Кого защищает Инспекция по защите прав потребителей?
Тем, кто обращается в редакцию сайта «Город» с жалобами на качество товаров или услуг, мы, как правило, рекомендуем обратиться в Инспекцию по защите прав потребителей. Ведь защита потребителей, которыми являемся все мы – прерогатива именно этого госучреждения. Тем не менее, недавно в редакцию поступила жалоба от предпринимателя на, якобы, незаконные действия Инспекции. Естественно, мы не ушли в сторону и попробовали разобраться в данной проблеме.
Оштрафовали за колбасу
– Жаловаться в госструктуры на действия Инспекции или подавать в суд я не буду, – ответил предприниматель на наш совет решить все в соответствии с «буквой закона». – Дело в том, что моя торговая сеть давно работает в Чернигове. И если я начну судиться с Инспекцией, мне просто придется свернуть бизнес. Я никогда не поверю, что все эти «проверяющие» самостоятельно перестанут «щемить» бизнес. Кому-то это необходимо для того, чтобы отчитаться перед начальством. Кто-то рассчитывает получить «благодарность». Но, не смотря на причины – итог один: практически любая проверка заканчивается штрафом. Да, чего греха таить, мы и сами готовы заплатить небольшой штраф, лишь бы не донимали проверками.
Суть проблемы, с которой обратился предприниматель, заключалась в следующем:
одна из торговых точек сети была оштрафована на «круглую сумму» за то, что торговала колбасой, маркировка которой, по словам работников Инспекции по защите прав потребителей, проверявших магазин, не соответствовала законодательству. Количество жиров и белков на колбасной упаковке было указано не точной цифрой, а прописывалось как «не более» и «не менее». После того, как один из магазинов был оштрафован, другие магазины сети начали в экстренном порядке возвращать колбасу поставщику, чтобы избежать штрафных санкций. Это, естественно, повлияло на отношения с поставщиками и на прибыль магазинов.
– Дело не в сумме штрафа, которую нам пришлось заплатить и даже не в испорченных нервах работников торговой точки. Дело в том, что производитель выпускает колбасу в соответствии с ДСТУ – Государственным стандартом Украины. И такая маркировка прописана в этом стандарте. Менять маркировку производитель не планирует, да и не может, потому что добиться точного процентного содержания жиров или белков в колбасе – технически невозможно. Фактически, работники торговли стали заложниками ситуации: или мы будем постоянно платить штрафы, или откажемся торговать качественными колбасами украинских производителей, – высказал свою позицию предприниматель.
Нужно отметить, что несоответствие, обнаруженное инспекторами защиты прав потребителей, касалось не каких-то там дешевых вареных колбас непонятного качества, а колбас сырокопченых и сыровяленых, которые находятся в довольно высокой ценовой категории. Конечно, за качество продаваемой торговой сетью продукции отвечает торговая сеть. Но все же, есть в данном случае нарушение или нет? Мы попытались разобраться в проблеме и, естественно, обратились в Инспекцию по защите прав потребителей в Черниговской области.
Для справки:
ДСТУ — Государственные стандарты Украины. Стандарты, разработанные в соответствии с действующим законодательством Украины, которые устанавливают для общего и многоразового применения правила, общие принципы или характеристики, которые касаются деятельности или её результатов, с целью достижения оптимальной степени упорядоченности, разработанные на основе консенсуса и утвержденные уполномоченным органом. По закону Украины «О стандартизации» это Положение касается национальных стандартов, кодексов устоявшейся практики, классификаторов, каталогов, а также межгосударственных нормативных документов. Стандарты ДСТУ существуют с 1993.
В Инспекции считают, что их требования – законны
В Инспекции по защите прав потребителей нам подтвердили, что проверки торговых точек Чернигова, в том числе и по вопросам маркировки колбасных изделий, имели место. Подтвердили и то, что были составлены протоколы и наложены штрафы на предпринимателей за выявленные нарушения.
– Инспекция по защите прав потребителей проводит как плановые проверки, так и проверки по заявлениям граждан и органов, которые к нам обращаются. В отношении колбасных изделий, то они проверяются на соответствие ГОСТов, нормативов и других документов, а также на соответствие Закону Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» и «Технического регламента правил маркировки пищевых продуктов», утверждённого приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики N 487 от 28.10.2010, – объяснила ситуацию главный специалист инспекции Валентина Нашиванько.
– «Регламент» был утвержден еще в 2010-м году, а получается, что не выполняется и сегодня, в 2014-м?
– Этот Регламент только начал действовать, поскольку Минюст зарегистрировал его только в конце 2011 года (по информации с сайта ВР – 11.02.2011, официальная публикация – 25.02.2011 – авт.). В 2013 году колбасные изделия проверялись на соответствие ЗУ «О безопасности и качестве пищевых продуктов», а «Регламент» фактически дублирует этот закон, – уверена Валентина Нашиванько.
Главный специалист инспекции завила, что в 2013-1014 годах колбасные изделия проверялись и браковались в соответствии с ЗУ «О безопасности и качестве пищевых продуктов» на основании плановых заданий.
– Закон предусматривает, чтобы энергетическая ценность продукта прописывалась конкретно, а не «неопределенно». Не допускается писать «не более 10 г белка в 100 гр. продукта». Это – неверное трактованные законодательства. Производитель должен указывать: «Белка – 10 гр., жира – 15 гр.» То есть, конкретную цифру в граммах, – высказала свою точку зрения Валентина Нашиванько.
Мы попросили Валентину Нашиванько показать «Технический регламент правил маркировки пищевых продуктов». Но нам ответили, что в Инспекции по защите прав потребителей такого документа нет, поскольку он только вступил в действие. Якобы, документ есть у них в какой-то «базе» и показать они его не могут.
– Мы действуем в интересах защиты не только производителя, но и потребителя. Но перед потребителем мы несем больше ответственности, чем перед производителем. Производитель должен знать и иметь эту базу и ее придерживаться. И если он ее не придерживается – это нарушение законодательства, – заявила Валентина Нашиванько.
Как ни странно, но мы-то по своей наивности предполагали, что Инспекция по защите прав потребителей должна стоять на страже Закона, но, судя по словам главного специалиста инспекции – это не совсем так!
Что же касается требований ЗУ «О безопасности и качестве пищевых продуктов» к маркировке, то в статье 38 было прописано, что должна быть указана «калорийность и питательная ценность с указанием на количество белка, углеводов и жиров в установленных единицах измерения на 100 граммов пищевого продукта». В тех колбасных изделиях, которые реализуются в торговых точках Чернигова, производитель в маркировке указал количество белка, жира и углеводов на 100 гр. продукта, как «не более» и «не менее». Фактически, требования Закона и «Регламента» были соблюдены.
Мы просто убеждены, что производитель даже чисто технически не может добиться точного содержания в граммах жира и белка в колбасе, поскольку это зависит от многих составляющих, в том числе и жирности мяса. Но наши доводы Валентину Нашиванько не убедили.
На вопрос Валентины Нашиванько: «Вы защищаете производителя или потребителя?», мы ответили честно – «Защищаем справедливость!». Поэтому нам было интересно узнать, проводится ли проверка в одной торговой сети или эти требования предъявляются ко всем магазинам? Вопрос этот возник по простой причине: буквально за день до прихода в Инспекцию покупая колбасу в одной из торговых точек города мы обратили внимание на то, что в маркировке указано «не более» и «не менее».
– К нам обратилась организация, которая инициировала этот вопрос. Мы проверяли «АТБ», «Экомаркет», «Сильпо», «Кишеню» и т.д. Все были оштрафованы и у всех было зарегистрировано административное правонарушение. Ко всем была применена статья 23 КУпАП, – заявила Валентина Нашиванько.
По вопросу, кто же конкретно обратился с жалобой на маркировку колбасы, нам посоветовали написать запрос в Инспекцию
Мы, в свою очередь поинтересовались, а что же делать магазину, который продает колбасные изделия с маркировкой, сделанной на заводе-производителе? Неужели не продавать колбасу? Ответ был простой: «Мы не можем давать рекомендации магазинам. Это их хозяйственная деятельность».
Выйдя из Инспекции по защите прав потребителей в Черниговской области, мы зашли в ближайший супермаркет, расположенный, как говорится, в «двух шагах», чтобы посмотреть, как там соблюдаются требования черниговской инспекции к маркировке колбасы. То, что мы увидели, нас совершенно не удивило. Вся сырокопченая и сыровяленая колбаса, висевшая на витрине, маркировалась по составу жира и белка как «не более» и «не менее»!
Собираем информацию
Информацию по «колбасному вопросу» мы решили поискать в Интернете. Из всей колбасы, которую мы смотрели в супермаркете, нам запомнилось одно название – «Брауншвейгская» производства фирмы «Фарро» ОАО "Кременчукмясо"/ г.Кременчуг, Полтавская обл. Именно эти данные мы и «забили» в поисковой системе.
В результате поиска мы нашли тестирование качества колбас Центром экспертиз «Тест». Эта авторитетная организация проводила тест еще в 2010 году. И, что самое главное, в тесте как раз и идет речь о маркировке колбасных изделий! Неужели в Инспекции по защите прав потребителей не владеют такой информацией?
Вот интересная цитата из тестирования, расставляющая, как нам кажется, точки над «і»:
«Большинство производителей указывают жирность Браушнвейгской колбасы как не более 45%, что соответствует требованиям стандарта. В этом случае отклонения по жирности, связанные с использованием менее жирного мяса, вполне попадают в заявленные значения. Если же производитель указывает четкую цифру по жирности, то обязан соответствовать именно этому конкретному значению. Увы, при заявленной жирности в 42,4% в колбасе "Панська" содержалось 38,1% жира. У колбасы "Щирий кум" на этикетке обозначено 45% жира, а на самом деле – 36,8% жира. Такое несоответствие повлекло за собой снижение оценки».
Фактически, Центром экспертиз «Тест» подтвердил наше предположение о том, что производители по техническим причинам не могут указать точное содержание жиров и белков в колбасе. И это НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА!
Обращаемся на предприятие
Естественно, мы не могли не задать вопрос тем, кто непосредственно производит колбасу. Поэтому связались с заводом «Фарро» ОАО "Кременчукмясо"/ г.Кременчуг, Полтавская обл.
– На какой документ делает ссылку ваша Инспекция по защите прав потребителей, предъявляя претензии к колбасным изделиям нашего предприятия? – поинтересовалась главный технолог «Фарро» Надежда Ткаченко. – В ДСТУ 4427:2005, на основании которого мы выпускаем колбасы, содержание жира и белка указывается как «не больше» и «не меньше». Маркируя нашу продукцию, мы делаем ссылку на ДСТУ 4427:2005. ДСТУ – это Государственный стандарт, который имеет силу Закона. Документ был разработан Украинским институтом молока и мяса и утвержден в соответствии с действующим законодательством.
– А к вам жалобы подобного рода из других областей поступали?
– Ни одной жалобы по вопросам маркировки не было. Кроме того, мы делали запрос в центральный аппарат Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей, который находится в Киеве по ул. Горького, 174, в котором указывали, что при маркировании продукции делаем ссылку на ДСТУ. Нам ответили, что мы делаем все правильно! – считает главный технолог «Фарро» Надежда Ткаченко.
Просим прокуратуру помочь прояснить ситуацию
Выступая перед журналистами, новый прокурор области Владимир Стеценко заявил, что будет предъявлять жесткие требования не только к работникам правоохранительных органов, но и госслужащим, работающим в области. Нам кажется, что «колбасный вопрос» – это как раз та ситуация, в которой точку может поставить прокуратура.
Если магазины не выполняют законные требования, то их, естественно, нужно наказать и сделать так, чтобы эти требования выполнялись. Но, если закон действует с 1997 года, а «Регламент» – с февраля 2011 года, то почему наши торговые сети завалены колбасой «с неправильной» маркировкой? И почему Инспекция по защите прав потребителей за столько лет не устранила «недостаток»? Вопрос касается не только колбасы «Брауншвейгская» фирмы «Фарро» а и практически всех сырокопченых и сыровяленых колбас, изготовленных по ДСТУ 4427:2005. И, как мы выяснили, не только по данному ДСТУ. Часть колбас изготавливается по ТУ и имеет маркировку «не больше» и «не меньше».
Но, если маркировка колбас все же «правильная», то почему Инспекция штрафует торговые точки и заставляет убирать колбасу с прилавков? Тут, как нам кажется, напрашивается несколько возможных вариантов.
Возможно инспекторы:
• ждут «благодарности» от руководителей предприятий;
• выполняют «заказ» по устранению конкурентов;
• пытаются подорвать экономику области, создав искусственный дефицит сырокопченых и сыровяленых колбас на прилавках магазинов.
В любом случае, в вопросе нужно поставить точку, поскольку он «переполнен» коррупционной составляющей. Ждем реакции от прокуратуры Черниговской области.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: колбаса, штраф, ДСТУ, Инспекция, законы, защита прав потребителей, Игорь Грищенко