В Чернигове через сутки после родов умерла женщина
В редакцию нашего интернет портала поступила информация о том, что 10 апреля, после родов с кесаревым сечением, в черниговском роддоме умерла 30-летняя Ольга Борсук.
После чего мы отправились к главному врачу родильного дома Гусаку Василию Ивановичу, чтобы узнать все подробности произошедшего. Василий Иванович не стал лично комментировать ситуацию и эту задачу делегировал своему заместителю.
Левник Галина Леонтьевна, заместитель главврача по медицинской части:
Борсук Ольга, находилась у нас в роддоме с 5 апреля по 9 апреля в отделении патологии беременности. При поступлении в отделение она была осмотрена заведующим врачом отделения. Был поставлен диагноз: вторая беременность, 39-40 недель, роды первые предстоящие, крупный плод, умеренное многоводие, отягощенный акушерский анамнез.
Роженица получала дородовую подготовку. В связи с дородовым (раньше времени) отхождением околоплодных вод она была переведена в родильное отделение. Первый период родов осложнился дистрессом плода (асфиксия – расстройство дыхания, недостаток кислорода). В связи с этим было проведено кесарево сечение. Это было 9 апреля.
Из анамнеза у этой женщины было прилежание плаценты. С 12 до 22-х недель она находилась в гинекологическом отделении одной из больниц города. В 22 недели была переведена в роддом и до 30-ти недель находилась в отделении патологии под наблюдением врачей. Плацента к этому времени мигрировала и диагноз «прилежание плаценты» был снят. Также в анамнезе больной был хронический пиелонефрит (заболевание почек).
Во время операции кесарева сечения случилось маточное кровотечение. Проводилось консервативное лечение кровотечения, промежуточные этапы лечения, вводились соответствующие препараты. В результате чего кровотечение было остановлено. В послеоперационном периоде роженица была переведена в отделение реанимации.
10 апреля в 6 часов утра ей стало плохо. Появилась отдышка, тахикардия. Была заподозрена тромбоэмболия легочной артерии. Проводилось соответствующее лечение. Был проведен консилиум с участием главврача, заведующих отделений, были вызваны все смежные специалисты, которые были необходимы.
Лечение проводилось в соответствии с рекомендациями смежных специалистов. Мы консультировались в телефонном режиме с республиканским акушерским анестезиологом Русланом Афанасьевичем Ткаченко.
Состояние женщины было стабильное, но у больной не было мочи. По рекомендации Руслана Афанасьевича для дальнейшего лечения больную необходимо было перевести в областную больницу для гемодиализа.
Ольгу перевезли в областную больницу, однако через несколько часов она скончалась.
На вскрытии подтвердился диагноз: острая легочно-сердечная недостаточность, массивная тромбоэмболия легочной артерии на фоне тромбоза вен таза. В легких образовались тромбы. Сосуды таза также были забиты тромбами, в результате чего отказали почки. Вскрытие проводилось врачами, которые присутствовали на консилиуме.
Такое осложнение как тромбоэмболия случается при родах примерно от 1 до 5 раз на 1 000 человек. Это очень серьезное осложнение.
Также мне удалось побеседовать с заведующей родильным отделением Савостой Екатериной Анатольевной, которая наблюдала Ольгу Борсук до, после и во время родов. Фотографироваться Екатерина Анатольевна категорически отказалась.
Женщина вступала в роды, уже имея целый букет осложнений беременности. Во-первых: ей было 30 лет. Во-вторых: у нее первая беременность закончилась самопроизвольным выкидышем. В-третьих: с 16 до 22 недель она находилась в стационаре, что является очень плохим фактором для исхода беременности. Потому что у нее была сложная патология как прилежание плаценты. Также у нее было умеренное многоводие (это угрожало кровотечением матки) и крупный плод, весом почти 4 килограмма.
В родах, кроме всех этих осложнений у нее возник дистресс плода (пуповина обвилась вокруг шеи ребенка). В связи с этим в срочном порядке было проведено кесарево сечение.
С кровотечением, которое было предсказуемо, мы справились. Состояние больной было стабилизировано. В 9 апреля 11.05 мы извлекли ребенка, а ухудшение состояние больной случилось 10 апреля в 6:00.
Случилось очень тяжелое осложнение, летальность при котором очень высокая. Все зависит от размера тромбов и от того какие сосуды эти тромбы поражают. Если тромбы крупные, то смерть может наступить в течение нескольких секунд. За все время существования роддома такие осложнения случались два раза.
К этому осложнению присоединилось еще одно: острая почечная недостаточность. Иначе говоря, почки перестали функционировать и выделять мочу. Из-за того, что тромбы попали не только в сосуды легких, но и в сосуды почек. В результате нужно было проводить гемодиализ. А отделение гемодиализа есть только в областной больнице. Поэтому было принято решение перевезти больную туда. Во время транспортировки женщина была в сознании.
После перевода в областную больницу состояние женщины ухудшилось из-за того, что повторно произошла эмболия.
Поэтому вины врачей абсолютно нет. Все, что мы могли сделать, мы сделали. Мы вводили дорогой препарат от кровотечения (стоимость которого 50 000 за две ампулы).
Сейчас женщины на роды идут очень больные. С такими болезнями, которые свойственны уже для более пожилых людей.
Я очень переживаю из-за этого случая. Это первый случай материнской смерти за 40 лет моей практики.
Ребенок выжил. Мальчик, 3,900.
После интервью с Екатериной Анатольевной я спросил у нее, не стало ли причиной образования тромбов введение препарата, останавливающего кровотечение. На что Екатерина Анатольевна дала отрицательный ответ.
В завершение я решил съездить в областную больницу и попросить прокомментировать ситуацию заместителя главного врача областной больницы по хирургической работе Колос Николая Ивановича.
10 апреля в 14.55 к нам из родильного дома была доставлена Борсук Ольга Андреевна, 1982 года рождения. Причина перевода – острая почечная недостаточность. Больная находилась в реанимационном отделении и получала необходимое лечение. Ее хотели подсоединить к аппарату искусственной почки, но состояние больной ухудшилось, в результате чего этого не было сделано (гемодиализ нельзя проводить при наличии тромбов). В больнице она находилась 2,5 часа. В результате образования новых тромбов больная скончалась. При таком осложнении спасти больную не представлялось возможным. Все, что мы могли сделать, мы сделали.
Мы также пытались связаться с родственниками Ольги, но сегодня они как раз были на похоронах. Было известно, что ее тесть учитель физкультуры в школе №19. Директор школы, в телефонном режиме уточнила, что сама только что приехала с похорон, там было около 200 человек. А тесть Ольги во всей этой суматохе потерял мобильный телефон. Также добавила, что завтра, 13 апреля, малыша заберут из роддома.
Официальные комментарии
12 апреля в ходе заседания постоянной комиссии охраны здоровья и защиты населения от последствий аварии на ЧАЭС Черниговского областного совета вопрос о причинах смерти роженицы 10 апреля этого года в Черниговском родильном доме поднял народный депутат Украины Владислав Атрошенко. Поводом для этого послужило обращение небезразличных жителей Чернигова, которое пришло на имя народного депутата. В обращении речь шла о халатности врачей, которая привела к смерти молодой женщины. Причем, было указано, что родственниками было оплачено проведение родов, и, тем не менее, результат привел к смерти 30-летней женщины.
Несмотря на тот факт, что в причинах смерти разбираются правоохранительные органы, Владислав Атрошенко попросил начальника управления охраны здоровья области Галину Василькову к понедельнику, 15 апреля предоставить информацию по данному чрезвычайному происшествию с пояснением причин случившегося.
Галина Василькова была готова прокомментировать ситуацию сразу. По ее словам женщина была прооперирована в родильном доме, но во время операции возникли осложнения, в том числе такие, как кровотечение.
Поскольку кровотечение было довольно сильным, пациентке вводились дорогостоящие сильнодействующие препараты. Причем это делалось не за средства родственников, а за счёт госбюджета, так как медучреждение обеспечено данным видом препаратов. Мало того, как утверждает Галина Василькова, все медицинское обслуживание пациентки проводилось за счет средств родильного дома.
Тем не менее, около 6 часов утра 10 апреля начались послеоперационные осложнения. Потребовалась консультация специалистов всеукраинского уровня. Эти консультации были проведены. Учитывая проблемы, возникшие с почками, женщина реанимационным транспортом была перевезена в областную больницу для проведения неотложного лечения. Но, несмотря на это появилось еще одно осложнение, которое стало необратимым. Женщина умерла.
11 апреля было проведено вскрытие. Все было зафиксировано и задокументировано. Была подтверждена патология, которая и привела к смерти. Все это проводилось комиссией, по постановлению следственных органов.
На запрос в прокуратуру Черниговской области нами получен ответ о том, что в реанимационном отделении Черниговской областной больницы 10 апреля умерла жительница Чернигова, 1982 г. р., доставленная из городского роддома с диагнозом тромбоэмболия легочной артерии. Следственным отделом Черниговского ГО УМВД Украины проводится досудебное расследование в части ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей медицинскими работниками по ч.1 ст. 140 УК Украины.
Процессуальное руководство расследованием осуществляет прокуратура города Чернигова. По делу назначена судебно-медицинская экспертиза. Ход расследования взят на контроль прокуратурой области.
Материалы по теме:
Роженица Нина Гришко умерла в Черниговском роддоме
Татьяна Лещенко умерла в черниговском роддоме
В черниговском роддоме умер ребёнок за несколько часов до появления на свет
Благотворительные взносы в роддоме: добровольно или принудительно?
Сколько стоят роды в Черниговских роддомах
За что берут деньги в черниговском роддоме?
Порушили кримінальну справу за фактом смерті 25-річної породіллі
Евгений Мирошниченко, Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.