Черниговщина превратилась в «аллею торнадо»?
Алексей Кукса
Евминка первой приняла удар
В тот день под вечер небо затянуло черной тучей и начался сильный дождь, а через несколько минут еще и град, да такой, что машины на киевской трассе остановились, потому что уже в трех метрах ничего не было видно. Непогода продолжалась всего несколько минут, все прекратилось так же внезапно, как и началось.
Самые большие разрушения от смерча у жителей Евминки Коэелецкого района. Он снес все на своем пути. Повреждены 96 зданий — дома и сараи местных жителей, сельский совет, Дом культуры, церковь, школа, пункт ветеринарной медицины, одним словом, зацепило всех. — Смерч появился у нас в 17.20 и пролетел по селу за минуту, потом пошел сильный дождь с градом, — рассказывает сельский председатель Евминки Григорий Шурыга. — Как только ливень стих, я на коне объехал село - такие разрушения я видел впервые! Стихия пришла к нам со стороны Десны (река. — Авт.) и прогулялась по трем улицам — Киевской, Коцюбинского и Лесной. Потом смерч повернул в лес, где на площади около 50 гектаров разбросал огромные сосны будто щепки.
Один из первых ударов пришелся на Дом культуры (он рассчитан на 500 мест) - там снесло крышу. Сильно протек потолок, поэтому придется ремонтировать его капитально. Ветер вырвал с корнем много деревьев, которые завалили едва ли не все село.
Уже на следующий день специальная комиссия с местными депутатами встретилась с людьми, определила и зафиксировала все повреждения. Согласованно приехали и поработали электрики, эмчеэсовцы, лесники, позже районная власть направила к нам солдат и людей, которые стоят на бирже труда, для расчистки улиц от деревьев, ведь в первые дни их было так много, что проехать было невозможно. Быстро сработала исполнительная власть, людям уже выделили и раздали 2 тысячи листов шифера, правда, нам нужно еще 4 тысячи. Но многие самостоятельно покупают стройматериалы для ремонта и собирают чеки, надеясь на возмещение убытков. Услышав о нашем горе, подтянулись разные политические партии, но они помогают выборочно, поэтому среди людей есть определенное недовольство - одним дали шифер, а другим нет. Как это всегда бывает, сложную ситуацию каждый старается использовать в своих целях.
Прошло полторы недели, а на улицах до сих пор лежат деревья, правда, почти все распиленные. То тут, то там покосившиеся заборы свидетельствуют о силе стихии, которая так внезапно свалилась на евминцев. Огороды побило градом "(по словам очевидцев, он был размером с куриное яйцо), но посаженные овощи постепенно отошли. Ненакрытыми по большей части остаются лишь дома дачников, например киевлянки Марии Аникиевой. А во дворе 61-летней Нины Березовской работа кипит. Зять Юрий Халявко с товарищами уже почти поставили ей новый забор.
Очевидцы — в шоке
— Как вспомню, что тут было, даже жутко, — говорит Нина Николаевна. — Мы с дочерью Леной (ей 38 лет) и 9-летней внучкой Машенькой выбирали клубнику на огороде, а Юра где-то во дворе был. Видим: туча черная идет, а в ней белые пятна. Нехорошее предчувствие у меня возникло, когда дочкина собачка заметалась — животные всегда чувствуют беду. Только, мы зашли в дом, как на улице сильно потемнело и что-то издалека загудело. Не успели и понять, что это. Все случилось за считанные секунды. Я кинулась закрывать все окна, потому что боюсь грозы, и в окно увидела, как с соседского дома, как в кино, полетел шифер, кирпич, доски. Лена закричала: «Маме, Юры нет, Юру там убьет!» Внучка тоже испугалась и начала плакать, но выскочить на улицу и хоть как-то помочь Юре мы не могли. Это очень страшное состояние, будто тебя смерть поймала, хочется куда-то убежать, спрятаться, но некуда.
В это время 41-летний Юрий побежал загонять машину в гараж, но, поняв, что не успеет, спрятался туда сам.
— Я услышал свист и, оглянувшись, увидел, как на улице, за забором, прямо в воздухе летит большое дерево. В гараже на меня свалилась оконная рама, ее выбило ветром. Большой кусок стекла врезался мне в плечо, а маленькие разлетелись в руку и лицо. Отвернуться от летящей рамы у меня просто не было шансов, все произошло за доли секунды.
— Как только стихло, мы выбежали на улицу, — продолжает Нина Николаевна. — Зять стоял весь в крови, машина была побита, забор полностью лежал на земле, в огороде было полно битого шифера, а деревья сломаны или выкорчеваны. Теперь мой яблоневый сад вон там за огородом лежит. Один наш знакомый отвез Юру в тот же день в киевскую больницу, где ему наложили 12 швов на плечо. А мы с дочерью еще долго не могли уснуть после пережитого. Испуг остался и у Машеньки.
На ремонт ушли все сбережения и «гробовые» деньги.
Такие же рассказы мы услышали почти в каждом дворе на пострадавших от стихии улицах, но, слава богу, кроме Юрия, в Евминке больше никто не пострадал. Дома, к сожалению, не только остались раскрытыми: так, у Тараса и Оксаны Петькунов ко всему еще и стена развалилась. Бетонные блоки выдержали, а кирпич, которым был обложен весь дом, с одной стороны упал. Двух дочек на время грозы родители спрятали в погреб под домом, а сами наблюдали за всем в окно. 10-летняя Лиза говорит, что больше всего боялась, чтобы здоровенная липа, которая растет напротив их дома, не упала на него. Но от ветра она наклонилась в другую сторону. Дом остался почти без крыши, поэтому детей отправили ночевать к бабушке (она тоже живет в Евминке).
Кому по-настоящему не повезло, так это 44-летнему Алексею Куксе. Он десять лет строил с женой свой дом (деревянный), а его подняло в воздух и бросило рядом с фундаментом в одну секунду. Огромная куча мусора еще долго будет вызывать слезы* у хозяев. Безработный Алексей Иванович не уверен, что сможет отстроить дом. Наверно, так и останется жить с родителями. Поскольку дом был недостроенным — без внутренних работ, то застраховать его не успели, соответственно ожидать возмещения убытков неоткуда. А на восстановление родительского дома у семьи уже ушло около 9 тысяч гривен. В голосе Алексея Куксы слышится горечь, но он никого не винит, а лишь пожимает плечами: «Такова жизнь, ничего не поделаешь...»
Каждый пострадавший евминец убеждал нас, что эпицентр смерча был именно в его дворе. Наверное, это из-за сильного испуга, ведь такой стихии не помнят даже старожилы. Но понемногу люди приходят в себя.
Смерч в Карпеках
Следующим «пунктом назначения» смерча стало село Карпеки. Разрушив где частично, а где и полностью 42 обитаемых и 12 хозяйственных зданий, стихия направилась к селу Сыраи. Там ее жертвами стали еще 24 дома, 16 хлевов и магазин. Двое суток люди жили без электроснабжения.
После выходок абсолютно нехарактерного для нашей климатической полосы смерча некоторые жители этих сел просто в отчаянии, ведь их дома сровняло с землей.
- Мы с мужем и детьми сейчас живем в доме моей матери в Сыраях, — вытирает слезы 29-летняя Антонина Ледченко. — Домик старенький и маленький, а у нас пятеро детей (четыре девочки и мальчик). Поэтому мы со Славиком (ему 39 лет. - Авт.) строили дом в Карпеках, мечтали, чтобы у каждого ребенка была своя комната. Пять лет строили, все своими силами. Уже выгнали стены, накрыли крышу, осталось установить пластиковые окна и браться за внутренние работы. На строительство потратили около ста тысяч гривен, а может и больше. В этом году хотели переехать в новый просторный дом, но, видимо, не судьба.
Через несколько минут после смерча ко мне позвонила соседка из Карпек и сказала, что наш недостроенный дом раскрыло, — продолжает Антонина. — Мы со Славиком быстренько поехали туда. Думали, сорвало шифер. По дороге несколько раз останавливались: вся дорога была завалена обломками деревьев, долго объезжали, а когда приехали на место и увидели свой дом, у меня чуть сердце не остановилось. От него остался фундамент и одна стенка. Через два дня сельсовет выделил нам шифер на кровлю, но какой теперь от него толк, — не перестает плакать женщина.
Соседке семьи Ледченко — 80-летней Марии Линчуя — повезло больше: у нее на доме лишь сорвало металлическую кровлю с веранды и до половины раскрыло хлев, правда, ее самой стихия чуть жизнь не лишила.
- Сколько живу на свете белом — такого не видела, -рассказывает женщина. - И что интересно: сначала солнышко светило, вдруг начало лить, как при всемирном потопе, крутило, вертело, ужас, что здесь делалось. Поломало вишни, яблони. А я как раз вышла из дому, когда буря началась, так меня со ступенек ветром бросило на землю, еле заползла в дом на своих четырех. Шифер с хлева летал по всему огороду, а кровлю с веранды нашла у соседей через дорогу.
В Сыраях летали люди на... дверях
«Погуляв» так в Карпеках, смерч «пошел» на юг, где «набросился» на придорожное село Сыраи. Больше всего пострадало хозяйство 43-летнего Дмитрия Артюха. Его новенький трехэтажный дом мгновенно стал одноэтажным. Более того, пострадала его жена, 48-летняя Наталия.
Супруги сидели на веранде, когда начался теплый летний дождь, в народе его еще называют грибным. Когда он усилился, хозяин пошел в дом, чтобы закрыть окно, и именно в этот момент начался шквальный ветер, а с неба полетел град размером с куриное яйцо.
— Меня позвала жена, мол, глянь, какой град, давай скорее прятать машину в гараж, чтобы не побило, — вспоминает Дмитрий Артюх.
— Я сломя голову бросился к машине. Двери гаража были открыты, их трепало, как тряпки. Одну половину я зафиксировал колодкой, на которой обычно рублю дрова, а другую никак не удавалось. Наташа хотела мне помочь и стала держать ворота, но ветер был таким сильным, что их оторвало и вместе с женой подняло в воздух. Хорошо, что она руки отпустила и упала на землю, ведь половина ворот пролетела еще метров десять. Жена сама поднялась, я ее повел в дом, открыл дверь - а дома-то нет. Пока мы спасали машину, даже не заметили, что смерч разрушает наш дом. Крышу с мансардой снесло вообще, а на втором этаже осталась одна комната, и то без перекрытия. Первый этаж полностью залило водой.
Наталию после ненастья отвезли в Козелецкую ЦРБ, где ей оказали первую помощь. После этого ее сыновья от первого брака забрали мать в Киев, где она зарегистрирована. Столичные врачи обнаружили в резаной ране на правой ноге кусок стекла, который там остался после падения.
— По-видимому, я порезала ногу, когда падала, — говорит Наталия. — Но тогда я боли не почувствовала. Правую ногу зашили, на левой у меня огромная гематома, по всему телу кровоподтеки и ушибы. Но я не усидела в Киеве и суток, быстренько вернулась к Диме - как же он без меня?
Сейчас супруги своими силами и с помощью районной власти ликвидируют последствия катастрофы, правда, оценки повреждений еще нет. Дмитрий Макарович говорит:
- Больше 10 лет я зарабатывал на этот дом, еще семь строил, но, как бы то ни было, главное - не падать духом. Заработаю еще. Самое интересное, что буквально два месяца назад ко мне приходил агент с предложением застраховать дом, но я отказался. Знал бы, где упадешь — соломки подстелил бы.
В нескольких десятках метров от дома Артюхов еще до недавнего времени росло более 50 берез, осин и тополей толщиной 50-60 сантиметров, семья любила отдыхать в их тени жаркими днями. Но теперь отдыхать негде: смерч уничтожил почти все деревья. Большинство из них лежат вырванные с корнем.
— Те, у которых была более крепкая корневая система, ломались как спички, — говорит Дмитрий Артюх. — Кстати, эти деревья спасли соседский дом, ведь после моего дома они были единственной преградой на пути стихии. Поэтому у соседей лишь фасад дома оборвало.
Сейчас в районе полным ходом ликвидируют последствия стихийного бедствия. Силами подразделений райгосадминистрации и сельсовета было восстановлено электроснабжение. Закуплен шифер и выдан под расписку людям, хозяйства которых пострадали, правда не всем, не хватает средств. Ежедневно работает районная комиссия техноэкологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Счет суммы убытков идет на сотни тысяч гривен.
Чтобы окончательно ликвидировать последствия катастрофы, необходимо еще две недели.
Р.S. Сельский председатель с. Сырам Сергей Доломанский сказал, что таких серьезных последствий стихии можно было бы избежать, но этому помешали в свое время местные жители: два года назад на территории сельсовета при поддержке Козелецкой РГА реализовыва-лась программа по удалению аварийных зеленых насаждений, согласно которой вековые деревья успели спилить в селе Сокирин, но дальше дело не пошло, так как люди стали жаловаться областным экологам, чтобы те не позволили рубить аварийные деревья: В результате программа была приостановлена. В Сокирине тоже прошел смерч, но крестьяне отделались лишь легким испугом: деревья не падали, поэтому и повреждения не такие значительные, как в упомянутых селах.
Стихийное бедствие в Сосницком районе
Буря с грозой и ливнями, которая пронеслась по Сосницкому району 9 и 10 июня, нанесла немало убытков энергетикам, связистам, коммунальным службам и населению района. Были полностью обесточены чернотиченское, конятинское, бутовское направления электроснабжения. Над их восстановлением в усиленном режиме работали четыре бригады электромонтеров. 11 июня без телефонной связи осталось 9 населенных пунктов района.
Значительный ущерб нанесла штормовая погода и жителям райцентра, превратив за считанные минуты центральный парк Сосницы в сплошной лесоповал. Поваленные деревья, некоторые с корнем, перекрыли вход в районный Дом культуры, падали и на Мемориал Славы, обходя, к счастью, гранитные обелиски. Почти все улицы Сосницы 11 июня были загромождены поломанными ветками, их убирали коммунальщики. Стихия также местами сорвала кровли крыш, оконные рамы, в частности в детсаду «Калинка». По предварительным данным, убытки от ненастья оцениваются в несколько десятков тысяч гривен.
***
В воскресенье, 10 июня, около двух часов дня ураган пролетел через три села Куликовского района — Хибаловку, Кладьковку и Дремайловку. С домов, сараев и ангаров посрывало крыши, повырывало с корнем огромные деревья, порвало электропровода. Люди, к счастью, не пострадали. Огороды - тоже.
В понедельник утром председатель районного совета Сергей Калашник, глава райгосадминистрации Олег Шпак и его первый заместитель Валентина Уманец побывали в этих селах, пообщались с людьми и пообещали им конкретную помощь.
Ураган на Куликовщине
- Около часа дня с запада начала надвигаться туча, — рассказывает секретарь исполкома Хибаловского сельского совета Галина Данилевская. - Мгновенно стало темно, послышался такой гул, будто над Хибаловкой летел реактивный самолет. По селу пронесся страшный ураган, ломая все на своем пути. Потом как из ведра лил дождь. В селе пострадало 30 домов, с 4 крыши снесло полностью. Посрывало крыши с 35 хозяйственных построек. Рассказывали, что пастуха, который пас в воскресенье табун, ветром подняло и бросило на землю. К счастью, мужчина был худощавого телосложения и не пострадал.
Галина Данилевская стала свидетелем трагической картины. Ураган выбросил из гнезда четырех аистов, которые погибли сразу. Их мать металась от одного столба к другому, била крыльями, кричала, кружила над мертвыми детьми. На это без слез смотреть нельзя было!
— Всю жизнь зарабатывал, пять лет на севере золото мыл, чтобы построить в Хибаловке добротный дом, а тут - на тебе, — с отчаянием в голосе говорит 47-летний житель Хибаловки Дмитрий Медвидь.
С его двухэтажного огромного дома ураган снес часть крыши, разбил фронтон, повыбивал окна. Разбитые листы шифера поразбрасывал на 50 метров, в конец огорода. Здесь же повырывал с корнем громадные деревья, некоторые переломал пополам. Дмитрий в это время был в доме.
С сельским председателем Хибаловки В. Коваленко подъезжаем к ангарам СООО «Сиверское». На огромной кровле осталось всего несколько листов шифера. А возле столовой бывшего колхоза, которая спряталась в густых зарослях, с обеих сторон дороги положило в ряд 11 яблонь.
Смерч хорошо прошелся по тихим улицам придеснянского села. Свалил заборы, повалил на одну сторону хлева, поломал шелковицы, яблони, груши. Даже 100-ленюю ель высотой около 20 метров не пожалел — лежала кверху развесистым корнем. Двухтонную железную бочку отбросил на 50 метров!
С обеих сторон дороги на Кладьковку лежат четыре огромные дерева, образовав из корней своеобразный заслон от дороги.
Дремайловку ураган зацепил меньше, чем Хибаловку. Здесь повреженно 7 домов и хозяйственных сооружений. Больше всего пострадали двухэтажные жилища многодетных семей Сергея и Любови Моруг, которые воспитывают шестерых детей, и Надежды Дусь, в семье которой четверо детей. Кстати, Любовь и Надежда родные сестры и дома их стоят рядом. Крыши раскрыло. Кроме того, в одном доме еще и полностью развалило фронтон второго этажа и снесло кирпичную обкладку на первом. Во втором повредило фронтон и сняло несколько листов шифера. Хозяева ремонтируют оба дома.
Полдома разнес ураган и у Галины Березан. Женщина живет с дочерью, у которой малолетний ребенок. Пока крышу накрыли полиэтиленовой пленкой. Одинокие женщины ждут помощи от власти.
Возле въезда в Дремайловку сваленные и сломанные деревья перекрыли движение на дороге Чернигов — Пирятин. Но уже в воскресенье здесь работал куликовский «Райавтодор», и на следующий день автодорога была полностью расчищена.
Без электричества остались жители трех сел. Сейчас бригады электромонтеров Куликовских РЭС устраняют порывы электролиний.
Р.S. Пока материал готовился к печати, руководители района сделали все возможное, чтобы найти средства в сумме 70 тыс. грн для возмещения ущерба крестьянам. Было закуплено 1000 листов шифера, 100 рулонов рубероида.
К концу недели люди получат все необходимые стройматериалы для устранения повреждений, нанесенных стихией.
Все только начинается?
Пока упомянутые районы «зализывали раны» после украинских смерчей, ненастье «поиграло» с человеческими жилищами и хозяйственными зданиями в других районах.
Как сообщает ТУ МЧС Украины в Черниговской области, в результате сильного дождя и шквального ветра пострадали Бобровицкий, Корюковский, Менский и Нежинский районы. Стихия побывала здесь 10 июня. Пострадали 52 здания, из них 46 домов и частных хозяйственных сооружений, 3 заведения образования, сельский совет, Дом культуры и общежитие. Отключено электроснабжение в 379 населенных пунктах, электросвязь — в 237.
Восстановительные работы продолжаются.
Интересно, что ни один из украинских ученых не может дать точного ответа, почему Черниговщина, как и еще некоторые области, в частности Сумская, Киевская, Ивано-Франковская, Волынская, Житомирская, Закарпатская, Черновицкая и Тернопольская, страдают от смерчей, которых за всю историю нашего государства не регистрировали ни разу.
Зато есть другая экспертная мысль! Всему виной оружие, и никоим образом не пулемет или танк, а настоящее климатическое оружие, которое до недавнего времени можно было встретить лишь в фантастических кинофильмах или компьютерных играх. Зовется оно ХАРП! Это установка регуляции погоды и климата, созданная американскими учеными, а Украина, как и еще некоторые страны мира, например Япония, где год назад произошло землетрясение, от которого была повреждена атомная станция «Фукусима», или Россия с ежегодными лесными пожарами, — площадка для ее испытаний.
В следующих номерах «Гарта» в рубрике Х-файлы ищите материал о ХАРП, в котором мы выведем врагов нашего умеренного климата на чистую воду.
Анна Самойленко, Виктор Ткаченко, Петр Федосенко, Валентина Селюк, еженедельник «ГАРТ» №24 (2569)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.