Кто и зачем обстрелял 14 маршруток «Пассервиса»? Журналисты выясняли
В редакцию интернет портала gorod.cn.ua обратилась жительница Чернигова по имени Людмила, которая рассказала журналистам о том, что недалеко от ПГТ Репки, неизвестные обстреляли из пистолета маршрутку, которая перевозила людей по маршруту «Чернигов-Репки».
«Позавчера водитель маршрутки рассказал мне, что его под Репками подрезал какой-то джип и обстрелял стекла из пистолета с резиновыми пулями. Сказал, что за последние несколько дней уже были обстреляны около семи маршруток. Причем стреляют исключительно в те маршрутки, которые принадлежат ДП «Пассервис», билет в которых стоит 3 гривны. Я так поняла, что перевозчики решили бороться таким способом с конкурентами. Но, извините меня, стрелять по маршруткам с людьми – это уж слишком. Водитель говорит, что резиновая пуля разбила стекло и прошла от него в нескольких сантиметрах. Водители теперь боятся выезжать в рейсы, а пассажиры из-за страха таких обстрелов отказываются от услуг этих перевозчиков» – рассказала Людмила.
Второй житель Чернигова рассказал о похожем инциденте 2 дня назад. Он в свою очередь около часа дня находился на автовокзале, что возле рынка «Нива», собирался ехать автобусом на Гусавку. Но диспетчер вокзала, когда автобус должен был уже прийти, объявила, чтобы люди сдавали билеты, так как автобус обстреляли и он стоит на улице Рокоссовского.
Чтобы проверить данную информацию журналисты интернет портала gorod.cn.ua направились за комментариями к руководству ДП «Пассервис», по адресу ул. Борисенко, 39.
ДП «Пассервис», г. Чернигов, ул. Борисенко, 39
Оказалось, что ни директора, Леоненко Сергея Ивановича, ни одного из собственников транспортного хозяйства Вакуленко Сергея Владимировича, на рабочем месте нет. По словам сотрудников охраны, они уехали на какую-то конференцию и приедут только во вторник.
На месте был лишь главный инженер Сергей Борисович, но охранник сказал, что последний запретил пускать на территорию представителей СМИ и категорически отказался с кем-либо общаться. Подробностей об обстреле маршруток охранники не знали, хотя подтвердили тот факт, что уже три дня подряд на территорию ДП «Пассервис» заезжают автобусы с битыми стеклами.
«Никто нас в эти темы не посвящает, кроме того, работаем мы посуточно, поэтому слышали информацию только краем уха. Единственное, что я знаю, это то, что некоторые водители, которые раньше ездили обедать домой на транспорте ДП «Пассервис» сейчас перестали это делать. Они приезжают сюда, оставляют маршрутку на стоянке и только потом едут домой на обед. Скорее всего, многие боятся оставлять маршрутное такси под домом из-за всей этой истории с разбитыми стеклами» – пояснил журналистам охранник.
После диалога с сотрудниками охраны на проходной ДП «Пассервис» журналисты направились на автостанцию по ул. Муринсона, 27.
Автостанция, ул. Муринсона, 27
Уже на автостанции нам удалось пообщаться с одним из водителей маршрутных такси ДП «Пассервис», осуществляющим перевозки по маршруту «Чернигов – Репки».
«Да, по окнам маршруток действительно стреляют из травматического пистолета. На сегодняшний день стекла разбили уже в 14 маршрутных такси. Я думаю, что это происки конкурентов. Они хотят убрать автобусы с маршрута, потому что мы возим людей по 3 гривны. А остальные по 9-10 гривен. Вот кто-то и дал команду на время вывести из строя автобусы. Чтобы и мы по 10 гривен людей возили.
Стекла бьют исключительно в маршрутках ДП «Пассервис», притом как в городе, так и междугородних маршрутах. Больше никого не трогают. Стреляют из пистолета, из кустов или из машины.
К одному водителю подъехал джип и с пассажирского сидения прямо на ходу начали стрелять. Водитель, естественно, резко затормозил. Ни номера, ни марки машины не запомнил, потому что испугался. Сами понимаете, джип, пистолет, да еще и время в стране такое неспокойное. И так на ходу уже стреляли в 2 или 3 машины. И никто ничего не запомнил. Поэтому сейчас на все автобусы, которые ходят на маршруте «Чернигов-Репки» установили видеорегистраторы.
Люди также перепуганы, отказываются ездить на маршрутках по 3 гривны. Из Репок сегодня вообще пустым выехал. По дороге подобрал только пять пассажиров. Стекла в маршрутках уже заменили. Сегодня пока все спокойно. Хотя, честно говоря, немного страшновато ехать в рейс. Сейчас все водители звонят друг другу, предупреждают, чтобы были осторожными и смотрели по сторонам. У конкурентов спрашивали, мол, что за дела, но те отнекиваются, говорят, что не при чем. В общем, морозятся. А ведь стекла не дешевые, каленые. Плюс стоимость работ по установке. Как только в маршрутке бьют стекло, ее сразу же убирают с линии. Это тоже убытки. Вот так действуют наши конкуренты» – подытожил водитель.
Еще один водитель с автостанции, с которым журналистам удалось пообщаться, тоже подтвердил то, что маршрутные такси ДП «Пассервис» расстреливают. Он также склонялся к версии о конкуренции. Помимо этого водитель рассказал, что перевозчик, маршрутные такси которого припаркованы за территорией автостанции, перевозит пассажиров без лицензии. На вопрос: «Почему вы так считаете?» водитель ответил встречным вопросом: «Ну, а почему же он тогда ездит из-под забора, а не с автостанции?»
Оказалось, что маршрутные такси за территорией автовокзала принадлежат частному предпринимателю Пешкову Геннадию Евгеньевичу. Именно он и разъяснил журналистам, почему перевозчикам из ДП «Пассервис» могут бить стекла в автобусах, а также рассказал о нынешней накаленной ситуации на рынке пассажироперевозок.
Пешков Геннадий, частный предприниматель
Все необходимые документы для осуществления пассажироперевозок, в том числе лицензия, у меня имеются. Водители работают официально, я плачу все налоги, согласно действующему законодательству. Когда транспорт лицензирован, то каждому водителю выдается такая лицензионная карточка. Такие карты у меня имеет каждый водитель. А информация, которую вам рассказал водитель с автовокзала, не соответствует действительности.
Что касается разбитых стекол в маршрутках, то это, на мой взгляд, дело рук конкурентов. А недовольны конкуренты тем, что ДП «Пассервис» демпингует и тем самым переманивает к себе пассажиров. Недобросовестная конкуренция с их стороны наблюдается уже достаточно давно. Из-за их методов работы на рынке пассажироперевозок пришлось прекратить свою деятельность уже не одному частному предпринимателю.
Когда-то еще в 90-е годы, когда был период приватизации, Шуман Павел Николаевич с товарищем Вакуленко Владимиром Михайловичем, отцом Вакуленко Сергея Владимировича, приватизировали сеть автостанций по черниговской области. Между собой они кумовья. Сделали так называемый семейный дружеский бизнес. На то время у них было чуть больше 60 автостанций по области. Часть автостанций они распродали. Поэтому сейчас их осталось только 32. Все они частные. Контрольный пакет акций акционерного общества находится у Шумана Павла Николаевича.
На сегодняшний день ДП «Пассервис», во главе с депутатом городского совета Вакуленко Сергеем Владимировичем, пытается вытеснить с рынка всех частных предпринимателей. Система давления на них наработана и действует уже несколько лет. Начинается все с того, что на перевозчика начинают поступать жалобы во всевозможные инстанции. ОБОП, ОБЭП, прокуратура, транспортная инспекция – все эти службы реагируют на жалобы и начинают старательно проверять частного предпринимателя не желающего соглашаться с условиями ДП «Пассервис». Жалобы пишут разные: неоплата налогов, неофициальная работа водителей, переработка водителей, отсутствие графика труда и отдыха водителя и т.д. И цель всех этих проверок – лишение лицензии ЧП на пассажироперевозки.
Единственный вариант остаться при деле – работать от ДП «Пассервис», платить им минимум по 100 гривен в день с одного автобуса за предоставленную ими возможность пользоваться их маршрутом. А с маршрутами у ДП «Пассервис» все схвачено. Есть в Областной администрации такой товарищ Головач Петр Михайлович, который раньше работал в Репкинской администрации, плотно сотрудничал с ДП «Пассервис». Сейчас он занимает должность главы комплексного комитета и главы координационного совета. Все прибыльные маршруты он отдает ДП «Пассервис», потому что директор этого предприятия с утра и до вечера сидит у него в кабинете, они постоянно что-то обсуждают. В общем, если хочешь работать – плати 3 000 гривен в месяц и выше. Занимаются таким узаконенным вымогательством Вакуленко Сергей Владимирович и Козырь Владимир Александрович.
Помимо давления на частников они используют демпинг. То есть выставляют цену на билет на некоторых маршрутах ниже его себестоимости. Таким образом, они переманивают себе пассажиров, что приводит к убыткам частных перевозчиков. Свои личные убытки от демпинга они компенсируют, снова-таки, за счет частников, которые ежемесячно отстегивают по 3000 гривен.
В первую очередь ДП «Пассервис» демпингует на тех маршрутах, которые хочет забрать у частных предпринимателей. На направлении «Чернигов-Репки» стоимость билета у ДП «Пассервис» – 3 гривны. Хотя реальная стоимость билета – 9-10 гривен. Было время, когда на Новгород-Северский билет у них стоил 12 гривен. Так до этого города расстояние около 180 км. Сейчас уже, конечно, цену подняли немного, но все равно, цены далеко не рыночные и занижены.
Та же история с маршрутом «Ушня-Борковка». Там маршрут протяженностью в 100 км. И они за него берут 10 гривен. А до этого вообще по 5 возили. В то же время у частников билет стоит 20 гривен. Вот таким нехитрым образом, путем демпинга, и забирают маршруты у обанкротившихся из-за снижения пассажиропотока перевозчиков.
Если предприниматель отказывается принять условия ДП «Пассервис» и пойти под их крыло, то Укртрансинспекция под разными предлогами лишает частного перевозчика лицензии, в результате чего с ним разрывают договор на перевозку пассажиров. Если забрать лицензию в законный способ не удается, то перевозчика начинают прессовать проверками. В конечном итоге его убирают с рынка, а вместо него приходит другой перевозчик. И так пока не найдется предприниматель, готовый работать под крылом ДП «Пассервис» и согласный ежемесячно отчислять им по 3000 гривен.
Сейчас нужно, чтобы частники объединились между собой, потому что поодиночке их просто всех вытеснят. Но многие боятся проблем с проверками и стараются не проявлять лишнего энтузиазма.
В ДП «Пассервис» считают, что мелкие предприниматели не имеют права на существование. Объясняют, что есть государственная программа укрупнения бизнеса и считают, что на рынке должны остаться только крупные предприниматели. Хотя по факту идет монополизация рынка и банальное вымогательство.
Возвращаясь к битым стеклам, хочу отметить, что от действий ДП «Пассервис» пострадало уже достаточно много предпринимателей. Поэтому разбитые стекла могут быть как способом мести, так и инструментом конкуренции. Хотя лично я не являюсь приверженцем таких методов борьбы.
В пресс-службе областной милиции сообщили, что по факту обстрела маршрутных такси было открыто уголовное производство по ст. 194, ч.1 ККУ – умышленное уничтожение или порча имущества.
В завершение, хочется добавить, что если не брать во внимание конкурентные войны пассажироперевозчиков и сделать акцент исключительно на стоимость билетов на некоторых междугородних направлениях, то, на первый взгляд, может показаться, что такая ситуация на рынке пассажироперевозок играет на руку населению. Ведь намного выгодней заплатить за билет 3 гривны, чем 10 гривен. Однако, это не совсем так, поскольку монополизация рынка одним перевозчиком в конечном итоге приведет к отсутствию конкуренции, а значит, как это всегда бывает, и к повышению стоимости проезда. У пассажиров просто не останется альтернативы, поэтому все будут вынуждены пользоваться исключительно услугами ДП «Пассервис».
Зная ненасытные аппетиты современных бизнесменов, это означает, что они могут поднять цену на билет вплоть до 12-15 гривен. И тогда стоимость проезда в 10 гривен до Репок покажется более чем приемлемой.
Дмитрий Тигранов
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.