Кто не убрал навоз из центра Чернигова?
Марина Грицик и Помпея: "Всё в мешке"
Люди кучу обходили, некоторые «попадались», останавливались, отчищали обувь. Была эта куча и на следующий день.
Откуда в центре лошадиный навоз?
Сейчас на Красной площади, возле елки, людей катают лошади из трех организаций —кон-но-спортивного клуба «Элинор», конного клуба «Сказка» (расположен в горсаду) и Центрального парка культуры и отдыха.
Сюда в новогодние праздники приходят мамы-папы с малышами: на елочку посмотреть, на аттракционах покататься, заодно и верхом за 20 гривен проехаться.
— Катаемся каждый день, иногда по два раза. А начинали с пони, — говорит пенсионерка Людмила Коваленко и усаживает на белую лошадь полуторагодовалую внучку Эллу.
— В этом году все строго. Где-то третьего января по поводу уборки навоза по городу вызвали в отделение управления торговли.
И нас, и из парка культуры. Сказали, если не будем убирать, не дадут разрешения на катание, — объясняет 23-летняя Мария Лагунец (ФЛП Мария Лагунец), которая стоит на площади с 13-летней лошадкой Сильвой, 4-летней Маркизой и 5-летним мулом Оскаром.
Рядом с Марией ее муж — 24-летний владелец конно-спортивного клуба «Элинор» Владимир Гербовей. Помогают — 9-классница Таня Бабич из школы №33 и Сергей Жабинский. — Управление торговли запретило катать непосредственно вокруг елки. Подальше — можно. Мотивируют тем, что много людей, лошадь «сходит», а люди не замечают, могут споткнуться. — говорит Мария.
— Дети еще оббегают, а взрослые прямо идут. В основном все на автопилоте, «вижу цель, не вижу препятствий», — улыбается Владимир Гербовей.
В будни «лошадники» приходят ближе к вечеру, в выходные — часам к 12-и и стоят до вечера.
— Подкрепляемся кофе, шоколадом и улыбками, — говорит Владимир Гербовей.
Не голодают и лошадки. Перед массовым наплывом людей, часов в пять, их кормят овсом.
— Мы навоз убираем сразу. Потом примерзнет, ни зубами, ничем не отгрызешь, — смеется Мария Лагунец. — Почему бы не забрать? Он дорогой. Люди выкупают полностью. 40-45-кило-граммовый мешок— 10 гривен.
По словам девушки, только из конюшни они выгребают не меньше мешка в день.
— А еще у нас есть фаэтон — карета открытого вида. Когда она выезжает, навоз убирать не нужно. Карета со специальной штукой для навоза, поэтому он собирается прямо туда.
«Переводят стрелки»
Рядом с «элиноровцами» стоят 6-летний Марио и его 11 -летняя сестра Майя. Они от Центрального парка культуры и отдыха. Даниил Рябец, который назвался заведующим по зоологической части, говорит:
— Навоз собираем в пакетик. Вон, посмотрите, совок за Снегурочкой лежит. Когда елка стояла настоящая, было удобнее, под нее прятали. Нам каждый год говорят, чтобы на площади убирали, не катали под продуктовыми ларьками. Так и делаем, ни с кем не ругаемся. Горсад — один из организаторов праздников на площади. Какие у нас могут быть конфликты?
— По дороге в горсад навоз ваш?
— Конно-спортивно-го клуба «Сказка», — предполагает Даниил.
В двух шагах — 20-летняя Помпея и 18-летняя Мальва из конного клуба «Сказка».
Рядом с ними — молодые ребята.
— Некоторые за собой не убирают, а потом стрелки переводят. — говорит временно безработный Виталий Садовой, который стоит с лошадьми.
— Мы все убираем в пакет. Есть совочек. — показывают 8-классница из школы №3 Марина Грицик и 9-классник из школы №2 Костя Овсиенко:
* * *
Все убирают, у всех совки. Откуда же навоз? Кто-то в Чернигов на лошадке приезжал? Впрочем, возле елки уже нет запахов, и то хорошо.
Алина Сиренко, еженедельник «Весть», №3 (480)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Алина Сиренко, еженедельник «Весть», навоз, РАГС