Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Медицинская реформа по-черниговски. Мнение главврачей городских больниц

Медицинская реформа по-черниговски. Мнение главврачей городских больниц

В сессионом зале
ПОЗИЦИЯ Уже несколько месяцев в Чернигове активно обсуждается проведение медицинской реформы. Причем люди говорят не о каких-то улучшениях в медицинском обслуживании, а о банальном закрытии медучреждений.
После сентябрьской сессии горсовета, когда было принято решение о создании Центров первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП), в городе активно начали обсуждать вопрос закрытия детских поликлиник №1 и №2. Уровень недовольства реформами среди жителей города, не разобравшихся в сути ожидаемых изменений, растет день ото дня.
Учитывая тот факт, что в стране в связи с приближающимися выборами возросла политическая активность, определенной категории граждан выгодно непонимание населением сложившейся ситуации. Ведь на фоне всеобщего  недовольства деятельностью исполнительной власти и местного самоуправления довольно легко заработать политические дивиденды.

34-я сессия горсовета в вопросы реформирования ясности не внесла

Четвертым вопросом очередной сессии горсовета, которая была намечена на 29 октября, должен был стать вопрос реорганизации учреждений здравоохранения Черниговского городского совета.
Зная о подготовке к принятию решения о разграничении первичного и вторичного уровней оказания медицинской помощи, оппозиция приняла свое решение – провести митинг протеста и не дать городской власти протолкнуть решение сессии.
В случае срыва рассмотрения вопроса, политические дивиденды были бы гарантированы. Ведь даже накануне сессии мало кто из жителей Чернигова и медработников понимал, что происходит и в каком направлении движется медицинская реформа.
В народе активно распространялись слухи о том, что грядет массовое сокращение медперсонала, ликвидация городских поликлиник. Говорили и про то, что после проведения медицинской реформы в одной очереди на прием к семейному врачу будут сидеть мамы с грудными детьми и взрослые с опасными хроническими заболеваниями.
Кажется, что для удержания ситуации под контролем, городская власть должна была бы организовать круглые столы, встречи и обсуждения. Но ничего этого не произошло. Все, что смогли, так это разместить на страницах коммунальной газеты «Черниговские ведомости» статью на целый газетный разворот, посвященный медицинской реформе. Но, учитывая небольшой тираж издания прочитать, а тем более понять и поверить в написанное смогли только единицы.
Утро 29 октября хотя и было солнечным, но предвещало массу проблем для городского совета. Накануне стало известно, что кроме народного депутата Украины Валерия Дубиля на митинг против медицинской реформы прибудет еще один нардеп – Олег Ляшко. Ставки на то, что рассмотрение вопроса будет сорвано, можно было делать безбоязненно.
Для фото- и видеофиксации происходящего в сессионном зале собрались не только журналисты со всей Украины, а и активисты от политических партий, сотрудники правоохранительных органов. Все ожидали шоу и оно состоялось…
Описывать то, что происходило в зале, нет смысла. Видео и фото сессии уже облетели весь Интернет и были показаны по центральным телевизионным каналам. В итоге вопрос был снят с рассмотрения. Все моментально стихло, и сессия пошла своим чередом…

Что же должны были обсудить на сессии, и в каком направлении идет реформирование медицины?

На 34-й сессии ожидался логически последовательный шаг – вхождение детских поликлиник и части «взрослых» поликлинических отделений как первичного уровня оказания медицинской помощи в состав Центров первичной медико-санитарной помощи. Причём, на заседаниях комиссий депутаты этот проект решения согласовали.
Учитывая тот факт, что на сессии горсовета были практически все главные врачи медучреждений города, три депутата Верховной Рады, депутаты горсовета, вопрос реформирования городской медицины мог бы быть всесторонне рассмотрен и профессионально обговорен. Присутствующие журналисты получили бы объективную информацию и донесли ее до жителей города. И даже если бы депутаты не одобрили выносимый на рассмотрение вопрос, была бы огромная польза от его обсуждения. Но этого не получилось...
Чтобы получить хоть немного информации от профессионалов, мы встретились с главврачами черниговских медучреждений и постарались узнать их мнение о реформе, которой сегодня пугают всех.

Мнение главных врачей городских больниц и поликлиник


Как мы уже сказали, 4-м вопросом сессии должен был стать вопрос о прекращении работы двух детских поликлиник и создании на их базе Центров первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП). Поэтому вопрос о сути готовящихся изменений мы задали тем, кто находится в эпицентре процесса.



– На сессии должно было произойти разграничение первичного и вторичного уровней оказания медицинской помощи в нашем городе, – комментирует ситуацию Петр Гармаш, главврач ЦПМСП №2. –  В структуру нашего Центра на этой сессии планировали ввести педиатров, терапевтов, участковых и семейных врачей, которые сегодня работают в составе Детской поликлиники № 2, Черниговской городской больницы № 2, КЛПУ «Черниговская городская больница № 3» и частично – Черниговской городской больницы № 1. У нас на обслуживании будет 144 800 человек – и взрослые, и дети. Все будут обслуживаться там, где и обслуживались: дети – на площадях Детской поликлиника №2, а взрослые – на площадях 1-й, 2-й и 3-й городских больниц.
Что же касается медицинской реформы в целом, то я уверен, что все понимают, что она нужна. Но все новое, оно неизвестно, и люди относятся к нему с осторожностью. Наша задача донести суть реформы к каждому: начиная от врача и заканчивая пациентом.



Своего коллегу в вопросе реформ поддержал и Владислав Кухар, главврач детской поликлиники №1 Черниговского городского совета:
– Я хочу обратить внимание, что все политические силы, которые есть в Украине, не против того, чтобы медицинская реформа проходила по европейскому пути. Что мы пытаемся сделать сейчас? Мы адаптируем нашу медицинскую систему к европейским стандартам. К системе, которая работает в Европе. Мы не придумываем ничего нового и неизведанного. Это – рекомендации ВОЗ. То есть должна быть создана сбалансированная схема, действующая во многих странах мира, которая дает существенный результат как в отношении затрат, так и в отношении проводимых реформ.
Та реформа, которая проходит в Чернигове, никоим образом не ухудшит предоставление медицинской помощи детям, взрослым, беременным женщинам и другим категориям людей. На сегодняшний день мы только разделяем предоставление первичной и вторичной медицинской помощи.
Первичный уровень, это терапевты, педиатры и семейные врачи. Они отделяются от других уровней, и их финансирование будет происходить из городского бюджета. Все остальные медработники медучреждений города переходят на вторичный уровень и будут финансироваться из областного бюджета.
После проведения реформирования никто никуда не переезжает. Все врачи остаются на своих местах. Пациенты придут к ним в те же кабинеты, которые ходили и до реформирования. Происходит только изменение схемы подчиненности. В подчинение ЦПМСП №1 переходят педиатры 1-й детской поликлиники, частично – участковые терапевты ЧГБ № 1 и ЧГБ №4. Меняются главврачи, меняется администрация. Но для пациентов это не будет иметь никаких последствий. Сокращение врачей, медсестёр и санитарок не предвидится – все кто работал, продолжат работать и коллективы об этом знают.
Что касается опасений заражения детей от взрослых при совместном приеме, то такие приемы запланированы только с 2020 года. Но мы взрослые люди и должны понимать, что и сегодня дети сами в больницу не ходят. Их все равно приводят взрослые. И в коридорах нашей поликлиники – смешанный характер пациентов. А что касается больных туберкулезом, то они поликлиники не посещают, поскольку медпомощь им оказывает специализированное заведение.
Еще я хочу сказать, что у нас уже несколько лет работают прообразы семейных амбулаторий – это наши филиалы на Масанах и Подусовке. И там, и там предоставляется смешанная помощь – и взрослым и детям. До сих пор никаких жалоб на уровень предоставления медицинской помощи у нас не было. Лично я полностью поддерживаю медицинскую реформу. Дальше оказывать медицинскую помощь, находясь в тех условиях, в которых мы находимся – невозможно!

Врачи заявили, что не только медперсонал останется в своих кабинетах, но и имущество не покинет мест теперешней дислокации. Все имущество и оборудование, которое использовали в работе педиатры, терапевты и семейные врачи в реформируемых лечебных учреждениях останется на своих местах в оперативном управлении поликлиник и больниц, хотя и будет передано на баланс Центрам ПМСП.



Владимир Фаль

– В связи с тем, что произошло на сессии, я хочу обратиться в первую очередь к народным депутатам. Решайте проблемы медицинской реформы в Верховной Раде. Остановите вы там реформу или поменяете ее идеологию, мы будем вам аплодировать. Решайте, но решайте там, в Киеве. А тот беспорядок, который был на сессии горсовета – не для слабонервных. И то, что пригнали кучу народа – это насмешка над депутатами, над медработниками. Эти крикуны привыкли только кричать. А работать нам, медикам. Вот депутат говорит, что медицина недофинансирована. Да, это так! Но если вы работаете в бюджетном комитете, то почему вы дали Президенту, дали Верховной Раде, дали себе любимому, и не дали эти средства медицине? И все вопросы – только к ним, народным депутатам! – высказал свое мнение о происшедшем Владимир Фаль, главврач городской больницы № 2. – Реформы нужны во всех отраслях нашей страны и в медицине, безусловно, тоже. Реформа предложена идеологами из министерства охраны здоровья. И их, поверьте, в Чернигове нет. Так вот, эти идеологи практики не знают вообще. Поэтому предложенная реформа – далеко не идеальна. И правильно было сказано народными депутатами, что сначала нужно было бы посмотреть, что сделано в пилотных регионах. Но уже прошел год после того, как закончился эксперимент, но ни кто из депутатов Верховной Рады так и не спросил, какие же результаты в пилотных областях!
Конечно, по результатам эксперимента много недовольных. И нам все кричат: «Чего вы спешите?».  Но мы все хорошо помним прошлогодний опыт, когда в конце ноября пришел бюджет Чернигова, а в нем финансирования Скорой помощи нет! И нужно было в пожарном порядке все создавать, передавать и получать лицензии. Это же непростое дело, создать новую больницу! И сегодня не исключено, что народные депутаты в декабре примут бюджет, в котором для города будет только финансирование Центров ПМСП. А больницы из городского бюджета не финансируются! В области больниц тоже нет, потому что они туда не переданы! И что тогда? Коллапс? Остановка? Невыплата зарплат?
Поэтому мы с болью в сердце пошли на эту реформу. Мы видим много негатива, но наша задача провести в городе реформу так, чтобы люди этого негатива не почувствовали! 
У  реформы есть два аспекта.  Первый – медицинский. Его задачей является улучшение медицинской помощи и приближение ее к людям. Приблизить – мы приблизим. А вот что касается улучшений, то тут нужны деньги. Без денег ничего не бывает.
Второй  аспект – социальный: никто из медиков не должен пострадать, остаться без работы. И по нашему проекту реформирования ни один человек сокращен не будет. В Деснянском районе, в ЦПМСП №2, в который входит 2-я городская поликлиника, я клятвенно обещаю: ни один человек сокращен не будет.
Что же касается реформы, которую мы начали проводить в Чернигове, то если она будет доведена до конца, для медиков и жителей города ничего не изменится. В отношении вероятных неожиданностей, то у нас, утром проснулся – неожиданность. Пришел Ляшко с вилами – неожиданность. Врываются люди с флагами – неожиданность. Наша жизнь состоит из сплошных неожиданностей.  
Реформа нужна. Но она должна быть взвешенной. Нужно сделать несколько моделей этой реформы: в селе – одна. В небольшом городе – вторая. В «миллионнике»  – третья. В Чернигове я бы не разрушал поликлиники, которые сегодня работают. У нас фактически работают Центры ПМСП на Масанах, на Подусовке – и, слава Богу. Нужно создать еще Центры – создавайте, но не трогайте поликлиники. Но для этого нужна политическая воля тех, кто сидит на «олимпе» и руководит нами.



– Лично я за медицинскую реформу. За реформу, которая повлечет за собой улучшение качества медицинской помощи для населения. За реформу, при которой врачи и медработники будут получать достойную зарплату. Реформа должна включать три составляющих: улучшение медобслуживания населения, улучшение уровня жизни медработников и выход на мировой уровень предоставления медицинской помощи, – убежден  Андрей Жиденко, главный врач городской больницы № 1. – Система, в которой мы сегодня работаем, была создана в советское время и рассчитана на социалистический строй. Сейчас ситуация изменилась – страна перешла на новые экономические условия. Поэтому и медицина должна меняться, чтобы отвечать потребностям населения и условиям финансирования.
Еще 7 июля 2011 года Верховная Рада проголосовала за изменения основ законодательства Украины, касающиеся медицины. Медицинская реформа началась в «пилотных» областях. Срок ее окончания – 2014 год. Она подразумевает изменения в структуре и финансировании предоставления медицинской помощи. Были введены новые термины. Медицинская помощь предоставляется на трех уровнях: первичном, вторичном и третичном.
Первичный уровень – это и есть созданные в Чернигове ЦПМСП. Это – европейский опыт. Около 80% медицинской помощи в Европе предоставляют семейные врачи. Поэтому и в Украине, начиная с 2020 года, в ЦПМСП будут работать только семейные врачи. Сегодня, учитывая то, что у нас нет такого количества семейных врачей,  и в МОЗ, понимая ситуацию на местах, принято решение о том, что в Центрах могут работать педиатры, участковые терапевты и семейные врачи. А также врачи «узких специальностей»: хирурги, офтальмологи, лоры и неврологи.
Сама идея семейного врача заключается в том, чтобы он знал семью и занимался профилактикой заболеваний в конкретной семье. У нас был случай, когда педиатр лечил ребенка, но без особого результата. А когда разобрались, то выяснилось, что в семье был дедушка с хроническим заболеванием, который постоянно контактировал с ребенком…
В планах экономического развития страны, с 1.01.2014 уже запланировано финансирование первичной медицинской помощи из местного, а вторичной – из областного бюджета. И главное, чтобы через два месяца у нас не сложилась ситуация, как со Скорой помощью, которая год назад передавалась в «пожарном порядке». Поэтому, если мы сейчас не приступим к реформированию, то есть большая вероятность того, что с 1.01.2014 медики не смогут получать заработную плату. Потому, что в структуре городской больницы №1 я не смогу из городского бюджета заплатить зарплату участковым терапевтам, а из областного – «узким» специалистам и стационарным отделениям. Ведь на тот момент может получиться так, что терапевты уже будут финансироваться из городского бюджета в составе ЦПМСП, но они в эти Центры не будут переведены. А «узкие» специалисты и стационарные отделения будут финансироваться из областного бюджета, но соответствующие структуры еще не будут созданы.
Создавая два таких Центра в Чернигове, мы не меняем маршруты пациента. Например, педиатры, которые принимали детей в детской поликлинике №1, остаются на своих местах и будут принимать детей там. «Взрослые» терапевты и семейные врачи,  как сидели в 3-м поликлиническом отделении, так и будут там принимать пациентов. Хотя документально я передаю всех своих участковых терапевтов, медсестер и санитарок в ЦПМСП №1.
Задача городской власти не вызвать у населения негатива в отношении медицинской реформы, потому что в медицине не может быть революций. Медицина должна эволюционировать! Я еще раз обращаю ваше внимание на то, что в Чернигове все сделано так, чтобы не было совместных приемов. Это предусматривается только с 2020 года. Впереди еще семь лет. И сегодня прогнозировать развитие ситуации довольно сложно.



Виктор Янголь, главврач городской больницы №3:

–  Медицинская реформа назрела.  Медицинскую реформу проводить надо. Но проводить взвешенно, имея определенный переходной период, чтобы все могли к ней привыкнуть. Все понимают, что первичная помощь должна быть отделена и самостоятельно решать те вопросы, которые приходятся на звено первичной медицинской помощи.
В то же время в нашей работе практически не будет изменений. Единственное, это то, что наша поликлиника, которая находится на улице Одинцова, будет передана в ЦПМСП №2, а персонал будет подчиняться главному врачу Центра. Больничный комплекс будет работать отдельно и пока не совсем ясно, кому он будет подчиняться. Все зависит от того, каким будет бюджет 2014 года и состоится ли переход вторичного звена медико-санитарной помощи на финансирование областного бюджета. В этом вопросе ясности пока нет.
В целом врачи относятся к реформированию нормально, поскольку все, и сотрудники поликлиники и стационара, остаются на своих местах. Перемещение никоим образом не коснется персонал.
Что же касается вопросов реформирования, то я считаю, все нужно делать взвешенно, учитывая опыт других регионов. И если в обществе есть какие-то проблемы и недопонимания процесса, то их, наверное, нужно более детально обсудить. Хотя были и прямые эфиры, и публикации в прессе. Одно из двух: или этого было недостаточно, или информация была доведена недоходчиво.



Юрий Бойко, начальник управления здравоохранения Черниговского городского совета:
– Реформа необходима однозначно. Необходима, как с точки зрения пациента, и с точки зрения врача, и с точки зрения власти.

Со стороны пациента, то все недовольны объемами медицинского обслуживания, возможностью диагностирования, лечения. Недовольны и очередями в больницах. Кроме того, не последнюю роль играет и дороговизна обращения к врачу. Хотя прием и бесплатный, нужно пойти купить лекарства, купить приспособления для анализов и т.п.
Бесплатным это не будет. Но мысленно все убеждают себя в том, что медицина – вещь бесплатная, финансируемая за счет бюджета. Поэтому можно констатировать, что на сегодня медицина требованиям пациента не отвечает.

Со стороны медицинского работника необходимость реформы диктуется тем, что сегодня врач работает в неудовлетворительных производственных условиях. Это –недостаточность оборудования, инструментария, низкое качество лекарств которые на сегодня есть в Украине (около 50% – фальсификатов). Актуальным остается и вопрос заработной платы, которая не соответствует ежедневным объемам, нагрузкам и интенсивности работы медицинских работников. Кроме того, есть такая острая для медработников проблема, как жилье. Уже по многу лет подряд сотни врачей работают в нашем городе, стоят в очереди на жилье, но даже не имеют перспективы на его получение.

Со стороны власти, необходимость реформы заключается в том, что власть не видит отдачи от медицины. Отрасль довольно-таки финансовоемкая, но эта ёмкость не пропорциональна эффективности. Денег вкладывается много, а эффективности нет. Почему это происходит?  Да потому, что в медицине присутствует бюрократический подход, который тянется еще с давних времен. Говорят, что вооружение врача – это его авторучка. Врач только и пишет истории, справки, отчеты, вместо того, чтобы поразмыслить над диагнозом больного и методами лечения.
Подводя итоги деятельности работы, управление оценивает состояние здоровья населения и показатели работы медицинских заведений. Так вот, ни там, ни там показатели эти показатели нас удовлетворять не могут. Высокая смертность, высокая детская смертность. Низкая рождаемость (хотя здесь есть элементы социальности). И в целом, посмотрите на такие заболевания, как, например, туберкулез. Несмотря на все наши усилия, они не уменьшаются. А это говорит про пробуксовку, неэффективность системы. Про зря потраченные средства. Поэтому и со стороны власти получается, что реформа необходима.
В чем должна заключаться эта реформа? Конечно, мы с особым вниманием следим за тем, как эта реформа проходит в четырех пилотных регионах. Конечно, хотелось бы увидеть логично выстроенные пути прохождения этой реформы. Но вот что немаловажно: города, в которых проходит реформа – экономически развитые. А таких, как Чернигов – среди пилотных проектов нет. Мало того, нет выводов по пилотным регионам. Но, несмотря на это, целый ряд исполнительных документов заставляет нас проводить реформу.

В Чернигове мы отнеслись к этой работе достаточно внимательно. Практически мы работаем над этим уже полгода. Мы изучали проблемы других городов, посещали регионы, в которых идут пилотные проекты. Учитывая специфику нашего города, мы руководствуемся главным правилом медицины: «Не навреди».
Рассматривая пути реформирования отрасли в нашем городе, мы сразу осознали, что Чернигов – особенный город. Нельзя, например, равнять Ивано-Франковск, Крым и Чернигов. Две курортных зоны и Чернигов, у которого под боком Чернобыль. А отсюда и проблемы со здоровьем граждан. Нельзя равнять нас и с Винницей, где, как в любом академическом ВУЗе, врачей принимают на конкурсной основе. А у нас врачей не хватает. Мы рады каждому медику и приглашаем его к себе. Вот это та разница, которую мы имеем сегодня. 

После сказанного


По вопросам медицинской реформы журналисты «Города» задали вопросы не только руководителям медучреждений Чернигова, но и депутатам, как народным, так и городского совета, работникам горсовета и простым гражданам, которые ежедневно часами простаивают в очередях поликлиник, платят за «бесплатные» лекарства и на себе ощущают все «прелести» медицинского обслуживания.
Естественно, что в рамках одного материала изложить десятки мнений физически невозможно. Но можно констатировать то, что все опрошенные уверены в необходимости проведения реформирования.
Из всего сказанного и услышанного мы пришли к выводу, что эта реформа зародилась не в Чернигове, а в столице. И хотя прошла некое апробирование на базе четырех областей, полученный опыт вряд ли может быть применен к нашей, «специфической» области.
Еще одной проблемой реформы можно назвать то, что распоряжение о ее проведении из Киева уже поступило. А вот четких указаний чиновникам, как и что делать – не дали. А поскольку специалистов, способных принимать стратегические решения в Чернигове нет (все привыкли работать на основании приказов и распоряжений), процесс реформирования идет очень туго.
Но мы помним ситуацию, которая сложилась с передачей Станции скорой помощи в областное подчинение в прошлом году. Тогда депутаты сначала сняли рассмотрение вопроса, а потом, когда узнали об отсутствии финансирования из госбюджета, в спешном порядке начали принимать решение о передаче.
А поскольку медицина – это делегированные государством местному самоуправлению полномочия, которые финансируются за счет госбюджета, в 2014 году с поликлиниками и больницами города может произойти то же самое, что и со Скорой помощью.
Чтобы такого не произошло, нужно разработать стратегический план реформирования медицины Чернигова, обговорить его на всех уровнях и принять единственно правильное решение.
Есть и еще одна проблема: время, которого и без того мало, упущено. Тем не менее, будем надеяться, что городские власти проведут обсуждения, услышат мнения всех в целом и каждого в отдельности. И решение, которое в конечном итоге будет одобрено, не отразится на здоровье и благополучии жителей Чернигова.

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: медицинская реформа, сессия горсовета, Петр Гармаш, Владислав Кухар, Владимир Фаль, Андрей Жиденко, Виктор Янголь, Юрий Бойко, Игорь Грищенко

Добавить в: