"Быкование" в Новых Млынах
"Быкование" в Новых Млынах
С такой жалобой жители Новых Млынов Щорского района, говорят, куда только не обращались, потому что не могут найти общий язык со своим сельским председателем — 43-летней Еленой Згонник.
- У Елоны около 20 коров, есть и быки - сколько их, я точно и не знаю. Именно эти быки и наделали нам беды, — рассказывает 51-летняя местная жительница Людмила Руденок. - Пасется это стадо отдельно от наших коров, на лугу, неподалеку от дома Згонников, но никто за ним не присматривает, бродят их коровы и быки сами по себе - где им захочется. А своих коров мы пасем по очереди всем селом. 11 июля быки Елоны прибежали в наш табун и напали на мою Вишню. В тот день коров пасли Валентина и Василий Лашко.
- У нас три своих коровы, поэтому пасем мы все стадо по три дня. Сколько голов скота имеешь -столько дней и пасешь, когда подходит очередь, — приобщается к разговору 50-летняя Валентина Лашко. — Я 11 июля хорошо помню, мы с мужем третий день пасли. Около 10 утра погнали коров к реке на водопой. И тут из кустов вышли трое быков. Мы с Василием давай заворачивать коров, а их же много, аж 68! А быки к Людмилиной Вишне направились и стали на нее по очереди прыгать. Один, самый маленький, вроде немного отступил, а двое здоровых даже и не думали отходить. Корова пыталась от них убежать, но быки от нее не отставали. Рядом еще бегала корова Тани Се-менок — Марта. И они резко переключились на нее. Я через людей разыскала номер председателя, набираю ей, а она все сбрасывает и сбрасывает мои звонки. Хотя до этого ей уже кто-то дозвонился и сказал, чтобы она пришла за быками. А те все не отходили от Марты. Она, бедная, побежала к реке, и только остановится немножко, а они с двух сторон опять на нее прыгают. В итоге загнали Марту в воду и начали ее топить. Мой муж полез за ними в реку, но отогнать быков у него не вышло. Там в это время ловил рыбу учитель нашей школы Александр Хитрый, он все видел.
Быки бегали за коровой больше часа. Было где-то полдвенадцатого, мы с Василием решили гнать стадо домой, потому что не знали, что делать. Я шла впереди, и тут мне Хитрый кричит: «Валя, быки!» Я обернулась, а сзади бежит та несчастная корова, и ее с обеих сторон одновременно прижимают быки. И все они летят на меня, я едва успела отскочить. Так они и погнали Марту аж в село. Я не понимаю, почему никто не пришел сразу и не забрал их? Они же могли не только на коров, но и на людей наброситься! Знаю, что эти быки и на Ростика бросались, и на мужа Елены Игоря (кстати, именно Игорь в основном занимается коровами, даже сам доит. — Авт.). А тут еще после случая в Щорсе совсем страшно стало! (17 июня в райцентре домашний бугай убил своего 66-летнего хозяина, об этом «Гарт» писал в №26 от 27 июня 2013 года. — Авт.).
- Да и вообще, быков нужно привязывать и вставлять им кольцо в нос! — добавляет Людмила Руденок.
- Я живу неподалеку от председательницы и видела, как ее быки «провожали» мою корову, — рассказывает про свою беду хозяйка Марты, 60-летняя Татьяна Семенок.
- Я нашла Елену возле сельсовета (она как раз отъезжала на машине), стала кричать, чтобы она вернулась. А она в ответ крикнула, что где-то там ее Ростик, но я его не видела. Тем временем быки продолжали гонять мою Марту по селу, даже люди прятались. А я следом за коровой на велосипеде летала. Я подъехала к своему двору, бросила велосипед, за мной в калитку успела заскочить Марта, которая смогла немного оторваться от бугаев. Я едва успела калитку закрыть, они лбами об нее стукнулись, и все. Корова зашла в хлев, а я вышла на улицу. Вижу: быки опять помчались в сторону луга, а Ростик только садился на велосипед возле своего огорода, чтобы за ними ехать.
Я тогда сильной шумихи не подняла - на следующий день корова все же потихоньку пошла на пастбище. Но дней через пять ей стало трудно подниматься на ноги. У нее на позвоночнике возле хвоста было сильно набито. Я пошла к Елене, а она стала говорить, что я ей еще должна деньги за то, что ее бык покрыл мою корову! Потом пришла ко мне, посмотрела на корову со всех сторон и ушла. Оказалось, что Елена после этого вызвала ветеринара, чтобы он обследовал Марту, которую вроде бы побили пастухи. Ветеринар осмотрел и сказал, что у нее ушиб позвоночника, но она отойдет, и уколол ей антибиотик. Прошло несколько дней, но корове становилось только хуже. Моя дочка Оксана пошла в Щорсе к главному ветврачу района Андрею Лопатину. Он тоже к нам приезжал и сказал, что корова выздоровеет. Но мне пришлось ее сдать на убой, потому что она совсем перестала вставать и очень похудела. Те, кто принимал мою Марту, сказали, что у нее нагноение на позвоночнике. Теперь я осталась без кормилицы. А в селе без коровы очень трудно!
- А на мою Вишню те быки нападали еще раз, даже порвали ее немного, — продолжает уже Людмила Руденок. - Было это 31 июля. После этого уже и мне пришлось вызвать ветеринара. Корова дней 10 отходила, я ее и на луг не выпускала. Слава богу, сдавать не пришлось.
Вот такая у нас проблема. Мы уже и милицию вызывали, и в районную прокуратуру обращались. Прокуратура отправила это дело в наш районный совет. Оттуда ответа пока не было. Я этого скандала не хотела, но сколько же можно терпеть? А еще у нас в селе иост через реку, как на луг идти, в аварийной состоянии. Но людяы приходится через него перебираться. Как сено по нему возят, так и крестятся, и молятся. Его уже давно нужно на баланс сельсовета поставить, но никто этим не занимается.
Выслушав людей, мы пошли к сельскому председателю. Елена Николаевна сначала сказала, что не видит большой проблемы и что-то объяснять у нее нет желания. Но потом сама подошла к нам на улице:
— Люди, которые раздули такую проблему, просто негативно ко мне относятся. Они на выборах голосовали за бывшего председателя, а так вышло, что большинство выбрало меня. Дочь Людмилы Руденок—Мария Победаш - работала секретарем сельсовета, сейчас она в декрете. Я еще раньше хотела на ее место взять другого работника, более квалифицированного. Но местные депутаты проголосовали за Марию, ее мать этому посодействовала. Так что дело, скорее всего, не в быках, а в каких-то давних обидах! Хотя у нас с Марией по работе никаких проблем или конфликтов нет, нормально работаем.
А 11 июля все было вот как. Мой сын Ростик (ему 16 лет) пас скот (у нас 20 коров и 3 быка), но на некоторое время отлучился - пошел домой переодеться, потому что стадо мы гоним через реку и он намочил одежду (река там неглубокая, меньше, чем по пояс. Но какой смысл возвращаться домой, чтобы переодеться, если обратно к стаду опять идти через ту же реку? — Авт.). Между тем на лугу сорвались за бугаями две коровы - Анатолия Семенка (мужа Татьяны Семенок. — Авт.) и Людмилы Руденок. Мне позвонили по телефону где-то в 11 утра, я перезвонила сыну и попросила пригнать коров с пастбища. А сама осталась возле сельсовета, потому что знала, что второе стадо будут гнать мимо него, а с ним же и мои бычки были. Забрала я их. Один из них успел по дороге покрыть корову Семенок, а второй - корову Руденок. Семенок живут возле меня, поэтому я видела, как Татьяна загоняла свою корову во двор. Быки же пошли домой. Мне навстречу вышел сын, и мы их вдвоем закрыли в хлев. Так что ничего страшного не случилось. Эти быки еще молодые, им чуть больше года. Никакой агрессии в таком возрасте у них нет. Мой же сын их пасет, и они никогда на него не бросались.
Прошло 5 дней, корова Семенок все это время ходила на пастбище. И вот приходит ко мне Татьяна и ругается, что бычки «поломали» ее корову. Хотела, чтобы мы ей дали вместо этой другую, свою. Я говорю: «Давайте разберемся». Пошли мы в хлев смотреть ту корову. Я же думала, что она не встает, а корова еще и бегает: то во двор, то на улицу выскочит! Я тогда сказала, что вызову ветеринара, потому что какой смысл мне смотреть. Видела, что там какая-то припухлость возле хвоста, но я же не врач и не разбираюсь в этом. Ветврач посмотрел, назначил лечение, уколол антибиотик. Он мне тогда сказал, что никакого перелома у коровы нет. А припухлость могла появиться от удара палкой. Я еще подумала, что может кто-то из пастухов случайно ударил корову, когда отгонял быков. После разговора с врачом я успокоилась, Семенок тоже. Ветеринар должен был еще приехать через несколько дней, чтобы сделать второй укол. Но накануне мне позвонила дочь Татьяны, Оксана, и сказала, что их корова, наверное, не отойдет и чтобы мы отдали им свою! Я в это время была в сельсовете, рядом находились люди, которые слышали весь этот разговор. Я Оксане ответила: «Не делай преждевременных выводов, корова на лечении. И это все я буду обсуждать с твоими родителями». И положила трубку. А она мне перезванивает: «Раз так, то мы будем бороться другими методами!» Я ей объясняю, что не виновата в том, что коровы сорвались за быками. А бычки же за 2 километра их чувствуют. Говорю, что никто из нас не хотел, чтобы так вышло, что я поступила по совести, лечу вашу корову, если хочешь, можешь подавать в суд. Но она пошла не в суд, а в редакцию нашей районной, газеты «Промінь». Я потом вызвала и главного ветврача Лопатина, чтобы он их корову обследовал, потому что Семенок сказали, что первому врачу не доверяют. Я при осмотре не присутствовала, но разговаривала с Лопатиным. Он сказал, что окончательный диагноз — гипокальцемия, то есть недостаток кальция, переломов же у коровы не было. На забой рекомендации он не давал, сказал, что животное отойдет. Кстати, корова Семенок несколько раз на людей в селе бросалась, тогда еще говорили, чтобы она забрала ее из стада, а я за нее даже заступалась! А корова Руденок недели через три после той ситуации сама приходила в наше стадо и повела за собой бычков. Потом Людмила вызвала ветеринара, однако ничего страшного с коровой не произошло, было лишь лишнее осеменение - бычков же двое, а она одна.
Что касается моста, то я этим, конечно, занимаюсь. Деньги, 750 гривен, на его экспертную оценку уже есть, ждем, когда казначейство эти деньги пропустит. Тогда будем ставить мост на баланс сельсовета.
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили начальника Щор-ской районной государственной больницы ветеринарной медицины Андрея Лопатина:
- У коровы Татьяны Семенок был вывих пояснично-подвздошного сустава. Эту травму она, скорее всего, получила от быков. Когда я приезжал к Семенок, корова вставала на ноги, ходила, но у нее не работал хвост, она им не махала. Также после этой травмы оплодотворять ее пришлось бы искусственно. Вывих, который у нее был, так просто вправить нельзя, но после рас-тела та кость, возможно, встала бы на место.
Фельдшер, который осматривал корову передо мной, уколол ей антибиотик, сказал, что у коровы были выделения из носа, ринит. Ей прописали витамины, потому что у нее была гипокальцемия. Это также стало предпосылкой вывиха, потому что из-за слабых костей травму ей было нанести легче. Но угрозы жизни коровы или необходимости ее сдавать не было. Производительность она не потеряла, по словам хозяйки, молоко корова давала.
А теперь о том, кто за кем может «сорваться». Небеременные коровы, но только те, которые уже телились, во время овуляции (раз в 21 день) действительно сами ищут самцов. В это время они ведут себя буйно, прыгают на других коров. А бычки чувствуют феромоны, которые выделяют такие коровы, и также срываются за ними.
Конечно, против природы не попрешь. Но с животных и не спросишь — за них должны отвечать хозяева, причем думая не только о своей скотине, но и о людях. У меня, например, сразу подкосились бы ноги, если бы я оказалась на пути у разъяренных быков или коров. А если бы дети?
с. Новые Млыны Щорского района.
Александра Денисеко, еженедельник "Гарт" №35 (2632) от 29 августа 2013
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.