Владимир Назаренко: История районов. Черниговские хутора
Если коренному черниговцу задать вопрос «Сколько в Чернигове хуторов?», то, думаю, мало кто ответит верно и точно. И только большой знаток и юморист скажет: «Четыре – одно заведение общепита и три района города». Шутка, но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды... А в общем-то – верно. Правда, ресторация называется «Хуторок», а вот мест с народным, неофициальным, «хуторским» наименованием действительно три. Но сначала – о том, что же означает слово «хутор». В нашем понимании хутор – это что-то отдельное от основного, дополнение к главному. В самом деле – это выселки, отдельно стоящие дома какого-то основного селения, дальняя их околица. Рано или поздно хутора в большинстве своем вошли в состав чего-то бòльшего, стали его составной частью, потеряли свое значение, а часто и имя. Или же трансформировались. Пример: был хутор Украинский – стало село Украинское (Куликовский район). А станция, точнее – остановочная платформа, стала называться Хуторянка. Но в Чернигове хутора хоть и исчезли, но память народная, а часто и присущий украинскому народу живительный юмор сохранили эти названия – и пока они живут в лексиконе черниговцев. Пока...
Итак, черниговские хутора:
Цыганский хутор.
Находится он на Бобровице, недалеко от «ЧеЗаРы» (бывш. Радиоприборный завод). Южная его граница проходит почти по ул.Одинцова, бòльшая часть улицы Пухова – это западная межа хутора, в бывший «Комсомольский парк» (в народе – просто «Берёзки») упирается его северная часть, восточный кордон – улица Кольцевая, ее малая часть. Весь «хуторок» пронизывают шесть улиц: две – продольные и четыре – поперечные. Когда-то давным-давно это была живописная, сухая, изрезанная оврагами дальняя околица Чернигова. И место это, видимо, облюбовали для своих шатров кочующие цыгане, потом люди стали селиться здесь на постоянной основе, появились жилища – землянки и дома, а «цыганское» название так и приклеилось к селению, сначала действительно хутору, ну а потом он вошел в городскую зону.
Красный хутор.
Его месторасположение ограничивается прямоугольником со сторонами-улицами: Войкова (южная граница) – Любечская (западная) – 50 лет ВЛKСМ (северная) – часть проспекта Мира (восточная). Этот «хутор» - самый старый в Чернигове. Почему он так называется – неясно. Даже сами жители его не знают этого. Возможно, «хуторянское» наименование связано с большевистским правлением – по типу Красная гвардия, Красная армия, Красные баррикады, Красный Октябрь и проч. (А что, большевикам же не привыкать всё ломать и переименовывать! Переименовали же почти все улицы и даже до отдаленных урочищ добрались: было – «Святое», стало – «Пролетарский гай»! И как только сам Чернигов не переименовали?), либо со значением «красивый» (сравните: «красна девица», «Красная площадь», «красный угол», «Красна изба пирогами...» и проч.). Хотя, как по мне, так и красивым этот район города назвать нельзя. Ни сейчас, ни, видимо, и тогда: местность, в основном холмистая, вся вдоль и поперек изрезана оврагами, как лицо долго пожившего человека – морщинами. Сквозь этот район протекает речечка-ручеек Черторыйка. Однако есть в нем, этом уголке Чернигова и своя прелесть. Видимо, не зря известный деятель дореволюционного Чернигова, художник и меценат Иван Григорьевич Рашевский на северной околице Красного хутора расположил свою усадьбу и облагородил окрестные места, придав им тот вид, о котором очевидцы отзывались не иначе, как «Черниговская Швейцария». В прошлом Красный хутор (точнее – жители его) характеризовались яростной и открытой враждой к жителям другого района Чернигова – Лесковицы. Почему так сложилось – определенно сказать трудно, история не сохранила таких подробностей. Но редко какие «гульки» молодежи на танцплощадке возле Екатерининской церкви обходились без драк и потасовок, а то и откровенной поножовщины между «с Лесковицы» и «с Красного хутора» – и потому на «гоцалках» постоянно дежурил наряд милиции, а то и два, и народные дружинники.
Хутор Безверхого.
Этот хутор – самый молодой из всех. Его возникновение относится к периоду становления в нашем городе крупного, мощного интеллектуального предприятия – радиоприборного завода и датируется 70-80-ми годами прошлого века. Первым его директором был Леонид Иванович Безверхий. Тогда завод развивался и строил много жилья для своих работников и для города.
А находится этот «хутор» между улицами Белова и Рокоссовского, примыкает к ул. 1 Мая (бывш. Колхозная), в его тылах – школа №29, расположен он как раз напротив конечной остановки троллейбусов маршрутов №№6, 7, 9, 11, рядом – корпуса горбольницы №2 и роддома. В то далекое уже время район был застроен домами исключительно частного сектора и представлял собой сплошные огороды, сады и пустыри. И вот здесь решили заложить новый заводской микрорайон. А тогда было принято такое незыблемое правило: каждый, кто стоял в очереди на жилье и уже приближалась его «чэрга», должен был отработать на строительстве энное количество часов. Вот и представьте себе картину: классные специалисты – инженеры, конструкторы, технологи, пролетариат – долбили ломами мерзлую землю, таскали арматуру, убирали с этажей строительный мусор – в общем, были задействованы на самых грязных, тяжелых и непрестижных работах. Такова была эпоха развитого социализма 70-80-х годов XX столетия... Многоэтажки росли как грибы, компактно – люди массово справляли новоселья. Видимо, с легкой руки заводских шутников и пошло гулять это народное прозвище – «хутор Безверхого». Как по мне, так очень даже хорошее название.
Владимир Назаренко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.