Убийство, которого могло не быть

Убийство, которого могло не быть
Волной прокатилось по СМИ Украины сообщение об убийстве в июне этого года четырехлетнего мальчика Артема Кукурузы. Единственный подозреваемый - черниговский подросток Дмитрий Пугач. Однако мотив убийства милиции пока не ясен. Ныне идет следствие, а заинтересованные в этом деле стороны собирают доводы в пользу своих версий. Следователь ищет доказательства вины подозреваемого и ждет результатов экспертиз, в том числе судебно-психологической. А адвокат, которого наняла бабушка подозреваемого, ждет материалы дела для изучения.

«Я завалил деда...»


Родственники убеждают в невиновности Дмитрия:
- Он не мог этого сделать!
Однако три года назад он смог убить человека.
Как сообщил руководитель пресс-службы Черниговского УМВД Сергей Брыль, тогда Дмитрий учился в Черниговской школе-саду №55. Специалисты городского управления образования разъяснили, что это заведение теперь называется по-другому, но направление в эту школу для умственно отсталых детей по-прежнему дает областная психолого-медико-педагогическая комиссия. Школа расположена рядом с домом, в котором проживал 62-летний сильно пьющий пенсионер Михаил Булгак. Вечером 3 мая 2010 года, будучи не в состоянии подняться на свой этаж, он попросил проходившего мимо мальчика довести его до квартиры. Дальнейшие события сотрудники милиции восстановили со слов Дмитрия. Пенсионер якобы стал требовать от ребенка звонить во все двери, а когда мальчик отказался, мужчина, разозлившись, ударил его по ноге. Во время драки у Михаила из кармана выпал кухонный нож. Дмитрий схватил его, дважды ударил пенсионера в живот и, испугавшись, собрался было бежать. Но мужчина успел схватить Дмитрия за ноги и не отпускал. Тогда подросток ударил своего обидчика ножом в грудь и шею. Всего семь ударов. Адекватной ли была такая реакция на конфликт двенадцатилетнего мальчика? Тогда следствие не задавалось этим вопросом, ведь Дмитрий еще не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Поэтому обвинение ему не предъявляли, дело закрыли и направили в суд для избрания принудительных мер воспитательного характера. По словам свидетелей, сразу после случившегося Дмитрий рассказывал во дворе об убийстве.

Отписки по инструкции

Деснянский районный суд Чернигова посчитал достаточным наказанием пребывание Дмитрия в течение одного года в государственном учреждении Министерства образования - Харьковской общеобразовательной школе социальной реабилитации. Туда по решению суда направляют детей в возрасте от 11 до 14 лет, совершивших правонарушения с признаками общественно опасного деяния. В августе 2011 года исправившийся (если следовать логике украинской системы правосудия) убийца вернулся в Чернигов. Но с каким багажом прошлого и приобретенного ходил он по тихим улицам города?
Сотрудник уголовной милиции по делам детей Вячеслав Пилипенко рассказал, кто и как занимался судьбой Дмитрия Пугача после его возвращения.
- Из Харькова на имя начальника службы по делам детей Деснянского райсовета было направлено письмо с просьбой сообщить о прибытии и дальнейшем устройстве несовершеннолетнего Дмитрия Пугача, - объясняет Вячеслав Пилипенко. - Специалист Валентина Науменко сходила один раз к Пугачам и поговорила с Дмитрием и его дедушкой. На вопрос о занятиях подросток ответил, что посещает вечернюю школу, а в свободное время занимается музыкой и вышиванием. Специалист отправила отчет в харьковскую школу. Больше судьбой Дмитрия служба по делам детей не занималась.

Сама Валентина Науменко сообщила, что их служба выполнила все, что требует инструкция. Их подопечными являются дети, которые не раз убегали из дому или родители которых уклоняются от выполнения своих обязанностей. Кстати, родители Дмитрия после второго убийства рассказали, что их сын со своим единственным товарищем не раз убегал из дому, последний раз это было в марте этого года. Правда, в милицию они не заявляли, а нашли его сами, в Киеве.
Но и у милиции не было законных оснований брать на учет несовершеннолетнего Дмитрия, вернувшегося из школы социальной реабилитации.
- Согласно инструкции мы должны ставить на учет тех, кто вернулся из мест лишения свободы, - уточнил Вячеслав Пилипенко. - Но Дмитрия поместили в школу социальной реабилитации. Это лишило нас оснований ставить его на учет в уголовной милиции. Таково законодательство.

Таким образом спустя два года после убийства бывший ученик школы для умственно отсталых детей оказался вне внимания и опеки государства.
Но у него есть родители, которые обязаны заботиться о нем! Составить некоторое представление о воспитании в этой семье стало возможным благодаря шоу на канале СТБ «Один за всех», на которое приехали мать, отец и сестра мальчика. С трудом подбирая слова, они утверждали, что Дмитрий не мог совершить убийство. А о воспитании сына отец Виталий Пугач высказался так:
- Попробуй уследить за ним. Подумаешь, убил какого-то бомжа!..
Психиатры утверждают: если агрессию ребенка в семье не осуждают, это способствует ее проявлению в будущем. Последний всплеск агрессии у Дмитрия - нападение 16 июня с самодельной заточкой на охранника Черниговского СИЗО. Об этом мать Людмила Пугач уверенно заявила:
- Это очередная, третья, подстава.

* * *


Так мог ли Дмитрий Пугач убить четырехлетнего ребенка? И какой мотив убийства? На эти вопросы следствие продолжает искать ответы. После двух месяцев пребывания Дмитрия в СИЗО суд принял решение продлить срок содержания - необходимо провести дополнительные экспертизы, к тому же в одно дело объединены убийство Артема и ранение сотрудника СИЗО. Но если его вину и докажут, Дмитрий Пугач опять будет отвечать за все содеянное как несовершеннолетний.

Лариса Добрынина, еженедельник «Деснянка вільна» + «Деснянская неделя» №1 (460), 5 сентября 2013

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Артем Кукуруза, убийство, Дмитрий Пугач, «Деснянка вільна», «Деснянская неделя», Лариса Добрынина

Добавить в: