон в Крыму?
– Ты знаеешь, достаточно  неплохо! (оживляется Влад – авт.) Не было такой пустоты, как показывали по украинскому ТВ. Спасибо русским за то, что они из патриотических побуждений поддержали крымчан и приехали, несмотря на дикие очереди на пароме и прочее. В этом году было четко заметно, что россияне вели себя совсем не так, как раньше. Типичный образ русского туриста  это «пьяное быдло, что не выпускает из рук бутылку и сорит деньгами», а в этот раз, они вели себя тише воды ниже травы. Ведь в Крыму теперь действуют российские законы и много полиции. Это в Украине было все можно, а теперь за появление в пьяном виде в общественном месте можно схлопотать 3-е суток. У меня глаза на лоб полезли, когда русские первые разы спрашивали: «Можно ли курить/выпивать в помещении?» или «Простите, куда можно выбросить окурок?» Я же первое время в свою очередь их подкалывал тем, что большая часть их налогов теперь будет идти на потребности «Крым наш».

– Как много беженцев с востока?
– Очень много. Летом было немало отдыхающих из восточных регионов, сейчас, хоть уже и зима, вижу немало машин с номерами всех регионов Украины. Также летом приезжала молодежь с востока работать. Лично у нас дома живет тетка с тремя малолетними детьми, ее муж и мама. В Донецке у них осталось 2 больших частных дома, они там занимались торговлей одеждой. Приехали к нам в июне на своем авто, по дороге их никто не тронул. А в августе они ездили домой сливать воду из отопительной системы. Прямо возле их дома стоит пост ДНР, так сказали, что эти парни дома не грабили – по крайней мере, в августе все было точно так, как они оставили, соседи немного присматривают. Правда, недавно что-то залетело к ним во двор, то ли снаряд то ли что, но строение при этом не повреждено. Информацию оттуда слышу разную, там люди очень устали от войны…

Моим донецким родственникам предлагали получить статус беженцев, но они пока не спешат оформлять документы, до последнего надеются, что можно будет вернуться домой.
Общение наше с Владом проходило по Скайпу, поскольку, созваниваться можно с крымчанами только по МТС, и то не всегда получается и по тройному тарифу. В заключение он добавил, что винит в теперешней ситуации киевские власти и тех людей, что вышли на Майдан.

Екатерина Кораблева

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Крым, Симферополь, Екатерина Кораблева

Добавить в: