Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Украина - Россия, Екатеринка - палатка

Украина - Россия, Екатеринка - палатка

Украина - Россия, Екатеринка - палатка
Бельмом на глазу у чиновников и общественности Чернигова, ревностно относящихся к красоте города, стоят на фоне Екатерининской церкви палатки, названные прихожанами «походный храм Святой Великомученицы Екатерины». «Храм» состоит из молитвенной и бытовой палаток и металлического каркаса, оставшегося от пожара. К бытовой палатке то и дело подходят бездомные и получают свой пакет с едой.
 
Последнее китайское предупреждение
 
Последнее, в ряду других, требование убрать палатки поступило от Андрея Курданова, директора Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний», на территории которого они расположились. Иначе – будет подан иск в суд. Но судиться с протестующими не так–то просто: собственность походного храма принадежит православным, а ст. 39 Конституции Украины о праве собираться «мирно, без оружия и проводить собрания…» еще никто не отменял.
 
Прошел срок ультиматума, а палатки все стоят.
 
Страсти по Екатерине
 
Екатерининская церковь строилась в конце 16 века в честь черниговского полковника Ефима Лизогуба, пожалованного российским царем за верную службу дворянством, и за средства верных Киевской митрополии МосковскогоПатриархата. В 1930 году советская власть распорядилась передать пять колоколов церкви «Рудметалторгу», а в 1933 закрыла ее вообще.
 
Именно исторической справедливостью обосновывает свое право на Екатерининскую церковь настоятель «походного храма» отец Александр Ледовой:
 
– Своей мирной акцией протеста мы боремся за то, чтобы храм был передан настоящим владельцам, которые строили его, освещали и проводили богослужение – Русской православной церкви. Сейчас теряется смысл завещания строителей храма – не поминаются воины, погибшие за веру, царя и отечества. Новая церковная организация, вместо того, чтобы строить свои храмы, стала захватывать их у других конфессий, сами же не построили даже часовни.
 
Доводы Архиепископа Черниговского и Нежинского Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) Евстратия лежат в другой плоскости:
 
– С юридической точки зрения в Украине нет ни одной конфессии, которая является преемницей существовавших до революции 1917 года. Все ныне существующие конфессии юридически зарегистрированы после появления «Закона о свободе совести и религиозных организаций» в 1991 году. Церкви до революции также не имели права собственности потому, что еще при Екатерине II все церковное имущество было передано государству.
 
В вопросах религии, имеющих тысячелетнюю историю, лучше не углубляться, а находить возможность сосущестования сейчас. Иначе мы до бесконечности будем искать и находить доказательства, подтверждающие собственную правоту.
Владыка Евстратий подчеркивает, что даже Черниговская епархия УПЦ «открестилась» от палаток. Но в этом отказе не так все определенно:
 
– Судьба палатки зависит не от Епархии, так как центром в «стоянии» есть люди, которые никакого юридического отношения к нам не имеют, – осторожно отвечает епархия. И тут же – Их взгляды базируются на отстаивании духовных ценностей, связанных с судьбой храма, который строили несомнительные конфессии. Цель священика, который там находится – молитва, мир и покой.
 
Такая позиция – в определенной мере лукавство, ведь в случае признания покровительства над палатками все претензии и судебные иски будут направлены Черниговской епархии УПЦ.
 
Но пока желающих распорядиться о том, чтобы палатки убрали, не видно.
 
– Если бы у нас действительно было правовое государство, – сожалеет владыка Евстратий, – достаточно было бы имеющегося решения суда. Но пока это «стояние» выгодно двум силам. Мы не случайно видим на палатке не икону, как это принято в православных церквях, а изображение главы РПЦ патриарха Кирилла, живого человека. Я уверен, что по этой линии идет соответствующая поддержка из Москвы. Почему уверен? Когда палатка в новогоднюю ночь сгорела, уже утром 1 января заместитель председателя отдела внешних церковных связей МП протоирей Николай Балашов давал комментарии по этому поводу. Вывод – между ним и отцом Александром есть прямая связь, значит, это не совсем церковное мероприятие. Также палатки нужны отцу Александру Ледовому и тому, кто рядом с ним обеспечивает себе средства на сущестование.
 
Наблюдатели семилетнего «стояния», в том числе государственные органы власти, молчат, хотя палатки установлены с нарушением десятка законов Украины, без разрешения заповедника, санстанции, горсовета, органов охраны культурного наследия. Чиновники, наверное, думают: «Лучше пусть палатки стоят под Екатеринкой, чем под горсоветом или облсоветом, а так обязательно будет в случае применения радикальных мер по их сносу». Позиция Прокуратуры и МВД – они не высказывают предпочтений одной или другой конфессии..
 
Однако, предпочтения были
 
Но только лишь геополитические побуждения РПЦ и корыстные интересы отца Александра подогревают этот конфликт? Истоки его находятся в начале 90-х годов, когда разгорелась борьба за независимость Украины, в первых рядах которой находились религиозные конфессии проукраинской ориетации. Прежде всего, Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), поддерживаемая диаспорой из-за границы. Неслучайно Первоиерархом УАПЦ и первым Патриархом Киевским и всея Руси -Украины стал митрополит Филадельфийский Мстислав (Скрыпник), в течение всей жизни развивавший идею вхождения украинских православных церквей в состав Константинопольского Патриархата. В начале 90-х годов Мстислав приезжал в Украину, встречался с Президентом Украины Леонидом Кравчуком и, несмотря на краткие сроки поездки, приезжал в Чернигов. В Чернигове в начале 90-х годов действовала община УАПЦ, церкви Киевского патриархата тогда еще не было.
 
Также не питал теплых чувств к Москве преемник Мстислава, второй Патриарх Киевский и всея Руси – Украины Владимир (Романюк), неоднократно осужденный советской властью. По сообщению кандидата богословия, архиепископа Александра (Драбинко), размещенному на сайте УПЦ, «Романюк неоднократно подчеркивал, что рассматривает свою Церковь как некое основание украинской государственности и настаивал на статусе государственной церкви для УПЦ КП».
 
Президент Леонид Кравчук, поддерживающий УПЦ КП, не обращал особого внимания на слова председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины Николая Колесника:
 
– Постановление так называемого Всеукраинского православного Собора о создании УПЦ КП принято без участия и против воли народа и епископата УПЦ (Московского Патриархата), – предупреждал Николай Афанасьевич. – Провозглашение новосозданной церкви собственницей всех финансов и имущества, ранее принадлежащего УПЦ и УАПЦ, не соответствует установленному законом порядку решения этих вопросов и игнорирует существование УПЦ со своими структурами, имеющими законное право на принадлежащие им финансы и имущество.
 
И вот уже сегодня один из основателей УПЦ КП, Патриарх Киевский и всея Руси – Украины Филарет в интервью «5 каналу» выступает против Таможенного союза: «Мы против Таможенного союза… Не потому, что мы против России – Россия братская страна. Но Таможенный союз – это затягивание Украины в новую империю. Мы против таких взаимоотношений, которые бы повредили нашему украинскому государству». Таково мнение Патриарха, и к нему прислушиваются тысячи верующих и беспрекословно следуют в направлении, заданном Патриахом, в том числе на политических выборах разных уровней.
 
Так как там звучит статья 35 Конституции Украины об отделении церкви и государства?
 
УПЦ МП явно не хватило надежной защиты
 
В режиме максимальной благожелательности к украинской независимой церкви в начале 90-х годов в Украине регистрировались тысячи религиозных общин. При передаче Екатерининской церкви УПЦ КП получила явное предпочтение перед Черниговской епархией УПЦ, которая в то время не высказала должной активности. Зарегистрированная в 1992 году Казацкая православная община УПЦ КП сразу же начала хлопотать о передаче ей церкви и приложила к бумагам подписи тысячи верующих и рекомендации уважаемых людей Украины. Государственная машина завертелась, но передача церкви затянулась, так как довольно длительное время существовал перечень храмов, которые нельзя было передавать религиозным организациям. Удалось осуществить это в 2006 году, когда губернатор Черниговской области Николай Лаврик подписал соответствующее распоряжение. Сразу после этого церковь была заблокирована противниками этого шага, и осада продолжалась до тех пор, пока этнографическую коллекцию музейной экспозиции, расположенной в Екатеринке, полностью не съела моль.
 
Параллельно с этим шли судебные разбирательства, вплоть до Верховного Суда. Сейчас некоторые сторонники КП говорят о законности решения губернатора только потому, что оно было поддержано судами. (Откуда только такая увереность в непогрешимости украинских судов? – автор). Однако они умалчивают (или не знают?) о постановлении Киевского апелляционного административного суда 2007 года, которым распоряжение губернатора признано незаконным. И еще – правильно ли был растолкован Указ Президента Украины от 2002 года, в котором говорится о «возобновлении прав церквей и религиозных организаций, которые были нарушены в результате проведения бывшим Союзом ССР тоталитарной политики относительно религии»? Каким образом пострадала от тоталитаризма СССР Казацкая община УПЦ КП, созданная в 1992 году?
 
Сегодня, разбираясь в разных толкованиях законодательства, суды руководствуются разъяснениями Высшего арбитражного суда Украины от 1996 года. В частности, таким: «передача культовых сооружений в собственность религиозных общин, которые не были их собственниками, возможна при условии, если в населенном пункте нет законного претендента на это сооружение, то есть религиозной общины той конфессии, которой принадлежало сооружение на момент его перехода в собственность государства».
 
– Если мы зайдем в юридическое рассмотрение межправославных коллизий, мы оттуда не выйдем никогда, – понимает глубину проблемы владыка Евстратий. – Светский суд и государственные чиновники никогда не смогут ясно, просто и справедливо решить этот вопрос. В Украине, к сожалению, церковь пока разделена. В этой ситуации единственной возможной помощью может быть закон, гарантирующий равное отношение государства ко всем существующим конфессиям. А количество прихожан у нас примерно одинаковое.
 
Второй Президент Украины Леонид Кучма уже не высказывал такого покровительства Киевскому патриархату, как его предшественник, если исходить из количества церквей, переданных УПЦ и КП в годы правления Кучмы: на 7 храмов, переданных УПЦ, приходился один, полученный Киевским Патриархатом. Всего же за годы независимости Украины УПЦ в Чернигове было передано 11 церквей, Киевскому Патриархату -3.
 
Как показала история, главы украинских церквей задают каждому Президенту Украины вопросы о возврате церковного имущества. Президент Виктор Янукович в 2011 году призвал представителей всех конфессий участвовать в обсуждении законопроекта о возврате культовых сооружений религиозным организациям, а также в обсуждении новой редакции «Закона о свободе совести и религиозных организациях». Возможно, продолжение следует?
 
Не ведаем, что творим…
 
На одном из интернет-сайтов Чернигова появилась статья о палатках, а в комментариях некий Семен Палий пишет: «Та знайдіть ви врешт – решт пляшку бензину та спаліть це лахміття». К статье приложены фотографии тетушек из палатки, сделанные против их воли и, кстати, против закона. А как быть с верущими, которые молятся в «молитвенной» палатке? Разогнать их, как это делалось в советское время? Видно, «швондеризм» все-таки перекочевал к нам с тех времен.
 
Можно по-разному относиться к православию, можно вообще никак к нему не относиться, но перечеркивать право людей на мировоззрение и убеждения и призывать к поджогам их молитвенного места – это дикость, похоже, неосознанная…
– Я категорический противник любого насилия, – подчеркивает владыка Евстратий. -Знаете, я в конце каждого богослужения читаю две молитвы из требника. Первая – на изгнание злых духов, которые в данном случае стравливают людей и только радуются этому. Вторая молитва – о примирении враждующих сторон, которое наступит в один прекрасный момент, если мы будем за это молиться. Но в проявлениях радикализма, которые наблюдаются возле церкви, нет правды, духовный путь находится посредине, святые отцы называют его «истинным или царским».
Политизация религии в масштабах государства сделали Екатерининскую церковь и «походный храм» жертвами вражды в одном небольшом городе. Но ведь истинно верующий человек, мудро – спокойный, не будет призывать к поджогам, положится на волю божью и будет соответствовать божьим заповедям своей жизнью.
 
Так кто же мы все есть в этой истории?
 
Лариса Добрынина, "Главная черниговская газета" №7 от 18.03.2013

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Екатериниская церковь, конфликт, Чернигов, "Главная черниговская газета", Лариса Добрынина

Добавить в: