В Талалаевском районе провели в последний путь Героя – Владимира Кунденко
Накрытый украинским флагом гроб с телом Владимира Кунденко его коллеги по службе и по мирной работе несли через все село Харькове Талалаевского района, которое расположено по трассе Киев—Сумы. Проводить в последний путь героя пришли и те, кто хорошо знал его, и те, кто, возможно, никогда не видел — люди из близлежащих сел, из райцентра.
31 октября в районе был день скорби. Еще в начале месяца люди услышали тревожную весть, что в зоне АТО 4 октября погиб 34-летний Владимир Кунденко из Харьково (первый, дай Бог, чтобы последний, солдат в этой войне из нашего района). И только 31-го его отпели и похоронили. Даже закаленные войной на востоке мужчины не стеснялись своих слез. А когда плачут мужчины, кажется, что плачут небеса. Видимо, от бессилия перед библейским пророчеством о том, что наступит время, когда пойдет брат на брата, сын на отца, град на град. Неужели оно наступило?
Жена погибшего танкиста Наталия Кунденко рассказывает, что Володя был далек от военщины. Он был третьим ребенком в семье рабочих совхоза «Красноколядинский». Его отец Иван Кунденко работал трактористом, умер, когда Володя еще был подростком, мама Валентина Кунденко всю жизнь работала в полеводческом звене. Сейчас ей 70 лет. Учился Володя на зоотехника в Борзнянском сельскохозяйственном техникуме. Там и встретил свою судьбу — Наташу Сердюк из Талалаевки. С тех пор они всегда и во всем были вместе. В 2002-м закончили техникум, поженились, родили сына Владика. Начинали работать на Борз-нянщине, а в 2005-м вернулись в район. Владимир возглавил зоотехническую службу самого крупного в районе хозяйства ООО «Обрий LTD», которое базируется в Харьково (в хозяйстве содержат более 2,5 тыс. голов КРС), Наталья стала работать здесь зоотехником. Бывший директор агрофирмы Василий Фесак позаботился о жилье для молодых специалистов — купил небольшой домик в центре села, планируя, что вскоре хозяйство поможет им возвести новый. Четыре года назад у супругов родился еще один сын — Вячеслав. И дом рос, и сыновья, и у них, молодых и работящих, все ладилось и дома, и на работе. Столько планов было!
Но все изменилось 22 марта, когда Володю, как и всех, кто попал в первый призыв, буквально выхватили из гражданской жизни. Тяжелые безрадостные дни наступили для Наташи и детей. Кроме груза бесконечной сельской работы, ни на мгновение ее не оставлял груз душевный. Хотя полгода муж служил не в зоне АТО, несколько раз приезжал домой. Он был командиром танка в составе 1-й танковой бригады. Конечно, он не мог говорить жене все, о чем она спрашивала. Но Наташе запомнился откровенный ответ мужа на ее вопрос: успеют ли ребята выскочить из танка, если его подобьют? Он сказал откровенно, что нет.
Еще первого октября Володя рассказывал жене по телефону, что железной дорогой их и технику переправляют в Харьковскую область, а уже второго, в четверг, сообщил, что находится под Донецком. Несколько раз разговаривали по телефону в пятницу, в субботу связи с ним уже не было. Наташа надеялась, что он обязательно появится в сети, ведь он знал, что в выходные она приедет с детьми к родителям в Талалаевку, куда приедет и его мама из Красного Колядина, чтобы увидеться с внуками. Младшему 7 октября исполнялось 4 годика, и бабушка хотела его поздравить. Но Володя так и не вышел на связь, а в воскресенье Наташе позвонили и сказали, что. Володя и весь его экипаж (а там были еще два бойца с Черниговщины) погибли в танке в Донецком аэропорту в субботу.
В неведении и отчаянии проходили дни, недели. На ее бесконечные звонки военные отвечали, что не могут из зоны обстрела вывезти танк с погибшими. Все сочувствовали ей, а конкретно ничего сделать не могли. Поначалу у нее даже теплилась надежда, что он жив... Потом смирилась с мыслью, что Володя погиб, но как смириться с тем, что он не похоронен.
Искать тело мужа Наталье помог кандидат в народные депутаты Петр Устенко, которого жители села на предвыборной встрече больше всего просили об одном — помочь найти погибшего односельчанина Володю Кунденко. Как и обещал, независимо от своего успеха на выборах (Устенко не стал депутатом), он помог Наталии. В одном из моргов Днепропетровска она узнала своего Володю и ...привезла домой.
Владимир Кунденко останется в памяти людей сельским зоотехником, хорошим специалистом и просто добрым, душевным человеком. «Он никого никогда не оскорбил, не ругал даже тогда, когда, может, и надо было бы, — рассказывали мне по дороге к кладбищу работницы животноводческого комплекса. — Они с Наташей всегда дополняли друг друга, а деткам как радовались. Вы посмотрите, Владик в пакете несет папины вещи, никому не доверяет».
Было прощание у закрытого гроба и залпы над могилой. Но больше всего запали в душу слова одного из командиров: «Люди добрые, подтвердите делом свои слова и создайте герою вечную память — помогите его жене достроить дом, поднять детей».
Среди военных, приехавших на похороны из Гончаровского, я узнала и своих знакомых танкистов — Ивана Оверчука из Коренецкого и Алексея Галата из Бахмача. Война очень изменила их. В июле я встречалась с ними тогда еще на Сумщине (материал «Сегодня все они танкисты — хлеборобы, служащие, продавцы»). Позже в Гончаровском судьба свела их с Володей Кунденко. Они были свидетелями того, как враг НИ уничтожил танк боевых товарищей. Они тогда выжили, но оба до сих пор лечатся в Киевском госпитале, тяжело ранен и их боевой товарищ Игорь Галка из Красного Колядина. О пережитом тогда даже разговорчивый Иван Оверчук не может рассказывать. Только и сказал: «Страшная война... бойня, мясорубка... когда она кончится...» На висках танкиста Алеши Галата она уже осела первой изморозью, а ему только 23. И Иван, и Алексей после госпиталя будут проходить реабилитацию. «Возможно, еще с вами встретимся. Вот на свадьбе у Алешки, — все-таки пошутил Иван Оверчук, — после войны...»
Александра Гострая, еженедельник «ГАРТ» №45 (2693)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.