Во что играли взрослые, когда были детьми
Во что играли взрослые, когда были детьми
Можно было выйти на улицу в любое время дня и увидеть там минимум три-четыре компании детей всех возрастов: улица была усеяна детьми. И детские площадки, и тротуары, и дворы, и газоны кишели детворой. Чего не скажешь о дне сегодняшнем: место детей сейчас занимают автомобили.
Давайте вместе совершим виртуальное путешествие в детство, когда мы весело бегали по школьному вестибюлю с брызгалкой, а все каникулы напролёт дотемна играли в индейцев и войнушки. прыгали в классики и резиночки. Начнём с девочек.
ПРЫГ-СКОК, С ПЯТКИ НА НОСОК
Самыми популярными играми у них были «резиночка» и «классики». Для первой бралась длинная резинка, концы которой связывались, образуя кольцо. Две девочки залезали в это кольцо лицом друг к другу и расходились назад, натягивая его своими спинами (или ногами, или шеями). В результате между девочками получались две параллельно натянутых резинки, на которых третий человек мог выполнять упражнения. Прыгающей участнице нужно было выполнить изощрённые упражнения, не «стратив», чтобы перейти на следующий уровень.
Для «классиков» тротуары во дворах исчерчивали мелом. Банка из-под монпансье, гуталина или гэдээровского крема с насыпанным песком. Вот и всё, что было нужно для увлекательной игры.
ДОЧКИ-МАТЕРИ
Это была ролевая игра в семью, с куклами. Куклы были часто самодельными, распространёнными были и бумажные куклы. Одежду для кукол девочки делали сами.
Каждая девочка была обладательницей целой стопки тетрадок: альбомы друзей, гадалки (сонники, чихалки и т. д.), песенники... Аккуратно оформленные, украшенные вырезками из открыток и журналов. А главное, вопросы: «Ваша любимая музыка?» «Любимый фильм?». «Кто из девочек тебе нравится?», «С кем бы ты хотел дружить?». Там анкетируемые ставили инициалы. Мальчиков интересовали ответы на вопросы типа «С кем бы из мальчиков...».
СЕРЬЁЗНАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА»
В школах игра «Зарница» обычно была посвящена мужскому празднику 23 февраля. В летних пионерских лагерях такая игра проводилась в обязательном порядке каждую смену. Сценарий игры был подобен сценарию военных учений, но адаптирован под школьников разных возрастов. Для младших школьников задания были попроще, в старших классах задания были более серьёзные и трудные. Всех участников игры, а участие было в обязательном порядке, делили на две команды. Игра начиналась с построения на плацу. Командиры команд сдавали рапорт главнокомандующему, поднимали флаг и получали задания. Здесь же перед всеми ставилась боевая задача, рассказывались правила игры и условия судейства. Команды отправлялись на задания по маршрутному листу. Обычно основное действие игры проходило в близлежащем лесу.
Строевая подготовка на плацу и выполнение команд, марш-бросок строем до леса — вот первые задания, которые очень строго оценивались судьями. В лесу разворачивалось основное действие игры. Здесь нужно было выполнить множество разнообразных заданий. Некоторые задания были индивидуальны, некоторые направлены на несколько человек, а некоторые требовали участия каждого участника команды. Необходимо было пройти полосу препятствий и минное поле, показать себя в ориентировании и владении рацией.
И самая весёлая — заключительная часть игры — «Захват знамени» или «Захват высоты». У каждой команды своя база, свой флаг. Цель команды — захватить базу и флаг противника, но при этом удержать свою высоту и спасти своё знамя.
К этой части «Зарницы» готовились заранее. Из картона и цветной бумаги вырезали «погоны» и пришивали их на плечи к одежде. Пришивали очень крепко, чтобы их невозможно было с лёгкостью оторвать. Погоны — это главный атрибут жизнедеятельности участника игры. Если погоны сорваны, значит, убит. Если сорван один погон — значит ранен.
Смешная суета была при неожиданных возгласах: «Вспышка слева, вспышка справа», при выполнении этих команд нужно было ложиться на землю в нужном направлении, прикрываясь от огня.
В финале немного замёрзших ребят ждала полевая каша, горячий чай и результаты игры.
НОЖИЧКИ И ИНДЕЙЦЫ
Без сомнения, каждый советский мальчишка имел личный раскладной ножик, для которого тоже существовала своя игра. На песке чертился круг и делился на секторы. Игроки по очереди бросали нож так. чтобы он воткнулся в землю. Игрок должен был прочертить линию от границы своей территории до границы круга согласно положению лезвия ножа, не выходя из своего сектора (если
этого сделать не удавалось — попытка не засчитывалась), кусок земли между собственным сектором и новой линией считался присоединённым. Игрок, чей сектор сжимался настолько, что не позволял ему стоять так. чтобы не касаться территории врага ничем, считался проигравшим. Также были варианты, когда каждый игрок играл своим ножом.
И, конечно же, в детстве мальчишки мечтали проскакать по прериям, как настоящий индеец, на скаку метко поражая из лука бледнолицых. Но всё ограничивалось лишь самодельным луком и парой-тройкой найденных на улице перьев. Этого вполне хватало, чтобы днями не появляться дома. В лучшем случае, только заскакивали в дом за кусочком хлеба, посыпанного сахаром или смоченного подсолнечным маслом с солью. Вот и весь обед.
ЧТО ЖЕ БЫЛО В АРСЕНАЛЕ СОВЕТСКОГО РЕБЁНКА?
Кроме лука, самым распространённым оружием была, конечно же, рогатка. Трудно представить советского ребёнка, который бы не знал, что это такое и не стрелял из неё. Кто по воробьям, кто по бутылкам или консервным банкам, а кто и по стёклам или уличным фонарям.
В качестве патронов могло быть что угодно — гайки, шарики от подшипников, гладкие округлые камешки или более щадящие патроны — горох, плоды рябины, вишнёвые косточки. Рогатину брали из практически любого дерева, но самой лучшей считалась рогатка из акации. Резину также использовали из разных источников — велосипедные камеры, медицинский жгут, пояса от гидрокостюмов. На школьных переменах использовались мелкокалиберные рогатки — проволочная станина и ударно-возвратный механизм из резинки-венгерки. В качестве метательных снарядов использовали гнутую алюминиевую или медную проволоку.
Более тяжёлым вариантом рогатки был самострел. На доску закреплялась деревянная бельевая прищепка, а к другому концу приделывалась резинка таким образом, чтобы получалась «петля», седловина которой попадает как раз на прищепку. При необходимом растяжении, разумеется. В петлю резинки закладывалась «пуля», резинка натягивалась и зажималась в прищепку. При нажатии на прищепку происходил выстрел. Стреляли всё теми же рябиной, горохом, перцем горошком или дробинками.
ОБЛЕГЧЁННЫЙ ВАРИАНТ
Одним из видов лёгкого и более детского оружия были плевалки. Плевались через что угодно и чем угодно — металлические и пластмассовые трубки, шариковые ручки и т. п. В качестве патронов использовали скатанные кусочки бумаги, перец горошек, вишнёвые косточки, рябину — всё, что имело округлую форму и могло далеко лететь.
Любители подарить острые ощущения делали для плевалок стрелы — из стержня пасты шариковой ручки выдавливался шарик, а в сам стержень загонялась обычная швейная иголка. Такая «стрела» вставлялась в трубку и выдувалась в цель.
Также любимым занятием детворы была также сборка различных конструкторов: «Космос», «Крепость», «Лего», как пластмассовых, так и металлических. Так дети постигали первые навыки инженерного дела.
А ещё были «фантики», «слон», «секретики» и многое другое. В большинстве своём игры советского периода перекочевали в наше время, хотя играют в них гораздо меньше детей: большинство свободное время проводят с компьютерами.
Андрей Димич,еженедельник "СЛОВО Черниговщины", №10 (47)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.