Где отовариваются черниговцы и сколько денег тратят на продукты? (социологическое исследование)
Тема исследования, с которой мы предлагаем ознакомиться читателям, актуальна всегда. Почему? Да потому что кушать хочется ежедневно. А для того, чтобы что-то приготовить, нужно купить продукты. Где лучше это делать: на рынке или в магазине? И почему? А где предпочитают отовариваться черниговцы, и сколько денег они тратят на то, чтобы прокормиться? Выяснял все эти вопросы Городской центр изучения общественного мнения.
Оказывается, что 46% черниговцев в месяц на пропитание одного члена семьи тратят от 200 до 400 грн. Получается, что в небольшой семье из трех человек, где работают двое родителей и есть ребенок, на еду уходит в месяц 600-1200 грн. То есть — одна среднестатистическая зарплата.
А если к этой сумме еще прибавить коммунальные платежи, затраты на транспорт и другие первоочередные потребности, то на такие вещи, как одежда, отдых, обустройство жилья, ничего и не останется... Мы уже не говорим о возможности приобретения автомобиля или собственного жилья.
В такой ситуации нужно отказываться либо от одежды (отдыха, ремонта и т.д.), либо от некоторых продуктов. Вот мы и спросили у жителей города, а приходилось ли им отказываться от некоторых продуктов из-за их дороговизны? И выяснилось, что большей половине города, а именно 69% черниговцев, от некоторых продуктов пришлось отказаться из-за высоких цен.
Вам приходилось отказываться от покупки продуктов, которые входили раньше в Ваш рацион, из-за их дороговизны?
да – 69%
затрудняюсь ответить - 1%
нет - 30%
Далее решили выяснить, а где же все-таки черниговцы покупают продукты? Больше половины жителей города — 55% — уже отвыкли от рынков и покупают продукты исключительно в магазинах.
17% горожан доверяют рынкам. Также оказалось, что некоторые жители города (24%) делают покупки и в магазине, и на рынке. Например, мясо и молоко покупают на рынке, а колбасу и хлеб — в магазине или ларьке.
4% черниговцев не смогли нам ответить, откуда же в их холодильниках берутся продукты, так как эти покупки не входит в их обязанность. В основном — это мужчины.
А какие же все-таки магазины пользуются большей популярностью у черниговцев? 25% жителей города делают покупки в «Союзе», 18% — в «Квартале». Клиентами «Экомаркета» является 9% черниговцев, а «Седама» — 4%. По 2% жителей города покупают продукты в магазине «АТБ» и в «Смаке».
Продукты — дело непостоянное, не успеешь купить, как нужно идти за ними снова... А часто ли черниговцы ходят за продуктами?
Как правило, в магазин ходят чаще, чем на рынок. Каждый пятый житель города покупает продукты в магазине каждый день, и ровно такое же количество черниговцев покупает на рынке, но только с периодичностью 1 раз в неделю. Немудрено, что «пик» посещаемости наших базаров приходится на субботу с воскресеньем — в эти дни люди закупаются на всю предстоящую неделю, а то и больше.
Почему же одни покупают товары в магазине, а другие на рынке?
72% клиентов магазинов предпочитают покупать в торговой сети из-за того, что магазины находятся близко к дому.
4% респондентов ценят комфорт современного продуктового супермаркета, чего нет на рынке.
1% черниговцев считают, что в магазинах можно заменить некачественный товар, т.к. при покупке остается чек.
Почему Вы покупаете продукты в магазине?
можно возвратить товар, т.к. есть чек - 1%
затрудняюсь ответить - 1%
комфорт – 4%
высокое качество продуктов – 5%
широкий ассортимент – 7%
низкие цены – 10%
близость к дому – 72%
А вот те, которые отдают предпочтение рынкам, считают, что именно там более низкие цены при более высоком качестве. Каждый сотый житель города идет на рынок за продуктами потому, что там их можно попробовать.
Почему Вы покупаете продукты на рынке?
продукты можно, попробовать – 1%
затрудняюсь ответить - 5%
близость к дому - 11 %
широкий ассортимент – 20%
высокое качество продуктов – 27%
низкие цены – 36%
А теперь — ВНИМАНИЕ! Работникам продуктовой сферы (как рынков, так и магазинов) советуем насторожиться и внимательно прочитать все нижеизложенное. Мы интересовались не только позитивом, но негативом.
77% черниговских покупателей, которые делают покупки в магазинах, не устраивает качество покупаемых продуктов.
8% клиентов недовольны очередями, а 4% не устраивает обслуживание и маленький выбор продуктов в некоторых магазинах города.
У рыночных покупателей жалоб больше. А именно: половина черниговцев из тех, которые делают покупки на рынке, чем-то да недовольны. Каждый пятый покупатель недоволен тем, что на рынке его обсчитывают либо обвешивают. 10% жалуется на антисанитарию, которая сплошь присутствует на наших рынках. Так называемая «толкучка» (когда тебя толкают со всех сторон, наезжают на ноги тачками да еще и кричат за это) не устраивает 6% посетителей рынков.
А теперь давайте сравним мнение людей о «прелестях» покупок как на рынке, так и в магазинах по трем основным критериям — цена, качество продуктов и широта ассортимента. Посмотрим, что у нас получится.
Цена. Каждый третий житель Чернигова считает, что на рынке цены ниже, и почти столько же горожан придерживаются противоположного мнения, т.е. утверждают, что цены дешевле в магазинах. Наверное, ближе всего к истине оказались те 15% черниговцев, которые считают, что на рынке и в магазинах цены одинаковые. Не смогли ответить на этот вопрос 20% респондентов.
Качество. Половина горожан считает, что продукты, купленные в магазине, качественнее тех, которые продаются на рынке. С ними готовы поспорить 20% черниговцев, которые считают, что продукты более качественные на рынке.
12% считают, что качество одинаковое, и не смогли определиться 20% опрошенных.
Ассортимент. 63% жителей Чернигова считают, что выбор продуктов в магазине значительнее, чем на рынке. Таких людей в три раза больше, чем тех, которые считают, что ассортимент продуктов шире на рынке. В данном случае подразумевают широкое разнообразие товаров животноводства — сала, мяса, молока, творога.
Срок годности. Насколько черниговские покупатели сознательно подходят к выбору продуктов? Об этом можно судить по тому, обращают ли они внимание на срок годности, указанный на упаковке. Как выяснилось — 78% наших черниговских покупателей все-таки на срок годности внимание обращают. Об этом стоит задуматься всем непорядочным продавцам как на рынке, так и в магазинах.
Вот такую картину описали 1080 черниговцев, которых опросил Городской центр изучения общественного мнения.
Но это еще не все! Предлагаем вам посмотреть на работу продуктовых супермаркетов глазами Тайного Покупателя. И сверить ваши ощущения с нашими выводами.
Что же представляет собой методика Тайного Покупателя?. Впервые Тайных Покупателей начали применять в 40-годах прошлого столетия в США. Проверялась честность сотрудников, работающих в розничной сети. Позже стали таким способом оценивать уровень знаний продавцов, их квалификацию. Сегодня розничные сети, банки, АЗС, рестораны, гостиницы внедряют у себя программу Тайный Покупатель, рассматривая ее как наиболее эффективный инструмент улучшения качества обслуживания. Только глазами Тайных Покупателей руководство фирм может «увидеть», проконтролировать и улучшить работу своих сотрудников. Каковы же методы их работы? Тайный покупатель посещает предприятие в роли обычного клиента, а потом заполняет соответствующую анкету. От применения этой методики выигрывают все стороны. Тайный Покупатель получает плату за свою работу (ее размер не зависит от уровня оценки), персонал получает возможность взглянуть на свою работу со стороны, а руководство — полную и объективную оценку о качестве работы сотрудников.
Для полной картины мы решили на практике посмотреть уровень обслуживания в магазинах, качество работы персонала и, конечно же, ценовой уровень. Убедиться во всем воочию.
Нас интересовало также, насколько комфортно и удобно чувствует себя покупатель в магазине, как быстро можно найти товар, какого он качества и есть ли ценники, как долго приходится стоять в очереди? Нас интересовало все то, что интересует любого потребителя, пришедшего в магазин за продуктами.
Для "разработки" выбрали семь супермаркетов в разных микрорайонах города:
"Экомаркет" (ул.1 Мая,163),
"Квартал" (ул.Красногвардейская,5А),
"Союз" (ул.Богунского, 40),
"АТБ" (ул. Рокоссовского, 15),
"Седам" (ул.Красносельского, 61),
"Союз" (пр-т Победы, 67),
"Смак" (пр-т Победы, 100).
Перечень продуктов, которые они должны были купить, составили исходя из набора «продуктовой корзины». Это официально утвержденный Кабинетом Министров список продуктов питания"... для основных социальных и демографических групп населения".
Сюда входят хлебопродукты, крупы, молокопродукты, картофель, овощи, фрукты, мясо, рыба, яйца, подсолнечное масло, сахар. Стоимость набора учитывается при подсчете прожиточного минимума.
Эти списки мы вручили Тайным Покупателям, и те отправились в путешествие по супермаркетам. Весь набор сервиса оценивали по 10-бальной системе.
Не во всех супермаркетах работу персонала можно назвать идеальной.
В "Союзе" (ул.Богунского, 40) охранники громко общались между собой и при этом, как заметил покупатель, "назойливо заглядывали в пакеты с покупками".
В "Смаке" (проспект Победы, 100), на вопрос покупателя о производителе муки, продавец пробурчала: "Не знаю!" и ушла восвояси.
Но все рекорды по плохому качеству работы персонала побили работники "Экомаркета" (ул. 1 Мая, 163). Кроме того, что некоторые работники находились в торговом зале без униформы, так еще отличились и грубостью. Так, когда у покупателя на кассе порвался пакет с крупой и он попросил заменить товар, кассир раздраженно ответила: "Это не моя проблема!" и положила надорванный пакет в обычную "майку", а затем пробила товар по кассе.
По внутреннему оформлению (чистоте, удобству передвижения, расположения товара, наличии ценников) наивысшую оценку получил магазин "АТБ".
Меньше всех баллов заработал "Союз" на Богунского. В торговом зале узкие проходы, частичное отсутствие ценников на продукты в молочном и хлебном отделах, пыль на полках. Покупатель здесь чувствует себя не совсем комфортно. Хотя люди, которые постоянно покупают продукты в этом магазине, возможно, просто привыкли и не обращают на это внимания.
Наш Тайный Покупатель посещал магазины в час пик — с 18.00 до 19.00 часов. Поскольку именно во время максимальной нагрузки можно по достоинству оценить весь уровень профессионализма продавцов, кассиров и организацию работы самого магазина. Нас, прежде всего, интересовало, сколько времени в среднем люди тратят на покупку продуктов в супермаркетах, которые были выбраны для исследования.
Больше всего времени потратили в "Союзе" на проспекте Победы, 67.
Меньше всего — в "Квартале" на Красногвардейской.
Время, потраченное на покупку |
|
Квартал(Красногвардейская, 5А) |
16 мин. |
Союз (Богунского, 40) |
20 мин. |
АТБ (Рокоссовского, 15) |
23 мин. |
Экомаркет (1 Мая, 163) |
23 мин. |
Смак (пр-т Победы, 100) |
26 мин. |
Седам (Красносельского, 61) |
30 мин. |
Союз (пр-т, Победы, 67) |
41 мин. |
А теперь — о ценах. В каком же из магазинов дешевле всего, а в каком дороже оказалось купить означенный набор продуктов? Поскольку часть черниговцев отоваривается на рынке, наш Тайный Покупатель посетил и это место торговли. Как выяснилось, рынок занял второе место по стоимости продуктовой корзины.
Самым дешевым из магазинов оказался "Квартал" на Красногвардейской. На покупку продуктов в нем Тайный Покупатель потратил 77 гривен 64 копейки. Самый дорогой магазин — "Экомаркет". Здесь покупка продуктовой корзины обошлась в 85 гривен 18 копеек.
Стоимость продуктовой корзины |
|
Квартал (Красногвардейская, 5А) |
77,64 грн. |
Рынок |
79,14 грн. |
Седам (Красносельского, 61) |
79,88 грн. |
Смак (пр-т Победы, 100) |
80,04 грн. |
АТБ (Рокоссовского, 15) |
80,16 грн. |
Союз (пр-т. Победы, 67) |
80,78 грн. |
Союз(Богунского, 40) |
80,78 грн. |
Экомаркет (1 Мая, 163) |
85,18 грн. |
Сравнив как уже означенные, так и другие факторы, как: внутреннее оформление, работу персонала, качество товара, ассортимент и цены на продукты в продуктовых супермаркетах, которые посетили Тайные Покупатели, — подводим итоги и представляем их рейтинг.
Напоминаем, что оценивали магазины Тайные Покупатели по 10-бальной системе.
Больше всего баллов получил супермаркет "АТБ" (ул.Рокоссовского, 15). Наименьшее количество баллов получил "Экомаркет" (ул. 1 Мая, 163) — 6,2 балла.
Итоговый рейтинг магазинов |
Итоговый балл |
||||
Магазин |
Оформление |
Персонал |
Качество |
Цена |
|
АТБ (Рокоссовского, 15) |
10 |
10 |
6,7 |
9,1 |
9 |
Квартал(Красногвардейская, 5А) |
8,6 |
10 |
3,3 |
9,5 |
7,9 |
Седам (Красносельского, 61) |
8,6 |
10 |
3,3 |
9,2 |
7,8 |
Союз (пр-т, Победы, 67) |
7,1 |
10 |
3,3 |
9,0 |
7,4 |
Смак (пр-т Победы, 100) |
7,1 |
8 |
3,3 |
9,1 |
6,9 |
Союз (Богунского, 40) |
5,7 |
8 |
3 3 |
9,0 |
6,5 |
Экомаркет (1 Мая, 163) |
7,1 |
6 |
3,3 |
8,5 |
6, |
Наиболее проблемные места наших супермаркетов — качество и ассортимент товаров, а также внутреннее оформление магазинов.
Большинство магазинов "грешит" низким качеством овощей и фруктов, беспорядком на витринах, отсутствием ценников.
Среди положительных моментов можно отметить, что ни в одном из магазинов покупателям не был продан просроченный товар. А также то, что, несмотря на вечернее время, когда черниговцы после трудового дня покупают продукты, в очереди в кассу покупателям пришлось стоять не более 6 минут.
Вот таков он, наш продуктовый рынок. А вы как считаете? Делитесь с своим мнением.
Подготовлено Gorod.cn.ua на основе материала, опубликованном в еженедельнике «Эспрессо»
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.